СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Художественная культура ислама"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку МХК в 10 классе по теме "Художественная культура ислама" посвящена архитектурным творениям исламской культуры и их краткому описанию.

Просмотр содержимого документа
«"Художественная культура ислама"»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИСЛАМА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Связь религии и искусства В VII в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом, распространившейся среди народов, подчиненных власти халифов. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение» и означает абсолютную веру в одного Бога –Аллаха, ниспославшего людям своего пророка Мухаммеда (ок.570 – 632). Люди исповедующие ислам, называют себя мусульманами (арабск. «муслим» - вручивший себя Богу).

Связь религии и искусства

  • В VII в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом, распространившейся среди народов, подчиненных власти халифов.
  • Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение» и означает абсолютную веру в одного Бога –Аллаха, ниспославшего людям своего пророка Мухаммеда (ок.570 – 632). Люди исповедующие ислам, называют себя мусульманами (арабск. «муслим» - вручивший себя Богу).
В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части Аравийского полуострова родился человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и вероисповедания.  Проповеди Мухаммада, его откровения были записаны и составили Священную книгу новой, самой молодой из мировых религий - мусульманства или ислама.  Главная священная книга мусульман – Коран («чтение вслух») – была создана в VII – VIII вв. .

В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части Аравийского полуострова родился человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и вероисповедания. Проповеди Мухаммада, его откровения были записаны и составили Священную книгу новой, самой молодой из мировых религий - мусульманства или ислама. Главная священная книга мусульман – Коран («чтение вслух») – была создана в VII – VIII вв. .

Коран составляет основу мусульманского образа жизни и государственного управления. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения. Вот почему ислам особенно поощряет развитие наук и искусства, ценит знания. Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока

Коран составляет основу мусульманского образа жизни и государственного управления.

Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения. Вот почему ислам особенно поощряет развитие наук и искусства, ценит знания.

Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока

Шедевры архитектуры Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций: из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы, из Египта – колонные залы, из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику. При этом зодчество Арабского Востока – явление уникальное в истории мировой культуры. Здесь были разработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, роскошные дворцы и караван – сараи, крытые рынки . Медресе Шир-Дор:

Шедевры архитектуры

  • Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций: из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы, из Египта – колонные залы, из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику. При этом зодчество Арабского Востока – явление уникальное в истории мировой культуры. Здесь были разработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, роскошные дворцы и караван – сараи, крытые рынки .

Медресе Шир-Дор:

Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья. То есть владения Аллаха.
  • Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья. То есть владения Аллаха.
Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колонах. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону  Мекки – священного города мусульман
  • Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колонах. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону

Мекки – священного города мусульман

С конца VIII в. рядом с мечетью стали возводить минареты (араб. «маяк») – стройные башни, с верхней площадки которых священник (муэдзин)пять раз в день созывает верующих на молитву. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. На западе мусульманского мира минареты имели в основном четырехгранную форму, на востоке - цилиндрическую. Известны также спиральные минареты (мечеть Ибн-Тулуна, Каир). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей. Татартупский  минарет Минарет Мальвия Середина IX века .Сирия. Минарет Калян  1127 г. Бухара
  • С конца VIII в. рядом с мечетью стали возводить минареты (араб. «маяк») – стройные башни, с верхней площадки которых священник (муэдзин)пять раз в день созывает верующих на молитву. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. На западе мусульманского мира минареты имели в основном четырехгранную форму, на востоке - цилиндрическую. Известны также спиральные минареты (мечеть Ибн-Тулуна, Каир). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей.

Татартупский

минарет

Минарет Мальвия

Середина IX века .Сирия.

Минарет Калян

1127 г. Бухара

Соборная мечеть Кордовы является главной достопримечательностью всей Андалусии, наравне с Альгамброй, а также одним из двенадцати чудес Испании. Строительство мечети началось в 785 году на месте древней вестготской базилики святого Викентия, которая, в свою очередь, была построена на месте римского храма. Первоначально мечеть состояла из 11 нефов. Из-за постоянного роста населения города мечеть несколько раз достраивали и расширяли Мечеть в Кордове имеет несколько интересных особенностей: михраб (ниша в стене мечети, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы) обращен на юг, а не на восток (к Мекке). Соборная мечеть. 8 – 9 вв. Кордова. Испания

Соборная мечеть Кордовы является главной достопримечательностью всей Андалусии, наравне с Альгамброй, а также одним из двенадцати чудес Испании. Строительство мечети началось в 785 году на месте древней вестготской базилики святого Викентия, которая, в свою очередь, была построена на месте римского храма. Первоначально мечеть состояла из 11 нефов. Из-за постоянного роста населения города мечеть несколько раз достраивали и расширяли Мечеть в Кордове имеет несколько интересных особенностей: михраб (ниша в стене мечети, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы) обращен на юг, а не на восток (к Мекке).

