Художественно-творческая деятельность, как активная форма работы с воспитанниками
Художественная-творческая деятельность является одной из активных форм работы с воспитанниками и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Данная художественно-творческая деятельность при правильной её постановке оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с нарушением зрительных возможностей, способствует формированию личности ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, через данный художественный труд.
Цель: Развитие художественно-творческой деятельности воспитанников, как одной из активных форм работы с воспитанниками
Задачи: 1. Систематизировать формы организации воспитанников, способствующие развитию художественно-творческих способностей воспитанников в процессе художественного труда.
2. Формировать у воспитанников позицию художника
творца, активизировать творческие проявления в
собственной продуктивной деятельности.
3. Поддерживать проявление самостоятельности,
инициативности, индивидуальности.
4. Вовлечь воспитанников в совместную творческую
деятельность и оказании помощи однокласснику с более
ослабленными зрительными возможностями.
Достижение данных задач осуществляется по двум направлениям
1. Проведение специально организованной деятельности, которое включает в себя:
- Обучение способами работы с материалом и инструментами реализуется в совместной деятельности, в которой участвуют все желающие.
2. Создание условий для самостоятельных практических действий воспитанников:
- Наличие в зоне практической деятельности разнообразных материалов для художественного труда, инструменты для работы, образцы поделок, схемы, фотографии, модели.
Дальнейшую работу построила на личностно-ориентированном подходе, опираясь на следующие принципы:
Принципы развивающейся художественно-творческой деятельности. Это принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. У воспитанников стимулирую творческие поиски и находки, развиваю тактильные навыки.
Принцип дифференциации, учёта индивидуальности. Художественно-творческая деятельность предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника с учётом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стресс образующих факторов в процессе художественно-продуктивной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей совместного сотрудничества воспитанников, оказание помощи тотально слепому однокласснику.
Принцип творчества-означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности.
Для того, чтобы вовлечь воспитанников в художественно-творческую деятельность необходимы условия:
Комплексное и системное использование методов и приёмов; наглядные, словесные, практические.
Мотивация задания-существенное условие творческой активности
воспитанников, от мотивации зависит вовлеченность в процесс
всех воспитанников, в том числе менее успешных.
Мы должны практически использовать продукты их деятельности
(Выставки, конкурсы, оформление школы, игровых комнат,
использование в играх, подарки родным и близких людям).
воспитанников: разнообразие основных и дополнительных
материалов.
Художественно-творческую деятельность разделила на пять блоков:
1 блок: Работа с природным материалом (шишки, соломка,
мох, жёлуди, сухая листва, крупа, фасоль т. д.).
2 блок: Работа с пастелью, акварелью, восковыми мелками,
художественным углём.
3 блок: Работа с бумагой разной фактуры, картоном.
4 блок: Работа с глиной, скульптурным пластилином, с воском.
5 блок: Работа с бросовым материалом (пряжа, тесьма, лента, пуговицы,
ниток, ткань, фетр).
Можно варьировать блоками, учитывая время года, запросы детей их желания работать с тем или иным материалом.
Каждый блок включает 3 этапа работы:
1 этап – знакомства со свойствами материала;
2 этап- обучение приёма изготовления;
3 этап- изготовление поделок.
Формы организации:
Непосредственно образовательная деятельность.
Совместная деятельность (дети-воспитатель, дети-дети, дети-
родители, воспитатель-родители)
Типы выполнения работ:
Работа по образцу;
Работа по завершённым продуктам (каркас куклы если шьём одежду)
Работа по схемам. Технологическим картам;
Работа по словесному описанию;
Работа по замыслу.
Работы индивидуальные, если размер работы небольшой.
Работы индивидуально-коллективные, каждый выполняет свою
часть работы для коллективной композиции или панно.
Организация художественно-продуктивной деятельности
Продуктивную деятельность по художественному труду провожу 1 раз в неделю, но это не стойкое правило по желанию воспитанников я представляю им художественный материал в любой день недели, для их самостоятельного художественного труда или для нашей совместной с ними деятельности. Если готовим поделки к выставке, конкурсам то художественный труд у нас может практически каждый день, но так чтобы воспитанники не переутомлялись (20ми.) Важно правильно организовать пространство которое обеспечивает возможность каждому воспитаннику видеть деятельность других, непринуждённо обсуждать ход работы, обмениваться и открытиями, или при необходимости творить индивидуально.
Ребята любят заниматься за общим столом. В такой обстановке могут заимствовать друг у друга идеи, или способы реализации. Такие моменты так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе. Места за воспитанниками не закреплены. Каждый может устроиться, где хочет выбирая себе соседа, если конечно работа не предполагает групповую работу по изготовлению одной композиции. К совместной работе привлекаю 5-6 воспитанников, однако творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому предусматриваю количество мест для всех желающих. Во время работы воспитанники свободно перемешаются по игровой комнате, если им потребуется взять какой-либо инструмент или материал.
После завершения работы ребята переходят к свободной деятельности по собственному выбору.
Таким образом можно сказать, что такая форма работы с воспитанниками, как художественный труд даёт возможность воспитывать ребёнка-как личность инициативную, способную нестандартно мыслить, быть готовым к активности творческого характера, умеющего создавать креативные продукты своей деятельности.
Работы воспитанников используются в оформлении школы, принимают участие в конкурсах: на школьном, краевом, всероссийском уровнях.