СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для построения урока использовались схемы и таблицы.Для удобства учащимся составлена рабочая тетрадь по этим двум темам.

 

Просмотр содержимого документа
«Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция.»

Технологическая карта урока химии


Учитель химии МБОУ СОШ №18 г.Кызыла

Ховалыг Айдана Даш-ооловна

Предмет: химия

Класс: 9 класс

УМК:Химия,9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман._М.:Просвещение,2021.- 111-115 с.

Технологии, применяемые на уроке: элементы педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникативной технологии, здоровьесберегающих образовательных технологий (организационно-педагогическая технология).


Тема урока

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция.

Тип урока

Комбинированный, урок изучения нового материала

Цель урока

рассмотреть строение атома и аллотропные модификации углерода; ознакомить с явлением адсорбции; сформировать представление о химических свойствах углерода.

Планируемые результаты

Личностные:

- принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов личных и межличностных отношений.

Метапредметные:

- регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки; умение слушать в соответствии с целевой установкой;

-коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью; вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица)

Предметные

-уметь характеризовать элемент углерод на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома; описывать химические свойства углерода, составлять уравнения химических реакций с участием углерода; знать аллотропные модификации углерода, уметь их описывать и проводить сравнительный анализ, определить и объяснять понятие адсорбции объяснять применение этих веществ на основе свойств.

Основные понятия

Аллотропия, адсорбция.

Межпредметные связи

Биология (влияние активированного угля на организм), включение регионального компонента.

Методы и приемы

Словесные (эвристическая беседа),наглядные (презентация), практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);частично-поисковый, информационный, проблемный, использование ИКТ.

Словесные: объяснение (при рассмотрении химических и физических свойств углерода и его соединений, расстановке коэффициентов), элементы беседы.

Словесно-наглядные: объяснение с использованием записей на доске, учебника.

Словесно-наглядно-практические: выполнение упражнений учащимися, элементы самостоятельной работы.

Формы работы

Фронтальная, групповая, лабораторная работа

Оборудование

Колбы, воронки, фильтры, стеклянные палочки, химические стаканчики с 50 мл окрашенного газированного напитка, измельченные таблетки активированного угля. Модели кристаллических решеток графита и алмаза; образцы изделий из графита (карандаши, электроды) и сажи (тушь, краски, резина); древесный уголь; противогаз, бытовой фильтр для воды; ПСХЭ,компьютер, проектор, интерактивная доска.

.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Настраиваются на рабочий лад.

Приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок, определяет готовность к уроку. (1-2минуты)


Личностные:

позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация опорных знаний учащихся
















Отвечают на вопросы блиц – опроса в своих тетрадях, затем меняются тетрадями, сверяют ответы с правильными ответами, представленными учителем, используя шкалу оценивания, выставляют оценку друг другу.












Блиц – опрос

1. Оксид фосфора (V) образуется при сгорании фосфора в избытке кислорода.

2. Оксид фосфора (V) является кислотным оксидом.

3. При взаимодействии оксида фосфора (V) с водой при нагревании образуется ортофосфорная кислота.

4. Степень окисления фосфора в ортофосфорной кислоте равна +5.

5. Валентность фосфора в ортофосфорной кислоте равна V.

Шкала оценивания: каждый правильный ответ оценивается в – 1 баллов.

Контролирует правильность ответов.

-Молодцы, ребята!








Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать

Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений






3.Мотивационный этап


Включение учащихся в диалог.

























-Углерода.

Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

-Мы изучили наиболее известные неметаллы VII, VI, V групп ПСХЭ. Ребята, какую группу неметаллов мы ещё не изучали? Конечно, это IVА группа.

О каком из химических элементов этой группы идёт речь?

«У элемента номер шесть

Достоинств очень много есть.

«Людям я совсем как брат

Много тысяч лет назад

Я уже пылал в костре

Освещая интерьер

Первобытных их пещер

И украсить был я рад

Дам и рыцарей наряд,

Что блистали при дворе...

Если мягким быть решу,-

То в тетради я пишу.

Такова друзья природа,

Элемента ... .»

Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.


4. Изучение нового материала.


Итак, сегодня мы познакомимся с первым представителем этой группы. Тема урока: Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Наша цель – характеризовать физические и химические свойства углерода, составлять уравнения реакций углерода как окислителя и как восстановителя.

Определим план изучения темы.

План изучения новой темы:

  1. Сравнительная характеристика углерода и кремния.

  2. Аллотропия углерода.

  3. Химические свойства углерода.

  4. Адсорбция.

1.Элементы подгруппы углерода-________________________________________________.

