СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Хоровое пение, как одно из направлений повышения социализации учащихся с нарушением интеллекта в школе АОП»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

хоровое пение, одно из направлений повышения социализации учащихся с нарушением  интеллекта в школе. 

Просмотр содержимого документа
«"Хоровое пение, как одно из направлений повышения социализации учащихся с нарушением интеллекта в школе АОП»»

Тема:« Хоровое пение, как одно из направлений повышения социализации учащихся с нарушением интеллекта в школе АОП»

Хор — единственный вид музыкального творчества, который воспитывает личность в коллективе, через вокально-хоровое исполнительство, через язык музыки и слова. Это тот вид искусства, где дети творят сообща, через самый понятный язык музыкального инструмента — голос и слово. 

«Способность быть счастливыми и успешными в наших руках» Шарлотта Бронте

Цель: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех».

Задачи:

1. – Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся;

2. – Определить эффективные формы педагогической работы по созданию ситуации успеха на занятиях хорового пения, как средства повышения познавательной активности;

3. – Систематизировать приёмы и методы конструирования ситуации успеха на занятиях хорового пения;

4. – Формировать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагога

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый ». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха».

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе. Он связан с чувством радости, эмоционального подъема. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Желая вернуть положительные эмоции, у ребенка появляется стимул заниматься и дальше подобной работой.

Принцип воспитания успехом введен в практику во второй половине 20 века.

Большинство детей школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение программных требований. Решение видится в достижении школьниками комфорта, как состояния качественной характеристики их деятельности. Интерес и удовольствие, сопровождающее его, рождают ситуацию успеха, которая и есть «главный нерв гуманизации обучения и воспитания» Август Соломонович Белкин – доктор педагогических наук, профессор. Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает создание каждому воспитаннику ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.

«Хоровое пение» – один из самых распространённых видов музыкальной деятельности ребёнка, творческий и познавательный процесс, источник музыкального развития и воспитания юного человека. Это вид исполнительского искусства, который способствует развитию его психических функций, оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, а также на психофизиологические процессы, такие, как дыхание, кровообращение, на сердечную деятельность, укреплению голосового аппарата, развитию музыкального слуха, чувства ритма. В хоровой деятельности тесно взаимодействуют такие средства воспитания, как музыка и коллектив. Хоровой коллектив детей в основном формируется из детей, не имеющих никакой музыкальной подготовки, не ведётся специальный отбор детей, принимаются все желающие.

Урок музыки, и хоровые занятия – это предметы искусства, на которых ребята могут ярко выразить свои эмоциональные чувства, проявить свои индивидуальные способности. Это позволяет им добиваться небольших успехов в своей работе.

Для создания ситуации успеха на уроках и занятиях применяю эффективные формы работы:

- для развития музыкально-творческих способностей учащихся использую элементы логоритмики, которые играют большую роль в формировании различных сфер ребенка. Для логоритмических упражнений, я подбираю свои мелодии, что позволяет учащимся легче запоминать тексты песен, стихов, скороговорок, которые сопровождаются во время исполнения двигательными, речевыми и дыхательными упражнениями, пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой.

- важной задачей в формировании вокально-хоровой работе является дыхательная гимнастика и охрана детского голоса. При подборе музыкального материала, учитываю возрастную тесситуру песен, её текст, наличие интервалов, диапазон мелодии. Усложнение в вокально-хоровом обучении идёт постепенно, с соблюдением последовательности в выборе песен и упражнений.

- для развития чувства ритма, слуха, речевого аппарата использую музыкальные игровые моменты. «Узнай по голосу?», «Сколько звучит звуков?», «Как движется мелодия?».

Все эти методы и приемы позволяют эффективно развивать творческий потенциал учащихся, повышать познавательную активность на уроках и занятиях, достигать своих определённых успехов .

Для создания ситуации успеха важна личность учителя, который может заинтересовать своим предметом, выявить индивидуальные особенности личности, расположить к себе, создать атмосферу доброжелательности. Результатом такого взаимодействия является результативность успехов учащихся. Успешным ученик себя будет чувствовать, когда он находится в условиях, где отсутствует жесткая отметка, а оценивание его действий происходит через признание способностей, талантов, как взрослыми, так и сверстниками. Так же во внеурочной деятельности происходит неформальное общение с одноклассниками, а так же новые знакомства, когда образуются смешанные группы по возрасту и интересам.

Для успешной организации внеурочной работы необходимо использовать для учеников различные формы: посещение занятий и школьных кружков, принимать участие в школьных концертах, творческих фестивалях и конкурсах. Результатом этого может быть участие школьника в открытых мероприятиях разного уровня, начиная с районного, городского и заканчивая региональным уровнем. Важно поддержать учеников, отметить их успехи и достижения в школьной среде. Важно поощрять и награждать достижения учеников на праздниках, на общешкольной линейки и т.д.

