СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храм, клир, облачения священников

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы результативно участвовать в олимпиаде по ОПК, важно знать данные понятия. термины и определения.

Просмотр содержимого документа
«Храм, клир, облачения священников»

Готовимся к олимпиаде по Основам православной культуры

(составить свой кроссворд из 20 слов)



























Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.

Клир

Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие. 

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях. 

Клирик – человек, принадлежащий к клиру. 

Пономарь (гр. - привратник храма) - низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения. 

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением священнослужителей(диакона и священника). Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. 

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие). 

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора. 

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным. 

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви. 

Устройство храма

 
Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.


Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей. 

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.


Апсида (от греч. - свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь. 

Баптистерий - здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения. 

Барабан – верхняя часть здания храма, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие. 

Водружальный крест - деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол. 

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом. 

Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. 

Горнее место - место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиерей и священники во время чтения Апостола. 

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают. 

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами. 

Дьяконские ворота – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат (в небольших храмах и приделах дьяконские врата делаются с одной стороны). В отличие от царских врат дьяконские служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в любое время.


Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола. 

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря. 

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания. 

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм. 

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно. 

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Первый (самый нижний) ряд называется местным. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева - икона Богородицы. Справа от Спасителя - храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах - иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй ряд иконостаса - праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным. Четвертый ряд - пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд - праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Иконостасы небольших храмов и дополнительных приделов могут состоять из меьшего числа рядов (двух или трёх).

Канун - невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды. 

Катапетасма (греч. – завеса) – завеса Царских врат. 

Киот (кивот) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Традиционно считается, что икона не должна просто висеть, её нужно установить в отведённое ей место.
Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.


Клирос – место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы и причётники, а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Обычно клиросы располагаются на обоих концах солеи.


Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий. 

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов. 

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев. 

Купол - самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один - в честь Единого Главы Церкви - Христа; три - в честь Святой Троицы; пять - в честь Христа и четырех евангелистов; семь - в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать - в честь Христа и двенадцати апостолов. 

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.


Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности. 

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей. 

Паникадило (от греч. - состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.


Паперть - площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм. 

Пилон (от греч. - ворота) - массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма. 

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.


Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители. 

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку. 

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу. 

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого. 

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь. 

Семисвечник - подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.


Собор - большой храм, имеющий несколько приделов. 

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.


Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме. 

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе. 

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов. 

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.


Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора. 

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.


Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол. 

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками. 

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды. 

Церковные облачения

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.


Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.


Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения. 

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении. 

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.


Клобук - головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие - черные. 

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.


Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие - Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы - на левом.


Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.


Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.


Палица - ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч - Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.


Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства. 

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии. 

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса). 

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника. 

Посох – см. Жезл

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды. 

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.


Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава. 

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скрытый текст 


Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей. 

Скрытый текст 


Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.


Фелонь – см.Риза.

Церковная утварь

Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке для причастного хлеба, символизирует Тело Христово. Входит в состав Евхаристического набора.

Скрытый текст 


Евхаристический набор - набор, комплект литургических предметов, в состав которого входят: потир, дискос, звездица, копие большое и малое, лжица, ковши, тарели. Потир и дискос с поставленной на него звездицей во время литургии покрывают особыми покровами: двумя покровцами и воздухом, которые составляют литургический комплект.


Икона и крест запрестольные
Образ запрестольный - икона на длинной деревянной рукоятке, которая располагается на восточной стороне алтаря за престолом и на которой изображен Спаситель, Божья Матерь или святой (или событие), которому посвящен храм.
Крест запрестольный (выносной) - крест на длинной деревянной рукоятке.
Во время крестного хода запрестольные иконы и кресты выносятся из алтаря и их несут впереди шествия. В обычное время стоит у восточной стены алтаря за престолом.


Кандило 
- Напольный подсвечник перед иконой.
- Церковная лампада с елеем перед образом

Скрытый текст 


Канунник - небольшой столик, на котором обычно стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей в память об усопших. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.


