2. Повторение раннее изученного материала | 5-7 мин. | Расцвет демократии в Афинах. 1. Объясните понятия: остракизм, стратег, метек. 2. Решите задачу: Когда казна Морского Афинского союза была перенесена с острова Делос в Афины, если это произошло за 5 лет до окончания греко-персидских войн? 3. Сравните народное собрание в Афинах и Спарте (§ 27). Заполните таблицу: | 1. Остракизм – голосование с помощью остраконов (черепков); изгнание на 10 лет любого человека из Афин, который по мнению народа подверг демократию опасности. Стратег – должностное лицо, которое избиралось на год, ведало армией и флотом, военным строительством и внешней политикой. Чем они ведали в государстве? Метек – свободные люди, не имевшие афинского гражданства. 2. В 474 г. до н.э. 3. таблица |
3. Объяснение нового материала | 20-25 мин | 1. Рост рабства в Греции. Слайд Как вы считаете, каковы причины роста рабства в Греции? Слайд Посмотрите на изображение и ответьте на следующие вопросы: Что изображено на иллюстрации? Опишите, как выглядит раб? Что за табличка висит у раба на груди? Как покупатели относились к рабам? Крупнейшим в V в. рынком рабов были Афины. Здесь на рыночной площади был огорожен специальный участок, внутри которого выставлялись на продажу рабы. Рабы выводились на помост, а продавцы расхваливали свой товар. Рынки рабов засвидетельствованы также на Хиосе, в Византии и в других местах. На рынках покупатели осматривали рабов, словно скот или вещь. Также рабы не имели имен, а носили клички, словно домашние животные. 2. Рабский труд в хозяйстве. Посмотрите на иллюстрации в учебнике (стр. 172, 173). Слайд Как вы думаете, где использовался труд рабов? Слайд (отрывок из документа) Прочитать и проанализировать текст. Что можно сказать о положении рабов на руднике? Какие у них были условия? Слайд Одним из видов деятельности, где использовался труд рабов, как мы уже определили, гончарное дело. Слайд Посмотрите на изображение и ответьте на вопросы: Кто изображен на иллюстрации? Какую работу выполняют рабы? Отличаются ли рабы от свободных? Кто лепил и расписывал посуду? Слайд Производство керамики было очень развито в Греции. В Афинах целый район назывался КЕРАМИК. Особенно ценились расписанные черным лаком вазы. Вначале появились чернофигурные вазы, когда черным лаком наносили изображение, а фоном служил естественный цвет глины. В V в. до н.э. изготовляли краснофигурные вазы. На таких сосудах, наоборот, черным лаком закрашивался фон изображений. Какие из этих изображений относятся к чернофигурной росписи, а какие к краснофигурной? Почему труд рабов в сельском хозяйстве использовался меньше? Рабы имели образование? 3. Положение рабов. Слайд Какие права имел раб в Греции? 4. Торговля. Слайд В V веке до н. э. Афины были самым богатым городом, а порт Пирей центром международной торговли. Сюда прибывало множество кораблей из дальних и ближних стран. Прочитать стихотворение комедиографа Гермиппа. Назовите государства и вывозившиеся из них в афинский порт Пирей товары? Слайд Какие товары вывозили из Афин? Какие ввозили? Какой еще был дополнительный доход? | Перечисляют причины и записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. Причины: греко-персидские войны, морское пиратство, покупка на рынке. В центре – выставленный для продажи скованный молодой раб. Продавец раба расхваливает свой «товар». Слева от них – рабовладелец, купивший ребенка, вырывает его из руки матери. На переднем плане (справа) – торговец тащит девочку, чтобы показать ее покупателям. Слева – несколько групп рабовладельцев в нарядных плащах. Справа, сзади, - группа рабов, предназначенных для продажи. Отвечают на вопрос. На рудниках, строительство храмов, ремесленное производство. Один из учеников читает текст. И отвечает на поставленный вопрос. Рабы месят глину, справа – мастер лепит на гончарном круге сосуд. Художники расписывают и покрывают лаком амфоры. В углу двора – круглая печь для обжига посуды. За забором дымится печь одной из многих соседских мастерских. Чернофигурные, краснофигурные Чернофигурные: 1, 4 Краснофигурные: 2, 3 Крестьяне предпочитали сами обрабатывать участки. Оливководство и виноградарство требовало специальных знаний и умений, а рабу доверяли только грубую, примитивную работу. Один из учеников читает стихотворение. Отвечают на вопросы. Ввозимые товары: - Папирус, Благовония, Зерно, Рабы, Корабельные снасти, Слоновая кость, Каштан и миндаль, Ювелирные украшения, Ковры и подушки Вывозимые товары: Расписная керамика, Оружие, Оливковое масло, Вино, Мрамор Дополнительным доходом Греции – была пошлина, которую взимали с купцов в порту. |