СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируются навыки для анализа художественного произведения: учащиеся узнают художественные особенности произведения; нахождят нравственные проблемы в произведении.

Просмотр содержимого документа
««Кавказский пленник» Л.Н.Толстой»

Тема: «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;

формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Тип урока комбинированный


ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение ученика или учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

 

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.

3. Устная работа по вопросам.

- Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

 

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

 

4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

 - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

 

                              План:

 

      1.Военное звание.

      2.Внешняя характеристика:

      3.Плен:

                                                             а) место жительства в плену;

                                                             б) питание пленных;

                                                             в) занятия;

                                                            г) подготовка к побегу;

                                                             4.Первый побег.

                                                             5. Второй побег.

   - Что общее у героев и что их различает?

  -  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?       

 

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?   

( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. 

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

 

                  Жилин                                Костылин

 

ходит по аулу                                          спит

всматривается                                         скучает

выпытывает информацию                     считает дни

рукодельничает                                       ждет ответ на письмо

 

      -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?   

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

            - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;

            - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

- Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему? 

( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг

 - Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?    

- Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

-  А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

- Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Физкультурная минутка

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                     Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

 

5. Работа в группах.

 -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

- В чём смысл названия рассказа?

 ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

 

6. Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

 

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее задание. Сочинение

«Жилин и Костылин: разные судьбы.

  1. Осмысление

  1. Викторина «Угадай героя»

 - Но в рассказе кроме главных героев есть еще и другие. Проведем викторину «Угадай героя». Вы должны догадаться, кто это. (слайд № 8)

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)

  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)

  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)

  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)

  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)

  1. Работа в группах. (Класс разделен на 2 группы: 1 группа характеризует Жилина, а 2 группа Костылина.)

 - Каждая группа должна дать характеристику герою по плану.

                             План:   (слайд № 9)

  1. Описание внешности.

     2.Военное звание.

     3.Занятия в плену.

     4. Как готовились к побегу.

     5.Поведение во время побегов.

     6.Финал.

     7. Значение фамилии.

  1. Выступление групп.

  2. Заполнение диаграммы в тетради ( слайд № 10)

  1. - Что можно сказать о героях? Какие они? Какой знак можно поставить между ними?        

                          (Они разные, противоположные).

  - Это противопоставление в литературе называется АНТИТЕЗА  - контраст, резкое противопоставление. (слайд № 14)

  1. Распределите слова-характеристики по героям: Жилин или Костылин.

( мать, Дина, благородство, забота, равнодушие, доброта, любовь, дружелюбие            предательство, выносливость, мастерство, лень, сила духа, эгоизм, сострадание           неуважение, слабость, твердость характера, товарищество).

  1. – Какой вывод можно сделать о героях?

                                           (ответы учащихся)

9.  - Подведите итоги урока.  

                                       - О чем это произведение?

                                      - Чему учит рассказ?

                         - Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

(Л. Н. Толстой размышляет о нравственных проблемах в жизни человека: товарищество, доброта и отзывчивость, верность, дружба, храбрость и стойкость. Он поддерживает Жилина и его силу духа, стойкость, выносливость и настоящую дружбу, так как он не бросил Костылина, хотя тот постоянно был ему обузой. Без него он бы убежал.

  1. Рефлексия

1. Синквейн- пятистишие  Жилин или Костылин.

1 строка  – 1 слово

2 строка – 2 прилагательных, характеризующие героя.

3 строка – 3 глагола

4 строка – 1 предложение, высказывание о герое.

5 строка – 1 обобщающее слово как вывод, заключение

            2.ТЕСТ по содержанию рассказа – Ответьте ДА или НЕТ

1. События происходили весной. (- лето)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 1000 рублей. (- 3 тысячи)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогла Дина. (+)

10. После побега Жилин  в отпуск не поехал. (+)

                                     Оценивание:

  • нет ошибок - "5";      1-3 ошибки - "4";           4-5 ошибки - "3".

  1. Д/з – ответить на вопросы после рассказа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!