Соборная мечеть. 8 – 9 вв. Кордова. Испания

Жемчужиной светской мусульманской архитектуры считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни правителя.
  • Жемчужиной светской мусульманской архитектуры считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни правителя.
Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Миртовый дворик пример соединения архитектуры и садово – паркового искусства. Здесь, среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов. Львинный дворик Львиный дворик – «восьмое чудо света».Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой. Миртовый дворик
  • Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях.

Миртовый дворик пример соединения архитектуры и

садово – паркового искусства.

Здесь, среди гармонии и покоя,

торжественно принимали послов.

Львинный дворик

Львиный дворик – «восьмое чудо света».Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой.

Миртовый дворик

Другой тип мечети – медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – худжры , в которых живут семинаристы. Медресе Улугбека – жемчужина архитектуры Средней Азии. В плане Медресе ученого – астронома Улугбека представляет замкнутый прямоугольный двор с двумя ярусами арок, за которыми располагаются кельи для семинаристов. Фасад здания украшает грандиозный портал. Цветной узорный покров скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему легкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.  Медресе Улугбека (Узбекистан)
  • Другой тип мечети – медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – худжры , в которых живут семинаристы.

Медресе Улугбека – жемчужина архитектуры Средней Азии. В плане Медресе ученого – астронома Улугбека

представляет замкнутый прямоугольный двор с двумя ярусами арок, за которыми

располагаются кельи для семинаристов. Фасад здания украшает грандиозный

портал. Цветной узорный покров скрывает глухость и тяжесть стен, придавая

ему легкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.

Медресе Улугбека (Узбекистан)

Памятником исламской архитектуры является и Сунитская мечеть в г. Владикавказе живописно расположена в центральной части города на берегу реки Терек. Она была построена в 1908 г. по проекту архитектора Гаспара Плошко, расписал интерьеры и фасады художник Франс Долижаль. Суннитская мечеть во Владикавказе

Памятником исламской архитектуры является и Сунитская мечеть в г. Владикавказе живописно расположена в центральной части города на берегу реки Терек. Она была построена в 1908 г. по проекту архитектора Гаспара Плошко, расписал интерьеры и фасады художник Франс Долижаль.

Суннитская мечеть во Владикавказе

С XII в. ислам распространился на северную и центральную часть полуострова Индостан. Выдающимся памятником исламской архитектуры является купольный мавзолей Тадж – Махал в Агре. Это 5-купольное сооружение высотой 74 метра на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж - Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.
  • С XII в. ислам распространился на северную и центральную часть полуострова Индостан. Выдающимся памятником исламской архитектуры является купольный мавзолей Тадж – Махал в Агре.

Это 5-купольное сооружение высотой 74 метра на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж - Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Внутренний интерьер архитектурных сооружений Цветной узорный покров придает легкость и нарядность. Человек, находящийся в такой обстановке, не может не ощущать на себе ее воздействия; при этом он сам проявляет стремление быть более гармоничной личностью.

Внутренний интерьер архитектурных сооружений

Цветной узорный покров придает легкость и нарядность. Человек, находящийся в такой обстановке, не может не ощущать на себе ее воздействия; при этом он сам проявляет стремление быть более гармоничной личностью. "Озаренное сердце способно увидеть отсвет" ( Саид Нурси)

Изобразительное искусство Ислам не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры. Каллиграфия и орнамент – декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира - стали основами художественного творчества мусульман.

Изобразительное искусство

  • Ислам не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры.
  • Каллиграфия и орнамент – декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира - стали основами художественного творчества мусульман.
Арабеска (Арабески) — вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную).  Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. . Изразцы из дворца  Алькасар. IV век.Испания Изразцы из дворца Альгамбра IV век.Испания

Арабеска (Арабески) — вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную).

Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора.

  • .

Изразцы из дворца

Алькасар. IV век.Испания

Изразцы из дворца

Альгамбра IV век.Испания

Каллиграфия «Письмо – половина знания»  Мухаммад В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Чистота письма считалась признаком чистой души. Арабское письмо имеет свои характерные особенности. Написание букв осуществляется с права налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в строке.

Каллиграфия

«Письмо – половина знания»

Мухаммад

В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Чистота письма считалась признаком чистой души. Арабское письмо имеет свои характерные особенности. Написание букв осуществляется с права налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в строке.

 Каллиграфия – искусство красивого письма, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность. Основу каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и четкие пропорции, от этого зависит четкость надписи и красота линии . В VII в. сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи , позднее было создано ещё шесть мусульманских канонизированных почерков. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. Почерк сульс Почерк куфи
  • Каллиграфия – искусство красивого письма, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность. Основу каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и четкие пропорции, от этого зависит четкость надписи и красота линии .
  • В VII в. сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи , позднее было создано ещё шесть мусульманских канонизированных почерков. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства.

