СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс на проверку естественно- научной грамотности Задание №6 Почему металл холодный?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс на проверку естественно- научной грамотности

Задание №6

Почему металл холодный?

Просмотр содержимого документа
«Кейс на проверку естественно- научной грамотности Задание №6 Почему металл холодный?»

МБОУ «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К.Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

















Кейс на проверку естественно- научной грамотности

Задание №6

Почему металл холодный?





Автор-составитель:

Шакурова Эльза Рафиковна

Учитель начальных классов

МБОУ « Многопрофильный лицей»











2022-2023г.





Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный ученик стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 1-4 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Основой внедрения мероприятий являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования естественно-научной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследований. При этом используются все отечественные инновационные разработки вданной области.

Задача проекта состоит также в том, что разработанные задания должны предоставить образцы и создать основу для банка учебных заданий практико-ориентированного характера, которые будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий.

Задание № 6:

Почему металл холодный?

Характеристики задания:

• Содержательная область оценки: физические системы.

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.

• Контекст: личный.

• Уровень сложности: низкий.

• Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.

• Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные

знания для объяснения явления.

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбрано:

В. Металлическая

0

Другие варианты или ответ отсутствует.



Задание 2. Характеристики задания:

• Содержательная область оценки: физические системы.

• Компетентностная область оценки: интерпретация данных для

получения выводов.

• Контекст: личный.

• Уровень сложности: средний.

• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов.

• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать

соответствующие выводы

Балл

Содержание критерия

1

Выбрано:

C. Температура на поверхности металлической кружки

увеличилась из-за поступившего тепла от ладони.

Е. Металл лучше проводит тепло, чем дерево.

0

Другие варианты или ответ отсутствует.



Задание № 3. Характеристики задания:

Содержательная область оценки: физические системы.

• Компетентностная область оценки: применение методов

естественно-научного исследования.

• Контекст: личный.

• Уровень сложности: средний.

• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста,

рисунка или и рисунка, и текста).

• Объект оценки: распознавать и формулировать цель данного

исследования.

Балл

Содержание критерия

1

Говорится о том, что они хотели узнать, на чем, металлическом листе или деревянной дощечке, быстрее растает кубик льда.

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Задание № 4. Характеристики задания:

Содержательная область оценки: физические системы.

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений.

• Контекст: личный.

• Уровень сложности: высокий.

• Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.

• Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные

знания для объяснения явления

Код

Содержание критерия

1

Выбрано С:

C. Потому что ладонь теряет тепло на нагревание всего

металлического предмета, а в деревянном предмете нагревает

только область под ладонью.

0

Другие варианты или ответ отсутствует.







Цель задания:
Уточнить и обобщить представления детей о свойствах металла.

Задачи задания:

  1. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;

2)Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.

3)Развивать логическое мышление.

Диагностика:

-А как же узнать в какой коробочке карандаш, а в какой – гвоздь? 

- А если не смотреть, то, как можно узнать? 

- Давайте попробуем узнать по звуку. Как это сделать?

- А сейчас попробуем определить на ощупь с закрытыми глазами.

-Какие предметы из металла вы знаете? 

Отличаются ли они? Чем?

Ход задания:

Прочитайте текст и выполните задания 1-4

Задание № 1. Прочитайте текст.

В прохладный день Оля гуляла с папой. После того как она прикоснулась к железным прутьям ограды, а через некоторое время потрогала ствол дерева, она спросила папу: «Интересно, почему металл всегда кажется холоднее, чем дерево, ведь вокруг них воздух с одной и той же температурой?» Вместо того чтобы сразу ответить на этот вопрос, папа сказал: «Я думаю, ты сама поймёшь, если мы вместе выполним несколько заданий».

В кружку с очень горячим чаем опустили и оставили на несколько минут одну из четырёх ложек: стеклянную, металлическую, деревянную или пластмассовую. После этого ложка стала такой горячей, что за неё трудно было взяться. Какая это была ложка?

Выберите один верный ответ.

А) Стеклянная

В) Металлическая

С) Деревянная

D) пластмассовая

Задание № 2. Прочитайте текст.

Папа предложил Оле проделать следующий эксперимент. Они взяли две кружки – одну из металла, а другую с деревянными стенками – и измерили температуру на поверхности каждой из них с помощью прибора, который

называется контактным термометром. Результат измерений показан в таблице ниже.


Температура на поверхности кружки

Температура на внутренней поверхности кружки, обхваченной руками, через 1 минуту

Деревянная кружка

23⁰ С

24⁰ С

Металлическая кружка

23⁰ С

30⁰ С

Затем Оля обхватила руками деревянную кружку, а папа измерил температуру на внутренней поверхности кружки через 1 минуту. Потом они повторили тот же опыт, но уже с металлической кружкой.

Какие выводы могла сделать Оля на основании этого эксперимента?

Выберите два верных вывода.

А) Металлическая кружка больше нагрелась от окружающего воздуха,

чем деревянная кружка.

В) Деревянная кружка больше нагрелась от окружающего воздуха, чем

металлическая кружка.

С) Температура на поверхности металлической кружки увеличилась из-за

поступившего тепла от ладони.

D) Дерево лучше проводит тепло, чем металл.

E) Металл лучше проводит тепло, чем дерево.

Задание № 3. Прочитайте текст.

Папа и Оля проделали ещё один эксперимент. Они вытащили из морозильной камеры холодильника два одинаковых кубика льда и один из них положили на металлический лист, а другой – на деревянную дощечку примерно такого же размера. После этого они включили таймер и стали наблюдать за ледяными кубиками

Что они хотели узнать в результате этого эксперимента?

Запишите свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Прочитайте текст.

Почему при одной и той же температуре воздуха вокруг предметов металлический предмет на ощупь кажется холоднее, чем деревянный предмет?

Выберите один ответ.

А) Потому что металлический предмет действительно более холодный,

чем деревянный предмет.

В) Потому что при прикосновении к металлическому предмету

понижается температура тела человека.

С) Потому что ладонь теряет тепло на нагревание всего металлического

предмета, а в деревянном предмете нагревает только область под

ладонью.

D) Потому что в деревянном предмете тепло распространяется быстрее,

чем в металлическом предмете.

Ваш примерный ответ: Все очень просто. В момент прикосновения к дереву рука начинает отдавать тепло точно так же, как и к металлу, но из-за низкой теплопроводности деревянной поверхности, вы замечаете это не сразу. Расстояние между молекулами здесь настолько велико, что для передачи тепла вашей руки требуется много времени. Можно отдернуть руку и даже не заметить, что она остыла. С металлом все совершенно иначе, это хороший проводник. В момент прикосновения близко расположенные друг к другу молекулы начинают активно взаимодействовать с рукой, быстро забирая себе часть ее тепла. Это чувствуется сразу, именно поэтому мозг интерпретирует прикосновение к металлу, как контакт с чем-то более холодным, чем дерево или пластмасса, несмотря на то, что температура всех этих материалов совершенно идентична.


Об этих свойствах металла стоит помнить и летом, когда можно легко обжечься о горячий капот автомобиля или железную изгородь и спокойно сидеть на деревянных скамейках даже при сорокаградусной жаре.



Мониторинг: Анализ ответов



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!