СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце»»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНЕЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»







ПЛАН КОНСПЕКТ

зонального мастер-класса

по народно-сценическому танцу

«Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце»

4-7 классы

Возраст учащихся: 10-14 лет







Подготовил: Рубан Антон Николаевич

преподаватель МБУ ДО УнечскаяДШИ






г.Унеча

2020г.






Оглавление


  1. Введение _______________________________________________ 3

  2. Основная часть

    1. Технологическая карта урока _____________________________ 5

    2. План-конспект урока _____________________________________ 6

    3. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока 9

    4. Материально-техническое обеспечение содержания урока ______ 10

3. Список использованной литературы __________________________ 10































ВВЕДЕНИЕ


«…Жизнь в танце, что может быть прекрасней…»

Танец – один из самых прекрасных и завораживающих видов искусства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и вызывают восхищение.

Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического отделения Детской школы искусств г. Унеча. Программа предмета «Народно – сценический танец» рассчитана на учащихся 8 – 16 лет. Срок реализации программы – 8 лет. Концептуальная идея программы предполагает целенаправленную работу по обеспечению учащихся дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредством приобщения их к миру танца и народной музыки. Программа направлена на развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня, вооружение учащихся знаниями основ хореографического искусства. В процессе изучения предмета народно – сценический танец дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, тренируют свое тело, развивают его артистическую емкость, готовность с одинаковым успехом исполнить любой танец, будь то испанский, украинский гопак с присядками и прыжками или венгерский чардаш. Учащиеся познают характер, стиль, манеру танцев разных народов и на протяжении всего курса обучения углубленно изучают русский танец.

Систематическое и планомерное изучение разнохарактерных национальных танцев расширяет диапазон творческих возможностей учащихся и заставляет искать новые краски актерской выразительности.

Мальчики и девочки обучаются раздельно с учетом особенностей мужского и женского танцев. Танцевальные движения у мальчиков существенно отличаются от девочек. Мальчики танцуют с таким же благородством и достоинством, что присуще русскому характеру, но их движения более резкие, задорные, ритмично четкие. Среди элементов танца у мальчиков особенно выделяются “хлопушки”: удары ладонью по ноге выше колена, по голенищу или по подошве сапога, иногда по плечу. Хлопушки исполняются чётко, чеканно и почти всегда сочетаются с притопами, подскоками, дробями, присядками и другими движениями. Все эти элементы украшают русский танец.

Интересны и разнообразны по своему характеру всевозможные присядки, которые мальчики исполняют почти во всех русских танцах. Ведь присядка, это неотъемлемая часть мужского танца.

Задача, стоящая сегодня перед преподавателями народно-сценического танца, заключается в поиске, создании и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития танцевально-музыкальных способностей учащихся более продуктивно. К сожалению, многие педагоги пренебрегают методикой преподавания народного танца, принципам построения урока. Для исполнения присядок не используют специальные тренировочные упражнения у станка и на середине класса, делают присядки не “разогрев” ноги. Забывают о том, что при исполнении присядок требуется большая физическая подготовка, сила, выносливость и крепкие мышцы ног. Вводят в занятие, без предварительной систематической подготовки в чрезмерном количестве сложные элементы, которые могут оказаться вредными для учащихся.

Многолетний опыт работы с учащимися на уроках народно – сценического танца показал, что формирование опорно-двигательного аппарата учащегося, приобретение им определённых качеств, освоение характера и манеры исполнения движений народного танца возможно если:

-при проведении урока соблюдаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, прослеживается логика подачи материала и умение организовать работу всех учащихся;

- рационально распределяется силовая нагрузка учащихся во время урока;

- преподаватель сам является творческой личностью, умеет использовать разнообразные методы и приёмы, как инструментарий развития творческой активности своих учеников;

- на уроке созданы условия для обогащения информационной и познавательно - развивающей среды учащихся с максимальным использованием технических средств обучения;

- деятельность преподавателя основывается на уважении и эмпатическом понимании учащихся, стремлении следовать природе ребенка, обеспечивая их свободное развитие, поощряя желание быть самостоятельными, ответственными людьми.

Методическая разработка урока народно-сценического танца представлена в виде плана - конспекта рабочего урока для учащихся 4-7 классов (группы мальчиков) хореографического отделения Детской школы искусств города Унеча.

Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по народно – сценическому танцу по теме: «Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце».

Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительного образования, руководителями хореографических коллективов для обучения учащихся народно-сценическому танцу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Преподаватель: Рубан Антон Николаевич.

Тема: «Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце».

Тип урока: Закрепление знаний и совершенствование умений и навыков.