Почерк сульс

Почерк куфи

Арабская каллиграфия получила особое развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда, а также любых существ. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключенного в Коране

Арабская каллиграфия получила особое развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда, а также любых существ.

Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключенного в Коране

Исламская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным вкладом исламских художников в мировое изобразительное искусство является живопись  книжной миниатюры . Расцвету восточной миниатюры предшествовал период блестящего развития художественной литературы и особенно лирической поэзии
  • Исламская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным вкладом исламских художников в мировое изобразительное искусство является живопись  книжной миниатюры . Расцвету восточной миниатюры предшествовал период блестящего развития художественной литературы и особенно лирической поэзии
Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии

Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии

Литература Литература представлена любовной лирикой народа, которая была создана на арабском, персидском и турецком языках, она не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.  Основоположником персидской литературы является Рудаки (860-941). Его стихи обладают поистине волшебной силой. Они прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» Фирдуоси(ок. 940-1020/1030). Она расказывает историю царей до завоевания Персии арабами. Эта поэма о борьбе добра со злом, о преданности родине, о трудном выборе жизненного пути. Не все одинаковы в жизни пути: Ты выдумкой повесть мою не почти; Согласна в ней с разумом каждая речь,  Хоть мысль доводилось мне в символ облечь.

Литература

  • Литература представлена любовной лирикой народа, которая была создана на арабском, персидском и турецком языках, она не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.
  • Основоположником персидской литературы является Рудаки (860-941). Его стихи обладают поистине волшебной силой. Они прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.

Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» Фирдуоси(ок. 940-1020/1030). Она расказывает историю царей до завоевания Персии арабами. Эта поэма о борьбе добра со злом, о преданности родине, о трудном выборе жизненного пути.

Не все одинаковы в жизни пути:

Ты выдумкой повесть мою не почти;

Согласна в ней с разумом каждая речь,

Хоть мысль доводилось мне в символ облечь.

"Надо жить, - нам внушают, - в постах и в труде!" "Как живете вы - так и воскреснете-де!" Я с подругой и чашей вина неразлучен, Чтобы так и проснуться на страшном суде.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану

О дне, что отошел, и дне, что не рождён.

Поэт, математик и философ Омар Хайям (ок.1048-после1122) создаёт философские четверостишия- рубаи - призывающие изведать доступное человеку мимолётное земное счастье.

Часть рубаи – это раздумья над Кораном.

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов. Влюбленный слеп. Но страсти зримый след Ведет его, где зрячим хода нет. Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума. Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Потворствуй преданным друзьям, их за поступки не гони. Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки? Коль порою жало горя поражает в грудь, В эти дни броню терпенья, сын мой, не забудь.   Азербайджанский поэт Низами (ок.1141-1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия.

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов.

Влюбленный слеп. Но страсти зримый след

Ведет его, где зрячим хода нет.

Бывает, что любовь пройдет сама,

Ни сердца не затронув, ни ума.

Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед.

Жалости душа достойна, у которой друга нет.

Потворствуй преданным друзьям, их за поступки не гони.

Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки?

Коль порою жало горя поражает в грудь,

В эти дни броню терпенья, сын мой, не забудь.

Азербайджанский поэт Низами (ок.1141-1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия.

Музыка

  • Музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. Здесь не только переводили античные музыкальные трактаты, но и сочиняли свои. Характерной особенностью являлось раздельное звучание пения и инструментальной музыки. Сохранились сведения о древних арабских профессиональных певцах-поэтах (шаири), о некоторых песенных жанрах (худа – караванные песни), ударных, духовых и щипковых инструментах. С завоеванием в 7 веке Ирана и части Византии, установлением господства над Средней Азией и Египтом арабы ассимилируют традиции более развитых культур (основы греческой музыкальной теории; иранские влияния, сказавшиеся на некоторых ладах и инструментарии Арабской музыки. Расцвет классической Арабской музыки начинается с конца 7 в. В средние века богатая светская вокально-инструментальная Арабская музыка оказала воздействие на музыкальное искусство Испании, Португалии, на формирование некоторых видов европейских музыкальных инструментов. Высокого уровня достигает арабская музыкальная наука. Выдающиеся средневековые музыкальные теоретики — аль-Кинди, аль-Исфахани, Сафи-ад-дин. В условиях халифата на арабском языке писали и крупнейшие музыкальные ученые Средней АЗИИ: Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина. В основе классической Арабской музыки лежат 7-ступенные лады
Общественные развлечения у арабов были ограничены предписаниями Пророка. Мухаммед не только строго запрещал все азартные игры, но осуждал даже музыку как занятие, расслабляющее человека и потому недостойное мужчины. Допускалась лишь игра в шахматы, перенесенная в Персию из Индии еще при Сасанидах. Поэтому арабы, не пренебрегая музыкой, предоставляли ее исполнение преимущественно невольницам и иностранцам.                 Из струнных инструментов наиболее употребительны вышеупомянутые кеменге и канун; уд встречается реже, несмотря на то что в предыдущие века это был главный инструмент арабских музыкантов и в этом качестве его часто воспевали древние поэты.

