МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНЕЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПЛАН КОНСПЕКТ
зонального мастер-класса
по народно-сценическому танцу
«Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце»
4-7 классы
Возраст учащихся: 10-14 лет
Подготовил: Рубан Антон Николаевич
преподаватель МБУ ДО УнечскаяДШИ
г.Унеча
2020г.
Оглавление
Введение _______________________________________________ 3
Основная часть
Технологическая карта урока _____________________________ 5
План-конспект урока _____________________________________ 6
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока 9
Материально-техническое обеспечение содержания урока ______ 10
3. Список использованной литературы __________________________ 10
ВВЕДЕНИЕ
«…Жизнь в танце, что может быть прекрасней…»
Танец – один из самых прекрасных и завораживающих видов искусства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и вызывают восхищение.
Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического отделения Детской школы искусств г. Унеча. Программа предмета «Народно – сценический танец» рассчитана на учащихся 8 – 16 лет. Срок реализации программы – 8 лет. Концептуальная идея программы предполагает целенаправленную работу по обеспечению учащихся дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредством приобщения их к миру танца и народной музыки. Программа направлена на развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня, вооружение учащихся знаниями основ хореографического искусства. В процессе изучения предмета народно – сценический танец дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, тренируют свое тело, развивают его артистическую емкость, готовность с одинаковым успехом исполнить любой танец, будь то испанский, украинский гопак с присядками и прыжками или венгерский чардаш. Учащиеся познают характер, стиль, манеру танцев разных народов и на протяжении всего курса обучения углубленно изучают русский танец.
Систематическое и планомерное изучение разнохарактерных национальных танцев расширяет диапазон творческих возможностей учащихся и заставляет искать новые краски актерской выразительности.
Мальчики и девочки обучаются раздельно с учетом особенностей мужского и женского танцев. Танцевальные движения у мальчиков существенно отличаются от девочек. Мальчики танцуют с таким же благородством и достоинством, что присуще русскому характеру, но их движения более резкие, задорные, ритмично четкие. Среди элементов танца у мальчиков особенно выделяются “хлопушки”: удары ладонью по ноге выше колена, по голенищу или по подошве сапога, иногда по плечу. Хлопушки исполняются чётко, чеканно и почти всегда сочетаются с притопами, подскоками, дробями, присядками и другими движениями. Все эти элементы украшают русский танец.
Интересны и разнообразны по своему характеру всевозможные присядки, которые мальчики исполняют почти во всех русских танцах. Ведь присядка, это неотъемлемая часть мужского танца.
Задача, стоящая сегодня перед преподавателями народно-сценического танца, заключается в поиске, создании и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития танцевально-музыкальных способностей учащихся более продуктивно. К сожалению, многие педагоги пренебрегают методикой преподавания народного танца, принципам построения урока. Для исполнения присядок не используют специальные тренировочные упражнения у станка и на середине класса, делают присядки не “разогрев” ноги. Забывают о том, что при исполнении присядок требуется большая физическая подготовка, сила, выносливость и крепкие мышцы ног. Вводят в занятие, без предварительной систематической подготовки в чрезмерном количестве сложные элементы, которые могут оказаться вредными для учащихся.
Многолетний опыт работы с учащимися на уроках народно – сценического танца показал, что формирование опорно-двигательного аппарата учащегося, приобретение им определённых качеств, освоение характера и манеры исполнения движений народного танца возможно если:
-при проведении урока соблюдаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, прослеживается логика подачи материала и умение организовать работу всех учащихся;
- рационально распределяется силовая нагрузка учащихся во время урока;
- преподаватель сам является творческой личностью, умеет использовать разнообразные методы и приёмы, как инструментарий развития творческой активности своих учеников;
- на уроке созданы условия для обогащения информационной и познавательно - развивающей среды учащихся с максимальным использованием технических средств обучения;
- деятельность преподавателя основывается на уважении и эмпатическом понимании учащихся, стремлении следовать природе ребенка, обеспечивая их свободное развитие, поощряя желание быть самостоятельными, ответственными людьми.
Методическая разработка урока народно-сценического танца представлена в виде плана - конспекта рабочего урока для учащихся 4-7 классов (группы мальчиков) хореографического отделения Детской школы искусств города Унеча.
Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по народно – сценическому танцу по теме: «Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце».
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительного образования, руководителями хореографических коллективов для обучения учащихся народно-сценическому танцу.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Преподаватель: Рубан Антон Николаевич.
Тема: «Хлопушки и присядки в народно - сценическом танце».