Цель урока - закрепление знаний и исполнительских умений и навыков по усвоению движений мужского народного танца.

Задачи:

Обучающие:

1. Закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих уроках.

2. Совершенствовать исполнение элементов мужского народного танца: присядки, хлопушки на середине зала.

Развивающие:

1. Развивать физические данные: суставно-связочный аппарат, пластичность, силу мышц и натянутость ноги, выворотность ног.

2. Развивать эмоциональную выразительность в исполнении движений мужского народного танца.

Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивый интерес к народно-сценическому танцу.

2. Воспитывать выносливость у детей в процессе обучения.

3.Формировать навыки коллективной творческой деятельности.

4. Укреплять здоровье и физическое развитие учащихся.

Методы обучения:

- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);

- словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);

- практический (выполнение упражнений и комбинаций);

- демонстрация иллюстраций (просмотр видеоматериалов с танцами профессиональных ансамблей, наглядные пособия).

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке:

- укрепление костно-мышечного аппарата;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- регулирование физических нагрузок, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы;

- развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти;

- укрепление и развитие силы мышц ног и стопы;

- увеличение гибкости и подвижности суставов;

-сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному развитию.

Место проведения: хореографический класс.

Группа: мальчиков, 4 год обучения, (4-7классы).

Время: 1 (академический) час.

Требования к знаниям учащихся по итогам урока:

- знать характерные особенности мужской пляски;

- выполнять танцевально-тренировочные упражнения, включённые в урок;

-иметь представление о характере и манере исполнения движений, комбинаций, включённых в урок;

- владеть методикой исполнения упражнений народно-сценического танца у станка и на середине;

- знать правила грамотного исполнения присядок и хлопушек;

-владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального материала;

- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА


План урока


- Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма приветствия) – 3 мин.

- Подготовительная часть – 7 мин.

- Основная часть: упражнения на середине зала (изучение нового материала, танцевальных элементов русского народного танца) – 30 мин.

- Заключительная часть: подведение итога, поклон в характере русского народного танца – 5 мин.

Ход урока


Вводная часть урока - организация урока:

- приглашение детей в класс и расстановка их в шахматном порядке;

- сообщение цели и задач урока;

- поклон в характере русского танца.

Подготовительная часть урока.

Выполнение заданий по кругу: танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на полупальцах, шаги на каблуках, шаги на внутренней, внешней стороны стопы (в разном темпе и характере).

Выполнение заданий по диагонали: шаг бег свободной стопой, с отбрасыванием ног назад, с поднятием согнутых ног вперёд, «острый» бег носком в пол, боковой галоп, прямой галоп, русский бег с «молоточком».

Основная часть урока.

Экзерсис на середине зала.

Элементы русского танца: («гармошка», «ёлочка»).

Слова преподавателя. Шаги с хлопками. Хлопок должен быть не слишком сильным и не слишком слабым. Задача хлопка не просто бить в ладоши, но аккомпанировать себе.

Рисунок 1.

Преподаватель показывает и комментирует.

Исходное положение; VI позиция, руки раскрыты в стороны.

Раз - шаг вперёд правой ногой;

и – шаг вперёд левой ногой;

два – шаг вперёд правой ногой, одновременно поднимают левую ногу, согнутую в колене:

и – правой ладонью ударяют по голенищу или по подошве левого сапога.

Повторяем движение, но первый шаг начинаем с левой ноги. Левой ладонью ударяем по голенищу правого сапога.

Учащиеся повторяют движение под русскую музыку.

Присядка у «станка».

Музыкальный размер – 2/4, 8 тактов музыкального сопровождения. Темп широкий, спокойный.

Слова педагога. Исходное положение: лицом к станку в 1-ю открытую позицию, руки на станке.

Учащиеся выполняют присядку.

На первые 4 такта музыкального сопровождения учащиеся опускаются в глубокое приседание короткими отрывистыми движениями, между которыми следует держать короткие паузы, и сразу же на 3 такта они начинают подниматься.

4-й такт:

раз – и – опустить пятки.

Упражнение повторяется 2 раза.

Учащиеся разворачиваются спиной к станку.

Слова педагога: перевести руки из первого положения во 2-ю широкую позицию (подготовка к «хлопушке»), перевести руки во второе положение, перевести руки «под шапочку» (обеими руками одновременно, затем каждой рукой поочерёдно), опустить руки в первое положение и закрыть на поясе в кулачок.

Учащиеся выполняют упражнение.

Слова педагога: трамплинные прыжки.

Учащиеся выполняют прыжки.