Ковш – черпак в котором вначале проскомидии подается вино с водой для вливания в святую чашу; затем перед Причастием в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после Причастия. Входит в состав Евхаристического набора.


Кратир - причастная чаша в виде квадрифолиев с двумя ручками, украшенные растительным орнаментом и розетками.

Скрытый текст 


Кропило и кропильница
Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, напоминает пушистую кисть, и используется священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой (т.е. для освящения) предметов и строений.
Кропильница – сосуд для освященной воды, в которую макают кропило для освящения предметов и строений.


Лжица – ложечка для причащения верующих. Входит в состав Евхаристического набора.


Поставная свеча - большой напольный подсвечник с цилиндрическим основанием большого диаметра. Поставная свеча изготавливается из воска или дерева, полая (тощая) внутри, обычно нарядно декорируется орнаментальной росписью и надписями.


Потир – сосуд, который перед Литургией наполняется вином с водой, что символизирует Кровь Христову. Входит в состав Евхаристического набора и используется в таинстве Причащения или Евхаристии.


Рипида - прикрепленный к рукоятке металлический круг с изображением на нем херувима. Символизирует присутствие небесных сил при совершении Таинства Причащения. На Востоке рипиды использовались для того, чтобы отгонять насекомых от Тела и Крови Христовых. Первоначально рипиды - опахала, изготавливали из кожи, полотна, перьев, позже - из позолоченного серебра.

Скрытый текст 


Тарель - тарель Евхаристическая — блюдо для деления просфор. Входит в состав Евхаристического набора.


Хорос (венчик) - подвесной церковный светильник со множеством свечей в виде горизонтально расположенного металлического или деревянного обруча, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности обруча крепятся лампады или свечи.


Чаша водосвятная и кропило - сосуд для освящения воды, который по своим формам напоминает потир для причастия.

Скрытый текст 



Облачение священнослужителей

Одежду для совершения Богослужений шьют из парчи, либо иной материи, пригодной для этих целей. Церковное облачение украшается крестами.

В состав одежды, полагающейся диакону, входят следующие предметы: стихарь, поручи и орарь.

 

 

Стихарь, который могут надевать также иподиаконы, – длиннополая накидка с отверстием для головы и широкими рукавами. В отдельных случаях права носить стихарь могут удостоиться псаломщики и даже миряне, которые прислуживают во храме. Стихарю полагается знаменовать чистоту души, присущую лицам священного сана.

Узкие нарукавники называют поручами. Они стягиваются шнурками и напоминают священнослужителям, что совершение таинств веры Христовой осуществляется благодатью и силой Божьей, а отнюдь не собственными силами. В то же время поручи должны напоминать об узах, веревках, что находились на руках страдающего Спасителя.

Орарь – лента, широкая и длинная. Ее делают из той же самой материи, что стихарь. Диакон надевает орарь поверх стихаря, на левое плечо. Считается, что лента должна знаменовать Божию благодать, получаемую диаконом в таинстве Священства.

Облачение священника состоит из следующих предметов: подризник, риза (фелонь), епитрахиль, поручи и пояс.

 

 

Подризник, по сути, представляет собой видоизмененный стихарь. Основные различия между подризником и стихарем заключаются в следующем. Рукава у подризника уже, чем у стихаря, к тому же, на их концах находятся шнурки, с помощью которых рукава можно плотно затянуть на предплечьях. Для изготовления подризника принято использовать тонкую материю белого цвета. Белизна постоянно напоминает священнику, что его душа должна быть абсолютно чиста, а образ жизни – образцово беспорочен. Подризник принято уподоблять хитону, нижней одежде, в которой Господь Иисус Христос совершал дело спасения нашего.

Далее аналогии продолжаются. Епитрахиль – это орарь, сложенный вдвое. Спереди он двумя концами свешивается с шеи. Для удобства эти концы сшивают или иным способом соединяют между собой. Епитрахиль применяется для ознаменования особенной благодати, двойной по отношению к церковному облачению диакона, которую дает для совершения таинств облачение священника. Священник не может совершать службу без епитрахили, равно как не может этого делать без ораря диакон.