Тип урока: Закрепление знаний и совершенствование умений и навыков.
Цель урока - закрепление знаний и исполнительских умений и навыков по усвоению движений мужского народного танца.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих уроках.
2. Совершенствовать исполнение элементов мужского народного танца: присядки, хлопушки на середине зала.
Развивающие:
1. Развивать физические данные: суставно-связочный аппарат, пластичность, силу мышц и натянутость ноги, выворотность ног.
2. Развивать эмоциональную выразительность в исполнении движений мужского народного танца.
Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к народно-сценическому танцу.
2. Воспитывать выносливость у детей в процессе обучения.
3.Формировать навыки коллективной творческой деятельности.
4. Укреплять здоровье и физическое развитие учащихся.
Методы обучения:
- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);
- словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);
- практический (выполнение упражнений и комбинаций);
- демонстрация иллюстраций (просмотр видеоматериалов с танцами профессиональных ансамблей, наглядные пособия).
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- регулирование физических нагрузок, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы;
- развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти;
- укрепление и развитие силы мышц ног и стопы;
- увеличение гибкости и подвижности суставов;
-сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному развитию.
Место проведения: хореографический класс.
Группа: мальчиков, 4 год обучения, (4-7классы).
Время: 1 (академический) час.
Требования к знаниям учащихся по итогам урока:
- знать характерные особенности мужской пляски;
- выполнять танцевально-тренировочные упражнения, включённые в урок;
-иметь представление о характере и манере исполнения движений, комбинаций, включённых в урок;
- владеть методикой исполнения упражнений народно-сценического танца у станка и на середине;
- знать правила грамотного исполнения присядок и хлопушек;
-владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального материала;
- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
План урока
- Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма приветствия) – 3 мин.
- Подготовительная часть – 7 мин.
- Основная часть: упражнения на середине зала (изучение нового материала, танцевальных элементов русского народного танца) – 30 мин.
- Заключительная часть: подведение итога, поклон в характере русского народного танца – 5 мин.
Ход урока
Вводная часть урока - организация урока:
- приглашение детей в класс и расстановка их в шахматном порядке;
- сообщение цели и задач урока;
- поклон в характере русского танца.
Подготовительная часть урока.
Выполнение заданий по кругу: танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на полупальцах, шаги на каблуках, шаги на внутренней, внешней стороны стопы (в разном темпе и характере).
Выполнение заданий по диагонали: шаг бег свободной стопой, с отбрасыванием ног назад, с поднятием согнутых ног вперёд, «острый» бег носком в пол, боковой галоп, прямой галоп, русский бег с «молоточком».
Основная часть урока.
Экзерсис на середине зала.
Элементы русского танца: («гармошка», «ёлочка»).
Слова преподавателя. Шаги с хлопками. Хлопок должен быть не слишком сильным и не слишком слабым. Задача хлопка не просто бить в ладоши, но аккомпанировать себе.
Рисунок 1.
Преподаватель показывает и комментирует.
Исходное положение; VI позиция, руки раскрыты в стороны.
Раз - шаг вперёд правой ногой;
и – шаг вперёд левой ногой;
два – шаг вперёд правой ногой, одновременно поднимают левую ногу, согнутую в колене:
и – правой ладонью ударяют по голенищу или по подошве левого сапога.
Повторяем движение, но первый шаг начинаем с левой ноги. Левой ладонью ударяем по голенищу правого сапога.
Учащиеся повторяют движение под русскую музыку.
Присядка у «станка».
Музыкальный размер – 2/4, 8 тактов музыкального сопровождения. Темп широкий, спокойный.
Слова педагога. Исходное положение: лицом к станку в 1-ю открытую позицию, руки на станке.
Учащиеся выполняют присядку.
На первые 4 такта музыкального сопровождения учащиеся опускаются в глубокое приседание короткими отрывистыми движениями, между которыми следует держать короткие паузы, и сразу же на 3 такта они начинают подниматься.
4-й такт:
раз – и – опустить пятки.
Упражнение повторяется 2 раза.
Учащиеся разворачиваются спиной к станку.
Слова педагога: перевести руки из первого положения во 2-ю широкую позицию (подготовка к «хлопушке»), перевести руки во второе положение, перевести руки «под шапочку» (обеими руками одновременно, затем каждой рукой поочерёдно), опустить руки в первое положение и закрыть на поясе в кулачок.
Учащиеся выполняют упражнение.
Слова педагога: трамплинные прыжки.
Учащиеся выполняют прыжки.
