СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Каждый сам себе судьба!" ("Легенда о Данко" из рассказа "Старуха Изергиль") 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на раскрытие образа Данко через выявление художественной идеи легенды. Постижение образа героя сопровождается реальными историями защитников Донбасса, рассказами о лауреатах национальной премии «Горячие сердца».   

Просмотр содержимого документа
«Группа 1»

Группа 1

Задание 1. Составьте связный текст с данными существительными:

молодые, старина, отгадки, люди, жизнь, время, судьба.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Для понимания идеи легенды важен мир природы, окружающий героев: а) заполните примерами таблицу

Пейзаж в начале легенды (стр. 83-84)

лес







болото




небо, освещение




средства выразительности (тропы)


Пейзаж во время пути до грозы (стр.85-86)

лес




болото



средства выразительности

(части речи, интонация)


Пейзаж во время грозы (стр.86)

гроза в лесу









б) подготовьте рассказ о роли пейзажа в легенде по плану:

1 Какое настроение создаёт пейзаж в начале легенды?

2 Какое настроение создаёт пейзаж во время следования за Данко?

3 Пейзаж во время грозы и суда над Ланко.


Задание 3. Составьте постер «Природа как воплощение зла»

1


Просмотр содержимого документа
«Группа 2»

Группа 2

Задание 1. Составьте связный текст с данными существительными:

молодые, старина, отгадки, люди, жизнь, время, судьба.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Для понимания идеи легенды важна характеристика людей из племени: а) заполните таблицу примерами из текста

Люди в начале легенды (стр. 83-84)

до нападения



в лесу




средства выразительности




Люди следуют за Данко (стр. 85-86)

в лесу до грозы



во время грозы (суд над Данко)






средства выразительности


б) подготовьте рассказ о людях по плану:

1 Люди в начале легенды.

2 Люди во время трудного пути за Данко.

3 Суд над Данко.


Задание 3. Создайте постер «Люди в поисках света».

Просмотр содержимого документа
«Группа 3»

Группа 3

Задание 1. Составьте связный текст с данными существительными:

молодые, старина, отгадки, люди, жизнь, время, судьба.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Именем главного героя названа легенда. Подготовьте его характеристику по плану, отвечая на вопросы:

1 Портрет героя (стр.84-85): что значит красивый; какую деталь портрета выделяет автор и почему?

2 Речь героя (стр.84-85): глаголы какого наклонения и почему использует Данко?

3 Взаимоотношения с другими героями (впишите ответы одним словом): кем он считает своих соплеменников (стр.84) ____________________; как пошли за ним люди (стр. 85) ___________________, почему ____________.

4 Какие эпитеты (стр.86) использует автор для характеристики Данко во время пути (_____________________________________________) и как его называют люди (________________________________________) до грозы? Как называется этот приём?

5 В чём отличие Данко от людей во время суда над ним?

6 Почему Данко не бросил людей? О чём думал, окружённый ими?

Задание 3. Составьте постер «Данко» (можно дополнить его синквейном «Данко», «Сердце», «Любовь»).

Просмотр содержимого документа
«Группа 4»

Группа 4

Задание 1. Составьте связный текст с данными существительными:

молодые, старина, отгадки, люди, жизнь, время, судьба.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Для понимания идеи легенды важен как мир природы, так и люди: а) заполните примерами таблицу

Пейзаж после обретения свободы (стр. 87)

лес




степь





небо




средства выразительности (тропы, цветопись)


Люди после обретения свободы (стр. 87)

люди




осторожный человек



б) подготовьте рассказ о людях и природе по плану:

1. Как изменились люди, оказавшись на свободе?

2. Как преобразилась природа?

3. Что этими изменениями хочет сказать автор?

4. Какова роль осторожного человека в легенде?


Задание 3. Составьте постер «Подвиг Данко».

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Цель:

  • деятельностная: раскрыть образ Данко через выявление художественной идеи легенды;

  • методическая: представить концепцию современного урока словесности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания на основе выявления духовно-нравственной и культурно-эстетической ценности произведения;

  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;

  • учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев ранее изученных произведений, то есть элементам филологического анализа.

Средства обучения: презентация, учебник, Рабочий лист, Рабочая тетрадь (к УМК Г.С.Меркина).

Средства оценивания: жетоны.

Методы: групповая работа.

Ход урока

1. Объяснение системы оценивания.

Слайд 1 Мы продолжаем постигать мир героев М.Горького. Для оценивания работы группы за правильные ответы, меткие замечания вы будете получать 3-х балльный жетон. В конце уроке подсчитаете количество баллов и разделите его на число участников группы. Это и будет ваша отметка за урок. (Щелчок) Погружение в «Легенду о Данко» начнём с эпиграфа: «Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём». Именно этими словами начинает старуха Изергиль легенду о Данко.