Поверх епитрахили и подризника полагается надевать пояс. Эта деталь облачения символизирует Божественную силу, укрепляющую священников в их служении. Одновременно он должен напоминать и о полотенце, коим Спаситель препоясался, омывая во время Тайной Вечери ноги ученикам Своим.

Риза (иначе называемая «фелонь») располагается поверх названных одежд. Она широка, длинна, рукава отсутствуют, их заменяет просторный вырез в передней части, позволяющий свободно руками совершать требуемые действия. Сверху – отверстие для головы. Риза символизирует багряницу, надетую на страждущего Спасителя. Нашитые продольные ленты напоминают о потоках крови, текших по одеждам Его. Одновременно риза является символом одежды правды, надетой на священниках как на служителях Христовых.

Немаловажной частью, входящей в облачение священника, является надеваемый поверх ризы наперсный крест.

За продолжительную и усердную службу священник может удостоиться права носить набедренник. Это украшенный кусок материи четырехугольной формы, который привешивается справа на бедре через плечо за два угла. Набедренник являет собой символ меча духовного. Возможны и награды в виде головных украшений. Они называются камилавка и скуфья.

Облачение епископа, архиерея, в основном, аналогично облачению священника. Оно включает в себя те же самые предметы: подризник, поручи, епитрахиль и пояс. На этом сходство заканчивается, потому что ризу заменяет саккос, вместо набедренника надевается палица. Помимо означенного, епископу полагается надеть митру и омофор.

 

 

Саккос – род верхней одежды, входящий в церковное облачение епископа. Внешне саккос напоминает стихарь диакона, только укороченный по длине снизу и в рукавах. Он укорочен таким образом, что из-под него виднеются подризник и епитрахиль. Саккос выполняет те же функции, что риза священника. Он должен символизировать багряницу Спасителя.

Украшенный четырехугольный отрез материи на правом бедре епископа называется палицей. Она привешена за один свой угол поверх саккоса. Надевать ее в качестве особой награды за усердие в службе могут получить от архиерея право самые заслуженные протоиереи. В этом случае палица находится на правом бедре, а набедренник перемещается на другое бедро, влево. Палица является непременной составляющей облачения как архимандритов, так и архиереев. Символическое значение палицы аналогично символическому значению набедренника – это слово Божье. Иначе говоря, палица – духовный меч, вооружающий священнослужителей, борющихся с нечестием и неверием.

Епископу на плечи торжественно возлагается омофор. Он покрывает собой саккос, имея форму весьма широкой и длинной ленты. Омофору полагается охватывать шею епископа вкруговую. Один конец ленты ниспадает сзади, другой – спереди. С греческого языка слово «омофор» переводится как «наплечник». Это исключительная и обязательная принадлежность епископов. Он имеет такое же значение, как епитрахиль священника. Епископ не может совершать службу в отсутствие омофора. Как доброму евангельскому пастырю, несущему домой на своих руках и плечах пропавшую овцу, епископу надлежит неустанно заботиться о спасении тех, кто заблуждается.

Круглый образ Божьей матери или Спасителя, находящийся на груди епископа, называется «панагия». Это слово можно перевести как «всесвятая». Панагия обычно украшается цветными каменьями. Этот образ надевается вместе с крестом поверх саккоса.

Головной убор епископов и архимандритов называется митра. Этот элемент церковного облачения, который напоминает всем нам о возложенном на страждущего Спасителя терновом венце, обычно украшают цветными каменьями и маленькими образами. В особенных, исключительных случаях право надеть вместо камилавки митру могут получить заслуженные протоиереи. Подобное разрешение может дать им правящий архиерей.

Знаком высшей власти пастыря является посох, жезл, который епископы используют про Богослужении. Священнослужители, возглавляющие монастыри, - игумены или архимандриты – также имею право употреблять посох.

Епископу под ноги во время Богослужения принято класть орлецы – круглые коврики небольшого размера. На них изображают парящего над городом орла. Это напоминает епископ, что он должен возноситься к небесному от земного, уподобляясь летящему орлу.

Дома диаконы, священники и епископы могут одеваться более свободно. Принято надевать подрясник и рясу. На груди священнослужителям полагается носить крест, к которому у епископа добавляется также панагия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!