СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия 9 класс. Химические свойства алкенов и алкинов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №2 по методике развития критического мышления.

Цель урока. Ознакомить учащихся с химическими свойствами алкенов и алкинов. Изучить химические свойства ненасыщенных углеводородов на примере этена и этина, их реакции с растворами кислот, щелочей, калий перманганата. Формировать знания учащихся о реакциях присоединения в органической химии на примере присоединения водорода и галогенов. Развивать навыки и умения составлять уравнения химических реакций на примере химических свойств алкенов и алкинов. Развивать критическое мышление учащихся, умение сравнивать, делать выводы. Формировать положительное отношение к изучению предмета, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Просмотр содержимого документа
«Химия 9 класс. Химические свойства алкенов и алкинов.»

Урок химии в 9 классе по теме «Химические свойства алкенов и алкинов»

Урок № 2 по методике критического мышления

Цель урока. Ознакомить учащихся с химическими свойствами алкенов и алкинов. Изучить химические свойства ненасыщенных углеводородов на примере этена и этина, их реакции с растворами кислот, щелочей, калий перманганата. Формировать знания учащихся о реакциях присоединения в органической химии на примере присоединения водорода и галогенов. Развивать навыки и умения составлять уравнения химических реакций на примере химических свойств алкенов и алкинов. Развивать критическое мышление учащихся, умение сравнивать, делать выводы. Формировать положительное отношение к изучению предмета, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Оборудование. Модели молекул углеводородов. Этанол, сульфатная кислота, кальций карбид, этилен, калий перманганат, бромная вода. Химическая посуда, горелка, пробиркодержатель.

Ход урока.

І. Разминка и обоснование цели обучения.

(Происходит создание благоприятного психологического климата на уроке, сосредоточение внимания и интереса на изучаемой теме).

Учащиеся привлекаются к изложению собственных мыслей.

« Не отбирай ни у кого убеждений, которые делают его счастливыми, если не можешь дать ему лучших». И. Лафатер

Как в понимаете это высказывание? Почему?

ІІ. Мотивация познавательной деятельности.

Проблемная беседа.

Подвести учащихся к созданию сравнительной характеристики химических свойств алкенов и алкинов с алканами после того, как они изучат химические свойства алкенов и алкинов.

Объявление темы и задач урока.

ІІІ. Степень актуализации

Учащиеся составляют сравнительную характеристику этилена ( ацетилена) с метаном( их физические свойства, распространение в природе, получение), составляют диаграмму Вена( приложение 2).

Вспоминая, учащиеся строят диаграмму Вена в тетради, оставив место для химических свойств алкенов и алкинов, которые будут рассмотрены в центральной части урока.

IV. Степень осознания

Доведение до сознания учащихся материала, который опирается на проблемность, поиск истины.

Эвристическая беседа.

Демонстрация 9. Получение и горение этилена.

1) Получение этилена дегидратацией этанола в присутствии концентрированной Н2SO4:

С2Н5ОН (Н2SO4 конц)--t—C2Н4 + Н2О

2) Горение этилена.

Демонстрация 10. Получение и горение ацетилена.

1) Получение ацетилена из кальций карбида.

СаС2 + Н2О --- С2Н2 + Са(ОН)2

2) Горение ацетилена.

Сходны ли реакции горения этилена и ацетилена?

Ответ: этилен горит ярким пламенем. Пламя ацетилена очень яркое, но более коптящее по сравнению с этиленом.

Демонстрация 12. Реакции ненасыщенных углеводородов с растворами кислот, щелочей, калий перманганата.

1) Взаимодействие этилена с бромной водой и калий перманганатом.

Какие изменения вы наблюдали?

Ответ: ненасыщенные углеводороды обесцвечивают растворы калий перманганата и бромной воды.

Творческое задание: зная, какие вещества были взяты для проведения опыта и учитывая, что продукт реакции один, напишите уравнение реакции самостоятельно.

СН2=СН2 + Br2 = СН2 Br- СН2 Br

Вывод: Реакция с бромной водой (Br2)- качественная реакция на наличие кратной связи.


«Усиленная лекция».

Химические свойства алкинов и алкенов.

1) Реакции гидрирования.

Творческое задание: зная, какие вещества были взяты для проведения реакций и учитывая, что продукт реакции один, напишите уравнение реакции самостоятельно.

С2Н4 + Н2 = С2Н6; С2Н2 + Н2 = С2Н4; С2Н2 + 2Н2 = С2Н6.

2) Реакции галогенирования

Творческое задание: зная, какие вещества были взяты для проведения реакций и учитывая, что продукт реакции один, напишите уравнение реакции самостоятельно.

СН2=СН2 + Br2 = СН2 Br- СН2 Br

3) Реакции гидрогалогенирования.

Если атомы Карбона, которые образуют кратную связь, соединены с разным количеством атомов Гидрогена, то Гидроген из НCl присоединяется к более гидрогенизированному атому Карбона – правило Марковникова.

Творческое задание: зная, какие вещества были взяты для проведения реакций и учитывая, что продукт реакции один, напишите уравнение реакции самостоятельно.

СН2=СН- СН3 + НCl = СН3 –СНCl - СН3

4) Реакции гидратации.

Творческое задание: зная, какие вещества были взяты для проведения реакций и учитывая, что продукт реакции один, напишите уравнение реакции самостоятельно.

СН2=СН2 + Н2О = С2Н5ОН

V. Рефлексия

Закончить с учащимися составление диаграммы Вена.

Учащиеся записывают химические свойства алканов и алкинов.

VІ. Выводы по уроку

Учащиеся анализируют созданную диаграмму. Формулируют задачи на следующий урок.

VІI. Итоги урока

Учащимся, которые активно работали на уроке, выставляются оценки.

VIII. Домашнее задание Проработать по учебнику параграф 20, 22; упр. 187 на стр. 134, упр. 200, 203 на стр. 145 ( письменно).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!