- Как вы понимаете эту метафору?


2. Формулирование темы

Слайд 2

- Как вы думаете, о чём может быть текст на основе данных слов?

- Выполните задание № 1: за 2 минуты составьте связный текст с данными существительными.


Слайд 3 Легенду о Данко главная героиня рассказа старуха Изергиль предваряет горестными размышлениями: «Старое, всё старое! Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину… Почему?.. Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого… не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?..»

- Объясните выражения: не живут люди, а всё примеряются и кладут на это всю жизнь, когда обворуют себя. (Щелчком идёт подчёркивание фразы)

- Какое предложение вы бы сделали темой урока?(Каждый сам себе судьба!) Почему? Что значит «судьба»?

Слайд 4 Лексическая работа: судьба – 1 стечение обстоятельств,

2 доля, участь,

3 будущее.

- В каком из трёх значений употреблено это слово?

- Сформулируйте цель работы на уроке, исходя из темы и проблемного вопроса, заданного автором.

3. Целеполагание: узнать, понять, научиться, вспомнить, разобраться…

- Разберёмся в сути проблемы: «…сильных нет! Где же они?..» Что значит сильный? (3 значение)


Слайд 5 Лексическая работа: сильный – 1обладающий физической силой

(сильный человек);

2 очень убедительный (сильный аргумент);

3 морально устойчивый, обладающий твёрдой

волей (сильный характер);

4 значительный по величине, степени (сильный

ветер);

5 талантливый (сильный писатель).

- Понятно, что сильных нет сейчас, когда старуха рассказывает легенду. А раньше они были? (Да, действие легенды происходит в глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это». Самые древние сведения о том, как люди представляли жизнь, отражены в мифологии.


4 Работа с учебником (жанр произведения).

Слайд 6

- Судьба какого мифологического героя связана с огнём? (Прометея) Расскажите в двух словах его историю (Гиперссылка на картинке: видео о Прометее). Сбылись ли слова Зевса о забвении людьми Прометея?


Слайд 7

- Итак, на смену мифам пришли легенды. Прочитайте определение жанра легенды и объясните, какое значение подходит для произведения Горького?

(Щелчок) Итак, у человечества всегда была потребность в твёрдых духом героях. Но, может быть, в эпоху жизни героев Горького их действительно не стало? Или у общества не было потребности в таких личностях? Или же эти герои поняли, что теперь каждый сам должен отвечать за себя?


5 Исследовательская групповая работа.

- Чтобы ответить на вопрос, обратимся к легенде. У каждой группы своё исследовательское задание, на выполнение которого отводится 5 минут. Приступайте к работе.

Слайд 8, 9, 10, 11. Проверка результатов работы (в слайде 10 на заголовке гиперссылка на видео из «Что сделаю я для людей?!»).



Слайд 12. 6. Актуальность легенды и ответ на проблемный вопрос.

- Разумен ли подвиг Данко? Ведь можно было бы зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Правильно ли утверждение, что смерть Данко напрасна?

- Вернитесь к теме урока: «Каждый сам себе судьба!» Согласны ли вы с этим утверждением?

- А как бы вы ответили на вопрос Изергиль: «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?..» (Щелчок) Чьи портреты перед вами? Что вы знаете об этих героях? (Щелчок) А считаете ли вы героями ваших прадедушек и прабабушек, портреты которых вы несли в Бессмертном полку. Расскажите о них. Кого вы можете сегодня сравнить с Данко? (Гиперссылка на строчке «Бессмертный полк» об ополченцах Донбасса)


Слайд 13. 7. Домашнее задание.


8. Оценивание.

Слайд 14. Творческая рефлексия: выбрать цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее созвучна вашему состоянию на уроке, объяснить.

Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи (Ф.М.Достоевский1821 – 1881)

Мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение… (Л.Н.Толстой 1828 – 1910)

Нет более высокой религии, чем служение человечеству. (А.Швейцер1875 – 1965)

Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей. (А.Эйнштейн 1879 – 1955)

(После ответов активизировать гиперссылку на заголовке слайда: видео о лауреатах премии «Горячие сердца»)



3


Просмотр содержимого презентации
«Моё легенда о Данко»

«Легенда о Данко»  (из рассказа М. Горького  «Старуха Изергиль»)   Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём…

«Легенда о Данко» (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»)

Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём…

Задание1: составьте с данными существительными связный текст. молодые старина отгадки люди жизнь время судьба

Задание1: составьте с данными существительными связный текст.

