Цель:
Задачи:
способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания на основе выявления духовно-нравственной и культурно-эстетической ценности произведения;
проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев ранее изученных произведений, то есть элементам филологического анализа.
Средства обучения: презентация, учебник, Рабочий лист, Рабочая тетрадь (к УМК Г.С.Меркина).
Средства оценивания: жетоны.
Методы: групповая работа.
Ход урока
1. Объяснение системы оценивания.
Слайд 1 Мы продолжаем постигать мир героев М.Горького. Для оценивания работы группы за правильные ответы, меткие замечания вы будете получать 3-х балльный жетон. В конце уроке подсчитаете количество баллов и разделите его на число участников группы. Это и будет ваша отметка за урок. (Щелчок) Погружение в «Легенду о Данко» начнём с эпиграфа: «Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём». Именно этими словами начинает старуха Изергиль легенду о Данко.
- Как вы понимаете эту метафору?
2. Формулирование темы
Слайд 2
- Как вы думаете, о чём может быть текст на основе данных слов?
- Выполните задание № 1: за 2 минуты составьте связный текст с данными существительными.
Слайд 3 Легенду о Данко главная героиня рассказа старуха Изергиль предваряет горестными размышлениями: «Старое, всё старое! Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину… Почему?.. Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого… не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?..»
- Объясните выражения: не живут люди, а всё примеряются и кладут на это всю жизнь, когда обворуют себя. (Щелчком идёт подчёркивание фразы)
- Какое предложение вы бы сделали темой урока?(Каждый сам себе судьба!) Почему? Что значит «судьба»?
Слайд 4 Лексическая работа: судьба – 1 стечение обстоятельств,
2 доля, участь,
3 будущее.
- В каком из трёх значений употреблено это слово?
- Сформулируйте цель работы на уроке, исходя из темы и проблемного вопроса, заданного автором.
3. Целеполагание: узнать, понять, научиться, вспомнить, разобраться…
- Разберёмся в сути проблемы: «…сильных нет! Где же они?..» Что значит сильный? (3 значение)
Слайд 5 Лексическая работа: сильный – 1обладающий физической силой
(сильный человек);
2 очень убедительный (сильный аргумент);
3 морально устойчивый, обладающий твёрдой
волей (сильный характер);
4 значительный по величине, степени (сильный
ветер);
5 талантливый (сильный писатель).
- Понятно, что сильных нет сейчас, когда старуха рассказывает легенду. А раньше они были? (Да, действие легенды происходит в глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это». Самые древние сведения о том, как люди представляли жизнь, отражены в мифологии.
4 Работа с учебником (жанр произведения).
Слайд 6
- Судьба какого мифологического героя связана с огнём? (Прометея) Расскажите в двух словах его историю (Гиперссылка на картинке: видео о Прометее). Сбылись ли слова Зевса о забвении людьми Прометея?
Слайд 7
- Итак, на смену мифам пришли легенды. Прочитайте определение жанра легенды и объясните, какое значение подходит для произведения Горького?
(Щелчок) Итак, у человечества всегда была потребность в твёрдых духом героях. Но, может быть, в эпоху жизни героев Горького их действительно не стало? Или у общества не было потребности в таких личностях? Или же эти герои поняли, что теперь каждый сам должен отвечать за себя?
5 Исследовательская групповая работа.
- Чтобы ответить на вопрос, обратимся к легенде. У каждой группы своё исследовательское задание, на выполнение которого отводится 5 минут. Приступайте к работе.
Слайд 8, 9, 10, 11. Проверка результатов работы (в слайде 10 на заголовке гиперссылка на видео из «Что сделаю я для людей?!»).
Слайд 12. 6. Актуальность легенды и ответ на проблемный вопрос.
- Разумен ли подвиг Данко? Ведь можно было бы зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Правильно ли утверждение, что смерть Данко напрасна?
- Вернитесь к теме урока: «Каждый сам себе судьба!» Согласны ли вы с этим утверждением?
- А как бы вы ответили на вопрос Изергиль: «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?..» (Щелчок) Чьи портреты перед вами? Что вы знаете об этих героях? (Щелчок) А считаете ли вы героями ваших прадедушек и прабабушек, портреты которых вы несли в Бессмертном полку. Расскажите о них. Кого вы можете сегодня сравнить с Данко? (Гиперссылка на строчке «Бессмертный полк» об ополченцах Донбасса)
Слайд 13. 7. Домашнее задание.
8. Оценивание.
Слайд 14. Творческая рефлексия: выбрать цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее созвучна вашему состоянию на уроке, объяснить.
Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи (Ф.М.Достоевский1821 – 1881)
Мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение… (Л.Н.Толстой 1828 – 1910)
Нет более высокой религии, чем служение человечеству. (А.Швейцер1875 – 1965)
Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей. (А.Эйнштейн 1879 – 1955)
(После ответов активизировать гиперссылку на заголовке слайда: видео о лауреатах премии «Горячие сердца»)
3