СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика учащихся с ТНР и рекомендации по их обучению для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика учащихся с ТНР и рекомендации по их обучению для педагогов.»

Выполнил: учитель-дефектолог

Айнбиндер Н.А.

Психолого- педагогическая характеристика учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжёлое нарушение речи характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевые нарушения:

- нарушение звукопроизношения;

- нарушение произношения слов сложной слоговой структуры;

- несформированность фонематических процессов;

- снижение активного и пассивного словаря (словарь на обиходном уровне, бедный кругозор);

- неумение пользоваться способами словообразования;

- недоразвитие связанной речи;

- в речи детей встречаются аграмматизмы;

- затруднено спонтанное обогащение словарного запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста;

- текст читают поверхностно, основные усилия, затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не понято.

Познавательная сфера:

- внимание неустойчивое, трудности включения, переключения и распределения;

- объем памяти сужен, быстрое забывание материала, особенно вербального;

- снижена активная направленность в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста;

- кратковременная слухоречевая память3-4 слова;

- вербальная память неустойчивая;

- замедленный темп восприятия учебной информации;

- устную текстовую информацию воспринимают с трудом.

Эмоционально-волевая сфера:

- сниженный уровень работоспособности (быстро утомляются);

- трудности в организации произвольной деятельности;

- низкий уровень самоконтроля и мотивации.



Рекомендации педагогам по организации работы с учащимися

с ТНР


  • На уроках требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений.

  • Задачи урока необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

  • Использовать на уроках речевые разминки: проговаривание терминов, выводов, правил, понятий, трудных слов.

  • Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).

  • На уроках использовать зрительные опоры (картины, схемы, таблицы).

  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

  • Учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее.

  • На каждом уроке необходимо проводить словарную работу. Список терминов в соответствии с преподаваемым учебным предметом должен находиться в визуальном доступе для обучающихся. На таблицах эти слова записываются четко, крупными буквами, в них проставляется ударение.

  • Необходимо на каждом уроке, независимо от преподаваемого предмета, работать с текстом. При этом важно не столько читать текст, сколько учить выделять главное в тексте.

  • В процессе работы с определениями терминов и понятий необходимо совместно с учащимися переконструировать их так, чтобы формулировки были понятны и доступны для воспроизведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!