Наибольшее значение в жизни человека имеет углерод, входящий в состав живых организмов и кремний-важнейший элемент земной коры.

1.Работа с таблицей в группах.

Таблица № 1. Сравнительная характеристика элементов углерода и кремния

Критерии сравнения

С

углерод

Si кремний

Положение в ПС



Строение атомов

﴿﴿





﴿﴿﴿

Электронная конфигурация

атомов



Валентные возможности

… в обычном состоянии

… в возбужденном состоянии

Возможные степени

окисления



Радиус атома

?

Электроотрицательность



Формула высшего оксида,

его характер, название



Формула высшего гидроксида, его характер,

название



Водородное соединение




2. Аллотропия углерода.

2. Аллотропные видоизменения углерода



____________ _____________ ___________

___________ _____________





(Получены искусственно)







Таблица 2.Аллотропные модификации углерода

Аллотропные видоизменения углерода

Строение

Свойства

Применение

Алмаз










Атомная кристаллическая решетка. Четыре одинаковые по длине ковалентные связи расположены

под одинаковым углом друг к другу.

Очень твердый, прозрачный, бесцветный, хорошо преломляет свет. Не проводит электрический ток.

Ювелирные украшения,

«алмазный» инструмент, бурение горных пород.

Графит










Атомная кристаллическая решетка. Слоистое строение. 3 ков.

Связи расположены в одной плоскости, а 4-я связь – металлическая –

перпендикулярно.

Мягкий, легко расслаивается, непрозрачный, жирный на ощупь, серого цвета, очень тугоплавкий, с металлическим блеском.

Электропроводен.

Производство карандашей,

«графитовая смазка», электроды, получение искусственных алмазов.

3.Физкультминутка

3.Химические свойства углерода

Углерод — малоактивен, химическая активность проявляется при высоких температурах.

С – восстановитель

С0 – 4 е-→ С+4 или С0 – 2 е-→ С+2

С – окислитель

С0 + 4 е-→ С-4

1.с кислородом

C + O₂ t˚C → CO₂ углекислый газ

2. с оксидами металлов

С + MexOy = CO2 + Me

C+ 2CuO t˚C → 2Cu + СO₂

3.C+ СO₂ t˚C → 2CO

4. C+ H₂O t˚C → СO + H₂

1. с некоторыми металлами образует карбиды

4Al + 3C   t˚→ Аl₄C₃

Ca + 2C  t˚→   СаС₂

2.  с водородом

C + H2 t˚C → СН₄


Вывод: Углерод проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства, самой распространенной является реакция взаимодействия углерода с кислородом, в результате которой образуются два оксида СО – угарный газ и СО2 – углекислый газ.

4. Адсорбция

Следующая наша задача: ознакомиться со строением и свойствами простых веществ, образованных атомами углерода. Одно из таких веществ - древесный уголь. Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины. Он применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях. Такой же поглотительной способностью обладает и активированный уголь. Он благодаря пористости способен поглощать газообразные или растворенные вещества своей поверхностью. В этом суть явления адсорбции. Такие качества активированного угля позволяют его использовать при:

-очистке от примесей в производстве сахара,

- для защиты органов дыхания –противогазы,

- в медицине -таблетки «Карболен».

Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия.поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица)

5. Закрепление изученного материала



Возвратимся к плану, который составили в начале урока. Всё ли мы с вами выполнили?

Выполните тест с раздаточного листа.

Выпишите цифры – признаки

1 в.- графита 2 в. - алмаза

1. Жирный на ощупь

2. Сильный блеск

3. Мягкий.

4. Самый твердый

5. Проводит ток

6. Массу измеряют в каратах

7. Применение: твердые смазки, электроды

8. Применение: резка стекла, бурение

Предполагаемые ответы

1в. – 1, 3, 5, 7 2в. – 2, 4, 6, 8

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев.

6.Домашнее задание





Выполнить задание в РЭШ (ответить письменно на тренировочные задания и контрольные вопросы В1,В2 в тетрадях )

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2072/control/2/#208445

По выбору: составить реферат «Применение аллотропных модификаций в жизни человека».

Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

7. Рефлексия


Рефлексия «Микрофон» Я молодец потому, что...

Регулятивные:

Умение использовать полученные знания. Правильно излагать свои мысли. Уметь делать самостоятельные выводы.


Список использованной литературы.

1.Химия,9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман._М.:Просвещение,2021.- 11-115 с.

2. Тесты по химии ,9 класс/ Т.А. Боровских.-И.: Экзамен,2011.- 53-54 с.

3. СD «Виртуальная лаборатория».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!