Просмотр содержимого документа
«Художественная литература и история»
Урок 1. Тема. Художественная литература и история. 8 класс
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент. Анкета читателя. Слайд 2.
II. Изучение нового материала.
Выявление темы, цели, плана урока.
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 8 класса.
Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.
3.Беседа
• Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?
• Что содержится в справочном отделе учебника?
• Познакомьтесь с перечнем понятий, включенных в словарь литературоведческих терминов. Прочитайте выборочно словарные статьи. Какие понятия вам знакомы?
• иллюстраций, помещенных в учебнике.
4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Художественная литература и история». Составляем конспект-схему статьи.
5. Познакомьтесь с афоризмами, посвященными литературе как искусству слова В каком из них нашла отражение тема статьи учебника «Художественная литература и история»?
Слайд. 3
6. Слово учителя.
Литературное творчество есть прежде всего большой, постоянный и напряженный труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду, к «страшной работе», как называл Л. Н. Толстой творческую работу писателя. Горький утверждал, что своими успехами он обязан прежде всего «умению работать, любовью к труду».
• Познакомьтесь с определениями творческого процесса, творческого вдохновения, художественного воображения. Какими умениями, свойственными писателю, должен обладать и читатель?
Творческий процесс в искусстве. слайд. 4
Большую роль при этом играет творческое вдохновение и художественное воображение.
Творческое вдохновение. слайд.5
Художественное воображение. Слайд. 6
В отличие от других видов творческого воображения художественное воображение тесно связано с эстетическим вкусом и эстетическим чувством художника. Возникающий в воображении художника образ всегда им соответствует».
6. Знакомство с фрагментами статьи «Чтение как труд и творчество» В. Ф. Асмуса (1894—1975), известного русского философа XX века. Кратко запишите ответ на вопрос: «Почему чтение художественного произведения — это и труд и творчество?» слайды 7-8
V. Домашнее задание. Слайд 9
Составить таблицу (схему) «Сравнительная характеристика фольклора и литературы», указав общие признаки и различия по следующим пунктам: автор, форма бытования, средства художественной выразительности, вариативность произведений.
Заполнить 1-ю часть таблицы «Былины и исторические песни»: время возникновения жанра, тема, герои, описываемые события, средства художественной выразительности.
Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение «историка» о событиях эпохи Ивана Грозного, нашедших отражение в песне «Иван Грозный молится по сыне»;
- подготовить сообщение о картине И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван…»;
- подготовить сообщение о царском месте Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля.