Выполнил: учитель-дефектолог
Айнбиндер Н.А.
Психолого- педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Тяжёлое нарушение речи характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Речевые нарушения:
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение произношения слов сложной слоговой структуры;
- несформированность фонематических процессов;
- снижение активного и пассивного словаря (словарь на обиходном уровне, бедный кругозор);
- неумение пользоваться способами словообразования;
- недоразвитие связанной речи;
- в речи детей встречаются аграмматизмы;
- затруднено спонтанное обогащение словарного запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста;
- текст читают поверхностно, основные усилия, затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не понято.
Познавательная сфера:
- внимание неустойчивое, трудности включения, переключения и распределения;
- объем памяти сужен, быстрое забывание материала, особенно вербального;
- снижена активная направленность в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста;
- кратковременная слухоречевая память3-4 слова;
- вербальная память неустойчивая;
- замедленный темп восприятия учебной информации;
- устную текстовую информацию воспринимают с трудом.
Эмоционально-волевая сфера:
- сниженный уровень работоспособности (быстро утомляются);
- трудности в организации произвольной деятельности;
- низкий уровень самоконтроля и мотивации.
Рекомендации педагогам по организации работы с учащимися
с ТНР
На уроках требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений.
Задачи урока необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
Использовать на уроках речевые разминки: проговаривание терминов, выводов, правил, понятий, трудных слов.
Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
На уроках использовать зрительные опоры (картины, схемы, таблицы).
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее.
На каждом уроке необходимо проводить словарную работу. Список терминов в соответствии с преподаваемым учебным предметом должен находиться в визуальном доступе для обучающихся. На таблицах эти слова записываются четко, крупными буквами, в них проставляется ударение.
Необходимо на каждом уроке, независимо от преподаваемого предмета, работать с текстом. При этом важно не столько читать текст, сколько учить выделять главное в тексте.
В процессе работы с определениями терминов и понятий необходимо совместно с учащимися переконструировать их так, чтобы формулировки были понятны и доступны для воспроизведения.