СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н. э.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н. э.»

Тема урока: «Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н. э.»

Тип урока: комбинированный.

Формы: групповая, индивидуальная

Цель: - дать общее представление о хозяйственном развитии Греции, рассказать о месте рабов в греческом обществе;

Задачи:

Образовательные:

  • в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

  • Формирование умения делать оценочные выводы;

  • Формирование умений использовать различные источники информации;

  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

План:

  1. Рост рабства в Греции.

  2. Рабский труд в хозяйстве.

  3. Положение рабов.

  4. Торговля.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

2 мин.

Приветствие учеников. Установление дисциплины в классе.

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

2. Повторение раннее изученного материала

5-7 мин.

Расцвет демократии в Афинах.

1. Объясните понятия: остракизм, стратег, метек.

2. Решите задачу: Когда казна Морского Афинского союза была перенесена с острова Делос в Афины, если это произошло за 5 лет до окончания греко-персидских войн?

3. Сравните народное собрание в Афинах и Спарте (§ 27). Заполните таблицу:

1. Остракизм – голосование с помощью остраконов (черепков); изгнание на 10 лет любого человека из Афин, который по мнению народа подверг демократию опасности.

Стратег – должностное лицо, которое избиралось на год, ведало армией и флотом, военным строительством и внешней политикой. Чем они ведали в государстве?

Метек – свободные люди, не имевшие афинского гражданства.

2. В 474 г. до н.э.

3. таблица

3. Объяснение нового материала

20-25 мин

1. Рост рабства в Греции.

Слайд Как вы считаете, каковы причины роста рабства в Греции?

Слайд Посмотрите на изображение и ответьте на следующие вопросы:

Что изображено на иллюстрации? Опишите, как выглядит раб? Что за табличка висит у раба на груди? Как покупатели относились к рабам?

Крупнейшим в V в. рынком рабов были Афины. Здесь на рыночной площади был огорожен специальный участок, внутри которого выставлялись на продажу рабы. Рабы выводились на помост, а продавцы расхваливали свой товар. Рынки рабов засвидетельствованы также на Хиосе, в Византии и в других местах. На рынках покупатели осматривали рабов, словно скот или вещь. Также рабы не имели имен, а носили клички, словно домашние животные.

2. Рабский труд в хозяйстве.

Посмотрите на иллюстрации в учебнике (стр. 172, 173).

Слайд Как вы думаете, где использовался труд рабов?

Слайд (отрывок из документа)

Прочитать и проанализировать текст. Что можно сказать о положении рабов на руднике? Какие у них были условия?

Слайд

Одним из видов деятельности, где использовался труд рабов, как мы уже определили, гончарное дело.

Слайд Посмотрите на изображение и ответьте на вопросы: Кто изображен на иллюстрации? Какую работу выполняют рабы? Отличаются ли рабы от свободных? Кто лепил и расписывал посуду?

Слайд Производство керамики было очень развито в Греции. В Афинах целый район назывался КЕРАМИК. Особенно ценились расписанные черным лаком вазы. Вначале появились чернофигурные вазы, когда черным лаком наносили изображение, а фоном служил естественный цвет глины. В V в. до н.э. изготовляли краснофигурные вазы. На таких сосудах, наоборот, черным лаком закрашивался фон изображений.

Какие из этих изображений относятся к чернофигурной росписи, а какие к краснофигурной?

Почему труд рабов в сельском хозяйстве использовался меньше?

Рабы имели образование?

3. Положение рабов.

Слайд Какие права имел раб в Греции?

4. Торговля.

Слайд В V веке до н. э. Афины были самым богатым городом, а порт Пирей центром международной торговли. Сюда прибывало множество кораблей из дальних и ближних стран.

Прочитать стихотворение комедиографа Гермиппа.

Назовите государства и вывозившиеся из них в афинский порт Пирей товары?

Слайд Какие товары вывозили из Афин? Какие ввозили? Какой еще был дополнительный доход?

Перечисляют причины и записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы. Причины: греко-персидские войны, морское пиратство, покупка на рынке.

В центре – выставленный для продажи скованный молодой раб. Продавец раба расхваливает свой «товар». Слева от них – рабовладелец, купивший ребенка, вырывает его из руки матери. На переднем плане (справа) – торговец тащит девочку, чтобы показать ее покупателям. Слева – несколько групп рабовладельцев в нарядных плащах. Справа, сзади, - группа рабов, предназначенных для продажи.








Отвечают на вопрос. На рудниках, строительство храмов, ремесленное производство.


Один из учеников читает текст. И отвечает на поставленный вопрос.







Рабы месят глину, справа – мастер лепит на гончарном круге сосуд. Художники расписывают и покрывают лаком амфоры. В углу двора – круглая печь для обжига посуды. За забором дымится печь одной из многих соседских мастерских.

Чернофигурные, краснофигурные









Чернофигурные: 1, 4

Краснофигурные: 2, 3


Крестьяне предпочитали сами обрабатывать участки. Оливководство и виноградарство требовало специальных знаний и умений, а рабу доверяли только грубую, примитивную работу.








Один из учеников читает стихотворение. Отвечают на вопросы.

Ввозимые товары: - Папирус, Благовония, Зерно, Рабы, Корабельные снасти, Слоновая кость, Каштан и миндаль, Ювелирные украшения, Ковры и подушки

Вывозимые товары: Расписная керамика, Оружие, Оливковое масло, Вино, Мрамор

Дополнительным доходом Греции – была пошлина, которую взимали с купцов в порту.

4. Закрепление

3-6 мин

Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:

1. Район в Афинах, где изготавливалась глиняная посуда «МИККЕРА» КЕРАМИК.

2. Сосуд для хранения зерна «ФОСПИ» ПИФОС.

3. Город-порт Афинского государства «РЕЙПИ» ПИРЕЙ.

4. Обмен товара на деньги и денег на товар «ЛЯГОВТОР» ТОРГОВЛЯ .

5. Налог за право торговать в Афинах «НАЛИПОШ» ПОШЛИНА.

6. Афинская монета «ДМАРАХ» ДРАХМА.


5. Домашнее задание

2-4 мин

§31

На выбор:

Составить рассказа от имени путешественника, посетившего порт Пирей.

Вопрос 1 стр. 173 (письменно)

Записывают в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!