Слова педагога:

Присядка лицом к «станку», обе руки перед собой на ширине плеч лежат на «станке»: 1-я открытая позиция, средние полупальцы, бёдра подтянуты, корпус, голова, апломб (показ на ученике). Приседание должно быть мягкое мышечное, глубокое, на низких полупальцах обеих ног в 1-й открытой позиции. В приседание пятки держать выворотно на одной линии 1-й открытой позиции.

Учащиеся выполняют присядку.

Музыкальный размер 2/ 4.

На затакт – и – одновременно с небольшим сухим подскоком на левой ноге правая нога в свободном положении поднимается в сторону на 45, подъём и колено вытянуты.

1 – й - такт:

раз – и - мягкое мышечное, но достаточно глубокое приседание на низких полупальцах обеих ног в 1-й открытой позиции:

два – и - пауза; пятки держать выворотно на одной линии 1-й открытой позиции.

2 – такт:

раз – и - подняться наверх, опустить пятки.

два – пауза.

Движение повторить.

Слова педагога: Низкий «голубец».

Учащиеся выполняют движение, затем выходят на середу зала.

Слова педагога: Хлопушки по голенищу сапога и возле колена.

Учащиеся выполняют хлопушку.

1 – й такт:

раз – шаг вперёд правой ногой, левую ногу, вытянутую в колене и подъёме, поднимают высоко вперёд. Одновременно ударяют в ладоши перед собой.

и – ударяют левой ладонью по голенищу левого сапога;

два – с ударом ступни об пол опускают левую ногу в VI позицию.

Слегка приподнимают ступню правой ноги;

и – с ударом опускают правую ногу в VI позицию.

2- й такт:

раз – шаг вперёд левой ногой, правую ногу, вытянутую в колене и подъёме, поднимают высоко вперёд. Одновременно ударяют в ладоши перед собой;

и – ударяют правой рукой по голенищу правого сапога;

два – с ударом ступни об пол опускают правую ногу в VI позицию. Слегка приподнимают ступню левой ноги;

и – с ударом опускают левую ногу в VI позицию.

3 –й такт:

Повторяют все движения, исполнявшиеся на 1-й такт.

4-й такт:

раз – поднимают правую ногу, согнутую в колене (направленном вперёд), высоко перед собой. Одновременно ударяют в ладоши над головой;

и – правой рукой ударяют по колену правой ноги;

два – ударяют ступнёй правой ноги об пол, ставя ногу в VI позицию. Одновременно широко раскрывают руки в стороны;

и – пауза.

По диагонали учащиеся выполняют по 8 раз присядку мячик.

Слова преподавателя. Прыгая надо лететь как можно ближе к полу; после толчка руки и ноги до последнего остаются «растянутыми», после приземляемся в 1-ю открытую позицию.

По линиям учащиеся выполняют «лягушку».

Перестроение в шахматный порядок.

Слова преподавателя. Основные движения рук.

Учащиеся выполняют упражнения.

Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность учащихся, результативность работы. Поклон в характере русского народного танца.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА


При подготовке к уроку необходимо учитывать; объём материала, степень его сложности, особенности группы учащихся.

При составлении плана урока следует:

- определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;

- составить комбинации для совершенствования накопленных знаний;

- определить музыкальный материал для каждой части урока.

При проведении урока народно-сценического танца важно:

- целесообразно выдерживать структуру урока в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа урока, живость подачи материала, деловую атмосферу;

- объяснять учащимся назначение упражнения и правила его исполнения;

- равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего урока;

- чередовать работу различных групп мышц;

- развивать внимание учащихся и осознанный контроль над работой мышц;

- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.


Требования к музыкальному оформлению урока


Музыка на уроке народно-сценического танца - важнейший фактор эстетического и художественного воспитания учащихся.

Принципы музыкального оформления урока:

- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;

- подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;

- проведение предварительной работы педагога с концертмейстером (значение творческого контакта педагога и концертмейстера очень велико);

- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);

- использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения (фортепиано, баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;

- воспитание музыкального вкуса учащегося, развитие музыкальной культуры.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ УРОКА


Музыкальный центр, баян, ноутбук с видеоматериалом по русскому народному танцу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гусев Г.П. Народный танец. Методика преподавания. М., Владос, 2007.-608 с.

  2. Есаулов И.Г., Есаулова К.А. Народно-сценический танец. СПб. : Планета музыки, 2014.-208с.

  3. Лопухов. А, Ширяев, А Бочаров А. Основы характерного танца. - СПб.: Лань; Планета музыки,2007.-344 с.

  4. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2010.-256 с.

  5. Слыханова В. Формирование движенческих навыков.М., 2007.- 41с.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!