СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и учащегося! Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) учащимся. Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении.

Просмотр содержимого документа
«КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология»

9


Введение


Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся.

Главной задачей современной школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль общения. Оно должно стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках химии, физики, биологии. Коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия учащегося, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Учитель на уроке — полноценный участник коммуникативного процесса, партнер в собеседовании, помощник в овладении методами коммуникации. Его задача состоит в общей организации структуры урока, предоставлении перечня творческих заданий для учащихся, коррекции деятельности учащихся, предоставлении информационной помощи, отслеживание результатов. На уроке приветствуется атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся развивает новые умения и навыки.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Благодаря ей учащийся чувствует себя на уроке эмоционально благополучно, так как она влияет на учебную успешность. Элементы компетентностного подхода можно и нужно вводить в практику преподавания точных наук. Вот некоторые компетенции, реализуемые в работе с детьми в школе (помня, что компетенции выражаются через соответствующие умения): умение извлекать пользу из опыта; умение критически относиться к тому или иному вопросу или способу его решения; умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, отношением к окружающей среде; умение принимать решение и прогнозировать его последствия, нести ответственность. Для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся успешно применять в процессе обучения элементы модельного метода обучения. Это занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-аукцион, урок-пресс-конференция. На основании полученных знаний учащиеся должны научно, логично и обоснованно сравнивать, анализировать своё умение и иметь социально грамотную экологическую позицию. Особенного внимания заслуживает технология группового обучения и её варианты: работа в группах переменного состава, КСО (корпоративная социальная ответственность), метод проектов. При подготовке уроков – ролевых игр, уроков-исследований, уроков-диалогов, игровых моментов на уроках, при создании проблемных ситуаций, и, конечно, при работе над ученическим исследовательским проектом хорошо практиковать использование элементов метода CASE STUDY. Все эти используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении предмета и способствуют развитию коммуникативных компетенций.


КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология


Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и учащегося! Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) учащимся. Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении.

Познакомимся с методами кейс – технологии. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе ситуаций, формирующих у учащихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени.

Потенциал метода кейсов способствует развитию умений:

-анализировать ситуации,

- оценивать альтернативы,

_выбирать оптимальный вариант решений,

составлять план осуществления решений.

И как результат - устойчивый навык решения практических задач. Высокая эффективность кейс-метода:

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у учащихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

-у учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде,

- в жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение,

- достоинством кейс - технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

При использовании кейс –технологии у учащихся происходит:

- Развитие навыков анализа и критического мышления

- Соединение теории и практики

- Представление примеров принимаемых решений

- Демонстрация различных позиций и точек зрения

- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности



Требования к содержанию кейса:

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

2. Образование и достижение личных целей

3. Повышение уровня коммуникативных навыков

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учащихся по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа учащегося с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться учащиеся?

- Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

-Цель обучения

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения



Виды кейсов

Практические кейсы

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.


Виды кейсов по способу представления материала


Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).


Источники формирования кейсов


Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Материалы могут быть размещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета


Примерная структура кейса


1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Организация работы с кейсом


1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.


10 основных правил для анализа кейса


1.Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

2.Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

3.Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

4.Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

5.Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

6.Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

7.Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

8.Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

9.Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

10.Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

 


Применение кейс-технологии на уроках химии.


В качестве примера рассмотрим несколько вариантов применения кейсов на уроках химии в разных классах по разным темам. Учитель может использовать их, построив урок по своему плану.

Кейс урока химии в 9 классе «Фосфор»

«Академик Семён Вольфкович был в числе первых советских химиков, проводивших опыты с фосфором. Тогда необходимые меры предосторожности ещё не принимались, и газообразный фосфор в ходе работы пропитывал одежду. Когда Вольфкович возвращался домой по тёмным улицам, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Каждый раз за ним собиралась толпа и принимала учёного за потустороннее существо, что привело к распространению по Москве слухов о «светящемся монахе».

Учитель задает следующие вопросы по кейсу:

- Какие виды фосфора существуют и что за явление «аллотропия»?

- Какие примеры из жизни или литературных источников вы можете привести о фосфоре?

- Какие химические свойства фосфора обуславливают его применение в промышленности и в быту?

- Какие меры предосторожности надо было применять академику, работая с фосфором?

Учащиеся работают, используя учебник и интернет - ресурсы. Результаты поиска заносятся в таблицу:

Аллотропия фосфора


Физические свойства


Химические свойства


Действие на организм человека, ТБ при работе с фосфором


Применение фосфора


Урок в 7 классе при изучении темы «Водород и его свойства»

Решение кейса:

1.Ознакомление с сюжетом: «Водород – топливо ближайшего будущего» - именно под таким девизом проходит внедрение двигателей внутреннего сгорания потребляющего H2 в автотранспорте. Уже давно водородное топливо занимает лидирующую позицию среди прочих альтернативных источников энергии, благодаря многим своим уникальным свойствам: экологичность, больший коэффициент полезного действия по сравнению с бензиновым и дизельным топливом. «Если водород обладает такими чудесными характеристиками, - воскликните вы, - почему же его практически не используют на автотранспорте?».

2.Проблематизация – ученики должны найти проблему: почему водород не используют как топливо

3. Формулирование проблемы: водородное топливо экологически чистое и экономически выгодное, тогда почему промышленность не производит машины с водородным двигателем.

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп).

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа).

Необходимо предоставить учащимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. Учитель предоставляет распечатки с информацией, объем которой не должен превышать 1 страницы. Работа может идти по учебнику.

6.Презентация решения. Не более 3 минут на группу.

7.Рефлексия хода решения кейса. Вопросы учителя.


Урок по органической химии в 10 классе по теме «Мыла»

«Одна из исторических версий появления мыла гласит, что идея изготовления этого пенящегося чуда все же принадлежит римлянам. Более того, такая версия еще и объясняет происхождение современного названия мыла (Soap). Сторонники этой версии считают, что в реку Тибр после дождя попадала смесь из золы от костров и жира принесенных в жертву животных, которых сжигали на горе Sapo. Вода в реке стала пениться, и в результате этого одежда, которую римляне стирали в Тибре, стала лучше отстирываться. Но применение мыла в бытовых целях ещё не означало то, что его использовали и для гигиенических процедур. Прелесть очищения кожи с помощью мыла римляне смогли оценить только в 164 году нашей эры. Из записей римского врача Галена ученые узнали, что мыло в то время изготавливалось из раствора золы с известью. А пенилось оно благодаря добавлению в состав жира. Со временем появилась даже профессия «мыловар», или, как его еще называли, «сапонариус». Упоминания о мастерах мыловаренного дела встречаются в работах Теодора Присциануса, которые были датированы 385 годом нашей эры».

Вопросы учителя:

- Так какое строение и состав имеет мыло?

- Покажите взаимосвязь строения и свойств моющих средств.

Задания:

- Каковы формулы жира и мыла? Предложите способ получения мыла из жира в домашних условиях.

- Найдите из других источников дополнительную информацию о жирах, мылах, СМС.

- В современном мире предлагается много косметической, гигиенической продукции. А как правильно выбрать мыло, на что надо обратить внимание?





Выводы:


Суть кейс-метода (Case study) в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс - это описание реальной ситуации.

Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!