Слова педагога:
Присядка лицом к «станку», обе руки перед собой на ширине плеч лежат на «станке»: 1-я открытая позиция, средние полупальцы, бёдра подтянуты, корпус, голова, апломб (показ на ученике). Приседание должно быть мягкое мышечное, глубокое, на низких полупальцах обеих ног в 1-й открытой позиции. В приседание пятки держать выворотно на одной линии 1-й открытой позиции.
Учащиеся выполняют присядку.
Музыкальный размер 2/ 4.
На затакт – и – одновременно с небольшим сухим подскоком на левой ноге правая нога в свободном положении поднимается в сторону на 45, подъём и колено вытянуты.
1 – й - такт:
раз – и - мягкое мышечное, но достаточно глубокое приседание на низких полупальцах обеих ног в 1-й открытой позиции:
два – и - пауза; пятки держать выворотно на одной линии 1-й открытой позиции.
2 – такт:
раз – и - подняться наверх, опустить пятки.
два – пауза.
Движение повторить.
Слова педагога: Низкий «голубец».
Учащиеся выполняют движение, затем выходят на середу зала.
Слова педагога: Хлопушки по голенищу сапога и возле колена.
Учащиеся выполняют хлопушку.
1 – й такт:
раз – шаг вперёд правой ногой, левую ногу, вытянутую в колене и подъёме, поднимают высоко вперёд. Одновременно ударяют в ладоши перед собой.
и – ударяют левой ладонью по голенищу левого сапога;
два – с ударом ступни об пол опускают левую ногу в VI позицию.
Слегка приподнимают ступню правой ноги;
и – с ударом опускают правую ногу в VI позицию.
2- й такт:
раз – шаг вперёд левой ногой, правую ногу, вытянутую в колене и подъёме, поднимают высоко вперёд. Одновременно ударяют в ладоши перед собой;
и – ударяют правой рукой по голенищу правого сапога;
два – с ударом ступни об пол опускают правую ногу в VI позицию. Слегка приподнимают ступню левой ноги;
и – с ударом опускают левую ногу в VI позицию.
3 –й такт:
Повторяют все движения, исполнявшиеся на 1-й такт.
4-й такт:
раз – поднимают правую ногу, согнутую в колене (направленном вперёд), высоко перед собой. Одновременно ударяют в ладоши над головой;
и – правой рукой ударяют по колену правой ноги;
два – ударяют ступнёй правой ноги об пол, ставя ногу в VI позицию. Одновременно широко раскрывают руки в стороны;
и – пауза.
По диагонали учащиеся выполняют по 8 раз присядку мячик.
Слова преподавателя. Прыгая надо лететь как можно ближе к полу; после толчка руки и ноги до последнего остаются «растянутыми», после приземляемся в 1-ю открытую позицию.
По линиям учащиеся выполняют «лягушку».
Перестроение в шахматный порядок.
Слова преподавателя. Основные движения рук.
Учащиеся выполняют упражнения.
Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность учащихся, результативность работы. Поклон в характере русского народного танца.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
При подготовке к уроку необходимо учитывать; объём материала, степень его сложности, особенности группы учащихся.
При составлении плана урока следует:
- определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;
- составить комбинации для совершенствования накопленных знаний;
- определить музыкальный материал для каждой части урока.
При проведении урока народно-сценического танца важно:
- целесообразно выдерживать структуру урока в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа урока, живость подачи материала, деловую атмосферу;
- объяснять учащимся назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего урока;
- чередовать работу различных групп мышц;
- развивать внимание учащихся и осознанный контроль над работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Требования к музыкальному оформлению урока
Музыка на уроке народно-сценического танца - важнейший фактор эстетического и художественного воспитания учащихся.
Принципы музыкального оформления урока:
- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;
- подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;
- проведение предварительной работы педагога с концертмейстером (значение творческого контакта педагога и концертмейстера очень велико);
- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);
- использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения (фортепиано, баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;
- воспитание музыкального вкуса учащегося, развитие музыкальной культуры.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
Музыкальный центр, баян, ноутбук с видеоматериалом по русскому народному танцу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гусев Г.П. Народный танец. Методика преподавания. М., Владос, 2007.-608 с.
Есаулов И.Г., Есаулова К.А. Народно-сценический танец. СПб. : Планета музыки, 2014.-208с.
Лопухов. А, Ширяев, А Бочаров А. Основы характерного танца. - СПб.: Лань; Планета музыки,2007.-344 с.
Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2010.-256 с.
Слыханова В. Формирование движенческих навыков.М., 2007.- 41с.
10