В формировании успеха есть:

Позитивные моменты:

— переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

— появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

— положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия.

Негативные моменты:

— успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей;

— переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;

Процесс достижения успеха у учащихся может быть возможен, тогда, когда включаются в воспитание родители. Приглашение их на школьные концерты, выражение благодарности за выступление ребёнка с записью в дневниках, письмах, грамотах, награждения всё это благоприятно влияет на ситуацию успеха.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Даже разовое переживание и успех может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.

Принцип воспитания успехом заключается в том, что педагог, работая с личностью ребенка, стремится, как можно глубже понять его, осмыслить особенности ученика, выделить его умения, стремления, и постараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые самые маленькие ростки успеха. Нужно разделять понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация – это то, что способен организовать сам учитель. Ситуация успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающие самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек после удачно выполненной работы. Это можно видеть у наших ребят, когда они приходят после удачного выступления с конкурсов. Последовательность создания ситуации успеха: снятие страха, это помогает преодолеть неуверенность самого ребёнка в собственных силах.

С социальной точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.

С психологической точки зрения успех – это переживание, состояние радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошёл их.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность положительной динамики в развитии личности. Педагогические и психологические исследования показывают, что ключом к созданию ситуации успеха является – похвала.

Поощрение, похвала всегда приятны для любого человека. Похвала – инструмент, которым надо уметь грамотно пользоваться для того, чтобы он приносил позитивные плоды.





Зачем нужна похвала? – Отметить успех ребенка.

Похвала позволяет ребенку:

1.Чувствовать уверенность в собственных силах: «У меня получается», «Я могу это делать».

2.Достичь понимания того, что он соответствует ожиданиям окружающих: «раз хвалят хоть за что-то, значит, я им нужен таким, какой я есть».

3.Быстрее осваивать необходимые навыки, ведь, когда хвалят, хочется летать и достигать большего.

Народный учитель Софья Николаевна Лысенкова первой заговорила о том, что главным принципом работы педагога является обучение и воспитание успехом. В своей книге «Когда легко учиться» С.Н. Лысенкова пишет: «Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей работе…

Ситуация успеха является - диалог

Организовать диалог со школьниками, особенно непросто. Главные средства педагога – это вопросы и интонации. Учитель задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. При этом он может использовать широкий веер интонаций: вопросительную; шутливую; интонацию восторга: «Какой ты молодец! Как интересно!», интонацию удивления: «Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?», интонацию сомнения: «Может быть, ты прав». «Мне кажется, это не всегда так». «Надо подумать», интонацию сочувствия: «Я понимаю, что это трудно…», интонацию уверенности: «Мы обязательно справимся с этим».

Если диалог получился, в ответ дети активно включаются в работу, им очень важно рассказать о себе учителю, обратить на себя его внимание. Для педагога важно уметь создать благоприятный климат, творческую, доброжелательную атмосферу. Через диалог реализуется общение, решаются успешно многие воспитательные задачи. От умения вести диалог зависит его воспитательная сила.

Виктор Фёдорович Шаталов – педагог новатор, утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности.

Успех ученика находится в прямой зависимости от успешной деятельности учителя. Задача состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои способности и поверить в себя.

Из свода правил учителей

1. Улыбайтесь!

2. Будьте терпеливы!

З. Внушайте каждому своему ученику веру в свои силы.

4. Учитесь создавать ситуацию успеха.

5. Учите ребят дарить радость людям; отдавать каждому делу частицу сердца.

6. Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.

 7. Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.

Создание ситуации успеха учащихся играет для меня большую роль, как для учителя. Стараюсь создать комфортные условия для учеников, чтобы они чувствовали себя раскрепощёнными, не боялись неправильных ответов или не точного исполнения. Стараюсь, даже, если что-то у ученика не получается применять метод «похвалы». В процессе обучения при работе с песенным репертуаром прошу побыть в роли солиста каждого ученика. Это позволяет преодолеть страх у некоторых ребят. В вокальных упражнениях стараюсь использовать интересный материал, который вызывает положительные эмоции у ребят.

Школьный хор принимает активное участие в концертной деятельности школы, а наиболее ребята участвуют в ежегодно - проводимом региональном конкурсе «Аленький цветочек», где становятся лауреатами конкурса. Всегда стараюсь поддержать хорошие выступления успешные детей, ставлю наивысший балл в дневник, хвалю в присутствии всего хорового состава.

И хочу свой доклад закончить словами: «Твой завтрашний успех начинается сегодня!»

«Успех порождает успех!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!