СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс "Входной этап изучения языка программирования Python"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кейс "Входной этап изучения языка программирования Python"»



Название кейса

Входной этап изучения языка программирования Python

Краткое описание

Данный кейс разработан для начального этапа изучения языка программирования Python и включает в себя повторение работы с переменными и условиями.

Цели и задачи

Цель: сформировать теоретические и практические навыки написания программ для статистической обработки данных.

Задачи курса:

  1. закрепить начальные знания по языку программирования Python;

  2. ввести теоретическую базу в выполнении вычислений;

  3. сформировать навыки составления программ на языке программирования Python для решения классических задач.

Целевая аудитория

7-8 класс

Решаемая проблема

Повторение прошлого материала, более углубленное изучение.

Педагогический сценарий

Урок 1 (40 мин.)

Наименование активности

Описание активности

Образовательный результат

Приветствие

Учитель приветствует, проверяет посещаемость и готовность учащихся к уроку.

Включается в познавательную деятельность.

Повторение

Учитель организует повторение необходимых знаний, учащиеся участвуют в устном опросе, отвечая на вопросы.


Повторение прошлого материала, включение в учебную деятельность.

Закрепление пройденного материала

Учитель выдает задания, координирует учащимся, помогает в решении заданий.

Закрепление теоретических знаний на практике.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задает домашнее задание и комментирует его: решить задания, которые не успели выполнить на занятии.

Получение конкретной сформулированной задачи

Рефлексия

Учитель раздает таблицу для оценивания по 10-балльной шкале:

Я активно работал на уроке ...

МЫ вместе выполняли задание ...

МЫ помогали друг другу ...

ДЕЛО Я понял материал ...

ДЕЛО Я узнал больше, чем знал ...

ДЕЛО Я научился новому ...

ДЕЛО Я считаю, что все участники группы справились с заданием ...

Подведение итогов урока на основе рефлексивных листов обучающихся.


Формулировка получаемых результатов, определение цели дальнейшей работы, корректировка последующих действий.

Урок 2 (40 мин.)

Наименование активности

Описание активности

Образовательный результат

Приветствие

Учитель приветствует, проверяет посещаемость и готовность учащихся к уроку.

Включается в познавательную деятельность.

Повторение

Учитель организует повторение необходимых знаний, учащиеся участвуют в устном опросе, отвечая на вопросы.


Повторение прошлого материала, включение в учебную деятельность.

Первичное усвоение новых знаний

Учитель вводит понятие условия, формирует тему урока, ознакамливает с основными алгоритмическими конструкциями.

Изучение новых понятий и алгоритмических конструкций.

Первичная проверка понимания

Учитель выдает задания, координирует учащимся, помогает в решении заданий.

Закрепление теоретических знаний на практике.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задает домашнее задание и комментирует его: решить задания, которые не успели выполнить на занятии.

Получение конкретной сформулированной задачи

Рефлексия

Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.

Формулировка получаемых результатов, определение цели дальнейшей работы, корректировка последующих действий.




Урок №1

Тема: «Работа с переменными на Python».

Цель: повторение материала по работе с переменными.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I

Приветствует, проверяет посещаемость и готовность учащихся к уроку.

Включается в познавательную деятельность.

II

Организует повторение необходимых знаний.

– Кто может дать определение переменной?



– Верно.

– Основные требования к переменным:

  1. всегда начинается с буквы;

  2. нельзя использовать знаки препинания, служебные слова, операторы.

– Зачем нужен тип переменной?



– Правильно.

– Тип переменной определяет:

  1. область допустимых значений;

  2. допустимые операции;

  3. объём памяти;

  4. формат хранения данных.

– Типы переменных:

  • int – целое;

  • float – вещественное;

  • bool – логические знаки.

  • str – символьная строка.

– Для чего предназначен числовой тип данных?

– Верно.

– В Python имеются четыре вида числового типа данных:

  • int (целое число);

  • long (длинное целое число, которое может быть представлено в восьмеричной или шестнадцатеричной системе исчисления);

  • float (число с плавающей точкой);

  • complex (комплексное число).

– Для присвоения значения переменной используется знак равенства. Операнд по левую сторону – имя переменной, операнд по правую сторону – присвоенное значение данной переменной.

– Например:

s= "kurs"

k= 3

print s

printk

– При выполнении данный код выведет:

kurs

3

– Также в Python возможно присвоить одно значение сразу нескольким переменным следующим образом:

k=l=d=2

– Создаётся объект со значением 2 и все 3 переменные указывают на область в памяти, в которой он находится.

– С помощью какой функции осуществляется ввод данных с клавиатуры?

– Верно, существует 4 вида ввода:

  1. a=int(input()) – ввод целого числ;

  2. a=float(input()) – ввод вещественного числа;

  3. a=str (input()) – вводстроки;

  4. a,b=input().split() – ввод любых двух и более элементов.

– С помощью какой функции

осуществляется вывод данных?

– Как осуществить вывод данных через format?

– При вычислении арифметического выражения может потребоваться выполнение нескольких различных операций.

– Определите приоритет выполнения операций в данном выражении:

a = (c**3*7+l)/s*2

– Верно. При вычислении арифметических выражений действуют следующие правила старшинства операций:

  1. скобки;

  2. возведение в степень;

  3. умножение и деление;

  4. сложение и вычитание.

– Какой знак используется на Python при классическом делении?

– При целочисленном?

– Какой знак необходимо использовать, чтобы получить остаток от деления?

– Что выведет компилятор после выполнения данной программы:

k = 21

b = k // 5

s = a % 2

l = b / s

print (b, s ,l)

Участвует в устном опросе, отвечая на вопросы.

– Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.






– Тип переменной нужен для хранения данных и промежуточных результатов вычислений, которые могут изменяться.












– Для хранения числовых значений.

































– С помощью функции input( ).










– С помошью функции print( ).


– Например:

print ("{}+{}={}".format(a, b, c))




– Выполнить операции в данном выражении необходимо в следующем порядке: 1) скобки; 2) возведение в степень; 3) умножение внутри скобки; 4) сложение внутри скобки; 5) деление; 6) умножение.



– Знак(/).

– Знак (//).

– Знак (%).

– 4, 1, 4.

III

– Теперь каждый садится за компьютер и самостоятельно решает следующие задачи. К каждой задаче составить алгоритм.

  1. Ввести четыре числа, найти их сумму и произведение.

  2. Вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника. Значение катетов вводится вручную.

  3. Ввести число, обозначающее количество секунд. Вывести то же самое время в часах, минутах и секундах.

  4. Учебник стоит a рублей и b копеек. Необходимо приобрести n учебников. Найти сумму, которую необходимо заплатить.

  5. Ввести число, обозначающее количество часов. Вывести то же самое время в неделях, днях и часах.

  6. Занятия в университете начинаются в 9. Занятие длится 90 минут. После 1-го, 3-го, 5-го и т.д. занятий перемена длится 15 минут; после 2-го, 4-го, 6-го и т.д. занятий перемена длится 20 минут. Ввести номер занятия и время его начал;

  7. Дано трехзначное число. Найдите сумму его цифр.

  8. Улитка ползет по вертикальному шесту высотой h метров, поднимаясь за день на a метров, а за ночьспускаясь на b метров. На какой день улитка доползет до вершины шеста?


Решает задачи:

  1. начало



Ввод a, b, c, d




s = a + b + c + d





p= a * b * c * d



Вывод p, d




конец




a = int (input())

b = int (input())

c = int (input())

d = int (input())

s = a + b + c + d

p= a * b * c * d

print ("Сумма: " , s)

print ("Произведение: ", p)


  1. начало



Ввод x, y




q = x**2 + y**2  



Вывод q




конец





x = float (input ("Введите катет 1: ")) 

y = float (input ("Введите катет 2: "))
q = x**2 + y**2  

print ("Гипотенуза = ", q** .5)  


  1. начало



Ввод l




h = l // 3600





m = (l-h*3600) // 60



s = l % 60




Вывод h, m, s



конец





l = int(input())

h = l // 3600

m = (l-h*3600) // 60

s = l % 60

print(h,'час',m,'мин',s,'сек')



  1. начало



Ввод a, b, s




s = n * (100 * a + b)




l = s // 100




m = s % 100




Вывод l, m



конец




a = int (input())

b = int (input())

n = int (input())

s = n * (100 * a + b)

print(s // 100, s % 100)


  1. начало



Ввод h




w = h // 168




d = (h-168*w)//24




h = h%24




Вывод w, d, h




конец




hour = int (input())

week = hour // 168

day = (hour-168*week)//24

h = hour % 24

print (week, "недель", day, "дней", h, "часов")





  1. начало



Ввод a




a = a*90 + (a//2)*15 + ((a+1)//2- 1)*20




l = a//60 + 9




s = a%60




Вывод l, s



конец





a = int (input())

a = a*90 + (a//2)*15 + ((a+1)//2- 1)*20

print (a//60 + 9,"-", a%60)


  1. начало



Ввод a




a1 = a // 100




a2 = (a // 10) % 10





a3 = a % 10





s = a1 + a2 + a3



Вывод s




конец





a = int(input())

a1 = a // 100

a2 = (a // 10) % 10

a3 = a % 10

print(a1 + a2 + a3)


  1. начало



Ввод h, a, b




d = ceil((h - a) / (a - b) + 1)




Вывод d




конец





from math import ceil

h = int(input())

a = int(input())

b = int(input())

d = ceil((h - a) / (a - b) + 1)

print(d)

V

Задает домашнее задание и комментирует его: решить задания, которые не успели выполнить на занятии.

Слушает, записывает.

VI

Проводит рефлексию.

Участвует.


Урок №2

Тема: «Условия».

Цель: повторение материала по работе с условиями.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I

Приветствует, проверяет посещаемость и готовность учащихся к уроку.

Включается в познавательную деятельность.

II

Организует повторение необходимых знаний.

– Перед тем как перейти к изучению новой темы, повторим основную теорию по работе с переменными.

  1. перечислите основные требования к переменным?

  2. что определяет тип переменной?

  3. перечислите типы переменных.

  4. какие правила старшинства операций необходимо использовать при вычислении арифметических выражений?


Участвует в устном опросе, отвечая на вопросы.

  1. Основные требования к переменным:

  • всегда начинается с буквы;

  • нельзя использовать знаки препинания, служебные слова, операторы.

  1. Тип переменной определяет: область допустимых значений;

допустимые операции; объём памяти; формат хранения данных.

  1. Типы переменных:

  • int – целое;

  • float – вещественное;

  • bool – логические знаки.

  • str – символьная строка.

  1. При вычислении арифметических выражений операции выполняют в следующем порядке: скобки, возведение в степень, умножение и деление.

III

Вводит понятие условия, формирует тему урока.

– Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.

– Тема нашего урока «Условия».

– Зачастую при решении определённых задач, возникает необходимость введения вариативности, чтобы при выполнении одного условия происходило одно, при не выполнении – другое. В подобных случаях применяются условные операторы.

– Условные операторы состоят из заголовка и тела. Заголовок – это конструкция и то, что стоит рядом с ним. Тело - то, что указано после двоеточия.

– Рассмотрим оператор if. Если выражение, которое записано после данного оператора является истинным, то программа переходит к выполнению инструкции, заданной в теле.

– Что осуществляется в данной программе:

if x%2 = = 0:

print ("Чётное")

else:

print ("Нечётное")

– В том случае, когда нужно указать, что необходимо делать, если условие окажется ложным используется конструкция if-else.

– Что выведет компилятор при выполнении данной программы:

k = 9

if k 2:

print ("Да")

else:

print ("Нет")

– Для того, чтобы избежать написание нескольких условий if, необходимо воспользоваться оператором elif. Данный оператор расшифровывается как else+if.

– Оператор является вложенным, если он находится внутри другого оператора. Например:

if a b:

print ("Алексейстарше")

else:

if a = = b:

print ("Одного возраста")

else:

print ("Евгения старше")

– Какие операторы вложены в оператор else?

Открывает тетрадь, записывает число.




















– В данной программе осуществляется проверка числа на чётность.








– Компилятор выведет «Нет».





















– if и else.

IV

– Теперь каждый садится за компьютер и решает следующие задачи (задачи решаются без использования функций max и min). К каждой задаче составить алгоритм.

  1. ввести 3 целых различных числа, найти наименьшее из них;

  2. ввести 5 целых числа и найти наибольшее и наименьшее из них;

  3. напишите программу, которая вводит с клавиатуры номер месяца и определяет, сколько дней в этом месяце. При вводе неверного номера месяца должно быть выведено сообщение об ошибке. Считается, что год невисокосный.

  4. написать программу, которая определяет, верно ли, что введённое число - трёхзначное.

  5. написать программу для нахождения корней квадратного уравнения:

Решаетзадачи:


a = int (input())

b = int (input())

c = int (input())

if a

print(a)

elif b

print (b)

else:

print (c)







a = int (input())

b = int (input())

c = int (input())

d = int (input())

if a b and a c and ad:

print('Наибольшее число равно', a)

else:

if b a and b c and b d:

print('Наибольшее число равно', b)

elif c a and c b and c d :

print('Наибольшее число равно', c)

else:

print('Наибольшее число равно', d)

if a

print('Наименьшее число равно', a)

else:

if b

print('Наименьшее число равно', b)

elif c

print('Наименьшее число равно', c)

else:

print('Наименьшее число равно', d)



a = int(input())

if a 12:

print ('0')

elif a == 2:

print ('28')

elif a == 4 or a == 6 or a == 9 or a == 11:

print ('30')

else:

print ('31')




a = int(input())

if a = 100 and a

print ('YES')

else:

print ('NO')




5)


a = float (input("Введите a: "))

b = float (input("Введите b: "))

c = float (input("Введите c: "))

D = b**2 - 4*a*c

if D

print ("Дискриминант = 0")

print ("Корней нет")

elifD == 0:

x = (-b + D** .5) / (2*a)

print ("Дискриминант = ", D)

print ("Корень один: ", x)

else:

x1 = (-b + D** .5) / (2*a)

x2 = (-b - D** .5) / (2*a)

print ("Дискриминант = ", D)

print ("Есть 2 корня: ")

print ("Корень 1 = ", x1)

print ("Корень 2 = ", x2)


V

Задает домашнее задание и комментирует его: решить задания, которые не успели выполнить на занятии.

Слушает, записывает.

VI

Проводит рефлексию.

Участвует.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!