ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (2 урока).
Цель: изучение «Метода проекта»
Задачи: на основе модульной педтехнологии изучить с учащимися общие и специфические свойства металлов, увидеть сходства и отличия, научиться проектировать изученный материал на химические свойства любого металла.
На доске записаны левые части уравнений химических свойств металлов. В ходе изучения материала учащиеся выходят к доске и самостоятельно заканчивают химические уравнения, уравнивают их.
Вопрос к классу:
Какое важнейшее свойство характерно для металлов?
(Способность металлов отдавать электроны, т.е. быть восстановителями:
Ме0-nе=Меn+)
I. Взаимодействие с простыми веществами с образованием бинарных соединений.
1.Взаимодействие с кислородом:
а) образование оксидов (О2-)
4Li+O2=2Li2O оксид лития
2Mg+O2=2MgO оксид магния
2Cu+O2=2CuO оксид меди (II)
3Fe+2O2=Fe3O4 (Fe2+O·Fe23+O3) смешанный оксид
б) образование пероксидов (-О-О--1)
2Na + O
2=Na
2O
2 пероксид натрия
Na2O2 + Na = 2Na2O
Лабораторный опыт № 1: горение магния, лития, меди
2. Взаимодействие с водородом (только щелочные, щелочно-земельные металлы и алюминий).
Ca + H2 = CaH2 гидрид кальция
2Na + H2 = 2NaH гидрид натрия (быстро разлагаются водой)
NaH + H
2O = NaOH + H
2 3.Взаимодействие с остальными неметаллами (галогенами, серой, фосфором, углеродом, азотом…)
2Na + Cl2 = 2NaCl хлорид натрия
Fe + S = FeS сульфид железа
3Mg + N2 = Mg3N2 нитрид магния
6Li + N2 = 2Li3N нитрид лития (реагируют без нагревания)
4Al + 3C = Al4C3 карбид алюминия
Ca +2C = CaC2 карбид кальция
3Ca+ 2P = Ca
3P
2 фосфид кальция
II. Взаимодействие со сложными веществами.
1.Взаимодействие с водой.
а) активные металлы – с образованием щелочи и водорода.
2Li+ 2H2O = 2LiOH + H2
Ca +2H2O = Ca(OH)2 + H2
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 +3H2
амальгированный
б) Металлы средней активности – с образованием оксида и водорода (при нагревании).
Zn + H2O = ZnO +H2
3Fe +4H2O = Fe3O4 + 4H2
в) Металлы, стоящие после водорода, с водой не реагируют.
Лабораторный опыт 2.Растворение лития в воде.
2.Взаимодействие с кислотами (условия: металл должен быть не щелочным и не щелочно-земельным; образующаяся соль должна быть растворимой).
а) с кислотами – не окислителями (HCl, H3PO4, H2SO4 разб. и т.д.) реагируют все металлы, стоящие до водорода, с образованием соли и водорода.
Zn +2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + H2SO4 разб. = FeSO4 + H2
б) с кислотами-окислителями (HNO3, H2SO4 конц.) - с образованием соли, воды и соединения азота или серы.
Без нагревания не реагируют Al, Fe, Cr, Au, Pt; при нагревании не реагируют только Au, Pt.
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O+2NO2
2Fe + 6H2SO4конц. = Fe2(SO4)3 + 6H2O + 3SO2
Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие цинка и меди с соляной и азотной кислотами.
3.Взаимодействие с солями. Условия см. п 2
Me01 + Men+2R = Me n+1R + Me02 (Металл 1 должен быть активнее металла 2)
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Лабораторный опыт № 4. Взаимодействие железа медным купоросом.
4.Металлотермия – взаимодействие активных металлов (Al, Ca, Mg) при нагревании с оксидами неактивных металлов и металлов средней активности.
5Ca + Nb2O5 = 5CaO + 2Nb
8Al + 3Fe3O4 = 9Fe + 4Al2O3
При переходе к объяснению следующего химического свойства учащиеся разгадывают предложенный им кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
1.Составная часть воздуха. (азот)
2.Металл желто-красного цвета, хороший проводник ( медь)
3.Самый сильный окислитель (фтор)
4.Аллотропная модификация кислорода (озон)
5.Единственный металл, который реагирует с азотом без нагревания. (литий)
6.Какой металл лежит в основе производства чугуна и стали. (железо)
7.Жидкий металл (ртуть).
8.Инертный газ, используемый в светящихся витринах. (неон)
9.Класс соединений, образующийся при горении.(оксид)
10. Неметалл желтого цвета. (сера)
Один из щелочных металлов, образующих с кислородом пероксид (натрий)
Класс соединений, образующийся при взаимодействии металлов и неметаллов (соль).
Из кроссворда выделилось слово «амфотерность».
Амфотерность – это способность веществ проявлять двойственные свойства одновременно: металлические и неметаллические, кислотные и основные.
Рассматриваем амфотерность металлов на примере алюминия.
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
2Al + 2NaOH + 2H2O = 2 NaAlO2 + 3H2 метаалюминат натрия
2Al + 2NaOH + 6 H2O = 2NaAl(OH)4 + 3H2 тетрагидроксоалюминат натрия
После изучения химических свойств закрепляем основные вопросы пройденного материала теоретически.
1.Какие общие свойства характерны для металлов?
2.Какие вещества образуются при горении металлов?
3.Какой характер имеют оксиды металлов?
4.В чём отличие между оксидами и пероксидами?
5.В чём отличие взаимодействия металлов с кислотами-окислителями и кислотами - неокислителями?
6.В чём можно перевозить концентрированные азотную и серную кислоты?
7.Как реагирует вода с различными металлами?
8.Что такое “металлотермия”?
9.Что такое “амфотерность”?
10.Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щёлочи?
11.При каких условиях металлы реагируют с солями?
12.Почему щелочные и щелочно-земельные металлы хранят под керосином?
После теоретического повторения материала идёт закрепление темы у доски и на месте.
1.Написать уравнения реакций:
Li—Li2O—LiOH—LiNO3
CaH2--Ca—CaO—Ca(OH)2—Ca(NO3)2
2. Написать химические свойства алюминия со следующими веществами:
O2, S, Cl2, N2, P, H2O (амальгированный алюминий), TiO2, H2SO4. SnSO4, NaOH.
3.Написать и уравнять реакцию взаимодействия цинка с конц.H2SO4 с помощью метода электронного баланса.
Домашнее задание: учебник, стр. 120 , № 1-4.