молодые

старина

отгадки

люди

жизнь

время

судьба

«…сильных нет! Где же они?..» Что все вы знаете, молодые ?..Смотрели бы в старину  зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…Не живут люди , а всё примеряются и кладут на это всю жизнь . И когда обворуют себя, истратив время , то начнут плакаться на судьбу . Что же тут – судьба ? Каждый сам себе судьба !

«…сильных нет! Где же они?..»

Что все вы знаете, молодые ?..Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…Не живут люди , а всё примеряются и кладут на это всю жизнь . И когда обворуют себя, истратив время , то начнут плакаться на судьбу . Что же тут – судьба ? Каждый сам себе судьба !

«Каждый сам себе судьба!» Проблемный вопрос: «…сильных нет! Где же они?..» Лексическая работа: Судьба –

«Каждый сам себе судьба!»

Проблемный вопрос:

«…сильных нет! Где же они?..»

Лексическая работа:

Судьба –

  • стечение обстоятельств,
  • доля, участь,
  • будущее.
Лексическая работа Сильный –

Лексическая работа

Сильный

  • обладающий физической силой (сильный человек);
  • очень убедительный (сильный аргумент);
  • морально устойчивый, обладающий твёрдой волей (сильный характер);
  • значительный по величине, степени (сильный ветер);
  • талантливый (сильный писатель).
МИФ О ПРОМЕТЕЕ Сбылись ли слова Зевса о забвении Прометея?

МИФ О ПРОМЕТЕЕ

Сбылись ли слова Зевса о забвении Прометея?

Прочитайте определение легенды (учебник, стр.88, задание 1). Какое значение этого понятия подходит для произведения М.Горького? МИФ ЛЕГЕНДА ЖИЗНЬ «Сильных нет ?»

Прочитайте определение легенды (учебник, стр.88, задание 1). Какое значение этого понятия подходит для произведения М.Горького?

МИФ

ЛЕГЕНДА

ЖИЗНЬ

«Сильных нет ?»

Результат исследования 1 группы

Результат исследования 1 группы

Результат исследования 2 группы

Результат исследования 2 группы

Результат исследования 3 группы

Результат исследования 3 группы

Результат исследования 4 группы

Результат исследования 4 группы

Бессмертный полк  З. Космодемьянская  А. Матросов Жизнь – это что-то вроде чудесного факела, который нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. Б. Шоу

Бессмертный

полк

З. Космодемьянская

А. Матросов

Жизнь – это что-то

вроде чудесного

факела, который

нужно заставить

пылать как можно

ярче, прежде чем

передать грядущим

поколениям.

Б. Шоу

Домашнее задание Напишите рассуждение по одной из тем :

Домашнее задание

Напишите рассуждение по одной из тем :

  • «Ради чего следует жить?»,
  • «Какого человека можно назвать героем?»,
  • «Стоит ли совершать подвиг ради чужих людей?»
Выберите афоризм, созвучный вашим мыслям, чувствам. Объясните свой выбор.

Выберите афоризм, созвучный вашим мыслям, чувствам. Объясните свой выбор.

  • Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. (Ф.М.Достоевский)
  • Мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение… (Л.Н.Толстой)
  • Нет более высокой религии, чем служение человечеству. (А.Швейцер)
  • Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей. (А.Эйнштейн)
Источники

Источники

  • http://www.gazete5.com/upload/2014/06/583424.jpg
  • http://www.childrenpedia.org/11/11.files/image077.jpg
  • http://zoozel.ru/gallery/images/1527370_maksim-gorkii-danko.jpg
  • http://900igr.net/up/datai/126305/0015-010-.png
  • http://nptm.ru/otkroveniya/1340191.jpg
  • http://a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42179dac.jpg&percenta =
  • http://i043.radikal.ru/0906/a3/f3969adbe185.jpg
  • http://lizagubernii.ru/files/921506_3_c68bb_b.jpg
Источники

Источники

  • http://zoozel.ru/gallery/images/1527358_maksim-gorkii-danko.jpg
  • http://zoozel.ru/gallery/images/1066677_danko-legenda.jpg
  • http://fulltext.pl.spb.ru/KirCBS/audio/IMAGES/46_1.jpg
  • https://achtungpartisanen.ru/wp-content/uploads/2016/11/380.jpg
  • http://school7-yu.ucoz.ru/70let_pobeda/geroi/matrosov.jpg
  • http://www.warheroes.ru/content/images/photodocs/597/original/a25be7f22773d924c2f19ae3aee04718.jpg
Источники (видео)

Источники (видео)

  • https://youtu.be/S3xHBTnLof0
  • https://youtu.be/XC-UfQQZZNg
  • https://youtu.be/HrIwDDSmLec
  • https://youtu.be/eRwOqitJL2g
  • https://youtu.be/o_kVZJNYKv8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!