Общественные развлечения у арабов были ограничены предписаниями Пророка. Мухаммед не только строго запрещал все азартные игры, но осуждал даже музыку как занятие, расслабляющее человека и потому недостойное мужчины. Допускалась лишь игра в шахматы, перенесенная в Персию из Индии еще при Сасанидах. Поэтому арабы, не пренебрегая музыкой, предоставляли ее исполнение преимущественно невольницам и иностранцам.     

           Из струнных инструментов наиболее употребительны вышеупомянутые кеменге и канун; уд встречается реже, несмотря на то что в предыдущие века это был главный инструмент арабских музыкантов и в этом качестве его часто воспевали древние поэты.

Выводы: Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада.

Выводы:

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций.

Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада.

Основная литература : 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс. – М.:Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974. Галеркина О.И.История искусства зарубежных стран. М. Изо.иск.1982. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989. Левина И.М. Искусство Испании XVI ־ XVII веков. М., 1966. Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов/ Под  ред. Р.С.Василевского. М., 1986. 6. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977. 7. Любовная лирика классических поэтов Востока. М., 1988. 8. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М.,1997.

Основная литература :

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс. – М.:Дрофа, 2007.

Литература для дополнительного чтения:

  • Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974.
  • Галеркина О.И.История искусства зарубежных стран. М. Изо.иск.1982.
  • Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989.
  • Левина И.М. Искусство Испании XVI ־ XVII веков. М., 1966.
  • Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов/ Под

ред. Р.С.Василевского. М., 1986.

6. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.

7. Любовная лирика классических поэтов Востока. М., 1988.

8. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М.,1997.

 Выполнить тестовые задания: К  каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные по Вашему мнению ответы, необходимо отметить (подчеркнуть или поставить знак «плюс»). За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальная сумма баллов составляет – 13. Сумма набранных баллов от 11 до 13 соответствует зачету. 1.Назовите самую молодую религию мира а. христианство б. буддизм в. ислам 2. Когда она появилась? а. в VII в. н.э. б. в VII в. до н.э. в. V в. н.э. 3. Где зародился религия? а. на Андаманском острове б. на Аравийском полуострове в. на полуострове Малакка

Выполнить тестовые задания:

К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные по Вашему мнению ответы, необходимо отметить (подчеркнуть или поставить знак «плюс»). За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальная сумма баллов составляет – 13. Сумма набранных баллов от 11 до 13 соответствует зачету.

1.Назовите самую молодую религию мира

а. христианство

б. буддизм

в. ислам

2. Когда она появилась?

а. в VII в. н.э.

б. в VII в. до н.э.

в. V в. н.э.

3. Где зародился религия?

а. на Андаманском острове

б. на Аравийском полуострове

в. на полуострове Малакка

4. Главные центры ислама? а. Мекка и Медина б. Стамбул в. Рим 5. Как называется главная книга мусульман а. библия б. коран в. сунна 6. Священный для мусульман день а. понедельник б. пятница в. воскресенье 7. Как дословно переводится слово «ислам» а. «смирение» б. «вера» в. «ученье»

4. Главные центры ислама?

а. Мекка и Медина

б. Стамбул

в. Рим

5. Как называется главная книга мусульман

а. библия

б. коран

в. сунна

6. Священный для мусульман день

а. понедельник

б. пятница

в. воскресенье

7. Как дословно переводится слово «ислам»

а. «смирение»

б. «вера»

в. «ученье»

8. С какого года начинается мусульманское летоисчисление а. 570 г. б. 630 г. в. 622 г. 9.Как называется алтарная ниша а. айван б. михраб в. худжры 10. В какую сторону обращена алтарная ниша а. восток б. юг в. запад 11. Установите правильное соответствие: 1. михраб 2. айван 3. худжры а. арочный портал б. алтарная ниша в. помещение для жилья семинаристов

8. С какого года начинается мусульманское летоисчисление

а. 570 г.

б. 630 г.

в. 622 г.

9.Как называется алтарная ниша

а. айван

б. михраб

в. худжры

10. В какую сторону обращена алтарная ниша

а. восток

б. юг

в. запад

11. Установите правильное соответствие:

1. михраб

2. айван

3. худжры

а. арочный портал

б. алтарная ниша

в. помещение для жилья семинаристов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!