СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кинезиология как инструмент реализации компетентностного подхода в обучении чтению при работе с детьми с ОВЗ."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассажет о  дополнительных возможностях повышения качества работы с детьми ОВЗ при обучении чтению и письму через кинезиологию - науку о движении тела человека. Будет полезна педагогам и родителям детей начального уровня образования.

Просмотр содержимого документа
««Кинезиология как инструмент реализации компетентностного подхода в обучении чтению при работе с детьми с ОВЗ."»

«Кинезиология как инструмент реализации компетентностного подхода в обучении чтению при работе с детьми с ОВЗ."

 

Сегодня государство предлагает обучать детей по-новому, внедряя ФГОС. Мы помним, что раньше был индивидуальный  и дифференцированный подход, но сегодня  используется компетентностный подход.

 

 Это значит, что ученик должен владеть ЗУН, которые  понимает и может применить на практике.

 

В нашей школе особое внимание уделяется определенным  компетенциям:

         Коммуникативные

         Общекультурные

         Социально-трудовые

         Компетенции личностного совершенствования

 

 

Мы, учителя – логопеды, в большей степени работаем над формированием языковых компетенций, входящих в блок общекультурных.

 

 

Так как же интересно, с полезной для здоровья и развития, действенно без чрезмерных волевых усилий и не занимающее дополнительного времени, можно решить поставленные задачи?

 

Учитывая то, что учащиеся с ОВЗ, имеют, как правило, сочетанный дефект и речевые нарушения у них вторичны. На первом месте – нарушения психической, двигательной и др. сфер. Мною в течении 4 лет на занятиях постоянно и в большом объеме используются  кинезологические упражнения.

 

 

Идея такой практики у меня возникла после прохождения дистанционного курса Н.Г. Свободиной «Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей»  в пед. ун-те «Первое сентября» в 2013г, и своими личными ощущениями  от 7 летней практики йоги.

 

В результате данной деятельности  получены  положительные результаты,  и  регулярное выполнение этих упражнений действительно улучшает мыслительную деятельность, способствует развитию  процессов памяти и внимания, облегчает процесс освоения письма и чтения.

 

По этому сегодня мне хочется поделиться своими наработками по кинезиологии с вами.

 

 Так что же такое кинезиология?  Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

 

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

 

Активное изучение функций полушарий  мозга началось сравнительно недавно в конце 60-х г. и связано в первую очередь с именем Роджера Сперри.

 

Условно можно выделить  3 типа:

1.Люди с доминированием  левого полушария лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому.  Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны.

 

2. Правогополушарные предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет.

 

3. Равнополушарные  обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.

 

Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, обусловленная рядом причин.

 

 

Так, межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Эти упражнения и системы упражнений  взяты из книг, которые  связывает единая идея – теория и практика кинезиологии.

 

Очень объемная и интересная  теоретическая часть предложена Сиротюк ( Освещает возрастную, половую и социальную картину динамических полушарных особенностей);

Деннисон сконцентрировал внимание на конкретных упражнениях с описаниями и картинками;

И. Друбачевская предлагает свою поэлементную методику  под названием «Избавимся от двоек».

 

Предлагаю перейти к методике.  Кинизеологические упражнения этой системы дополнены моими  практическими моментами видения и чувствования.

 

 

Все вышеуказанные авторы предлагают начинать с массажа «кнопочек мозга».

«Кнопочки мозга»  расположены над глазами, посредине между бровями и линией роста волос. Массировать эти точки надо очень мягко, легко надавливая в течение 20 —30 секунд. Мною внесена в это упражнение работа над  длительным вдохом и выдохом через нос.

 ПРЕДЛАГАЮ ПОМАССИРОВАТЬ.

 

Еще пара «кнопок мозга» у нижних оснований ключиц. Массируя их,  другую руку кладем на пупок.  Выполняя массаж, мною предлагается,  вдыхая надувать живот, а выдыхая сдувать, так идет работа над развитием брюшного дыхания с контролем руки.       

ПРЕДЛАГАЮ ПОМАССИРОВАТЬ.

 

 

Второй элемент — тест «вытянутые руки», показывающий мускульную реакцию на внешний раздражитель. Сильная реакция свидетельствует о «включенности» обоих полушарий, слабая— свидетельство «выключенности» правого полушария и преобладающей «односторонности».

                       

 КТО БЫ ИЗ ВАС ХОТЕЛ ПОБЫТЬ МОДЕЛЬЮ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ЭТОГО  ТЕСТА?

Вытяните вперед руки, вы готовы к тому, что я нажму на руки чуть выше запястья? Хорошо, тогда я надавлю, а вы  покажите, как можете держать руки.

 

Проверка мускульной реакции, наглядно показывает ученику деятельность его больших полушарий. В дальнейшем тело, «зная» новый способ, позволяет развить  правильные и полезные модели деятельности.

 

 

Третий элемент представляет собой стержень всей методики. Он может использоваться в двух вариантах: ползанье или скрестная ходьба (т. е. ходьба, при которой в каждом шаге рука касается поднятого колена противоположной ноги).

 

 

По мимо работы по синхронизации деятельности полушарий ч/з развитие общей моторики в скрестной ходьбе, мною реализуется задача по выделению речевых единиц, таких как слово и слог при проговаривании чисто- и скороговорок, что требует от учащегося дополнительной концентрации внимания.

 

 

 

Четвертый элемент — перепрограммирование и интеграция работы полушарий головного мозга для учащихся с излишне доминантным контролем левого полушария над телом.

 

Перепрограммирование включает в себя сравнение скрестной ходьбы  и «кукольного шага», с фиксацией мускульных реакций.  

 

Обсуждение этого в беседе педагога и ученика ложится в основу интегрирования.

 

Далее для включения межполушарного взаимодействия используют знаки II, X.

 

Пятый элемент — пересечение средней линии. Реализуется он  за счет упражнений, в основе которых лежит воспроизведение на плоскости и в пространстве фигуры восьмерки,  т. к. восьмерка развивает и совершенствует новый способ взаимодействия полушарий мозга.

Способ выполнения восьмерки всякий раз связывается с конкретной задачей обучения письму, чтению и др..

 

Цели:

- синхр. межполушарного взаимодействия ч/р развитие мел. моторики

- пространственная ориентация ч/з движение по стрелкам

- развитие зрительного анализатора (внимание, направленная двигательная активность)

- тренировка в произнесение стих. и  чистоговорок (дикция, выразительность, четкое и нормированное произнесение звуков родного языка)

 

Есть  интересное упражнение  "АЛФАВИТ ВОСЬМЕРКАМИ".  Благодаря этому упражнению  можно творчески мыслить и писать одновременно!

Так, у  учащихся формируется правильный образ буквы в пространстве «восьмерки»  ч/з зрительные и двигательные ощущения, появляется возможность творчески мыслить.

Заключительный шестой элемент — разминка для мозга. Это так называемые крюки или пересекающиеся восьмерки в теле.

Вначале положите левую лодыжку поверх правой. Затем перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схва­тите их в замок, переплетая пальцы между собой, и поло­жите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу.

 Во второй части упражнения разъедините ноги, со­мкните кончики пальцев рук между собой и дышите глу­боко в течение другой минуты.

 

Цель:

 -снять эмоциональное напряжение, настроить на любую деятельность;                                                                      

- работа над дыханием (равномерный длинный вдох и выдох);  

- зрител. анализатором ч/з укрепление мышц глаз при подъеме по дуге вверх и вниз;

 

На начальном этапе лучше все предложенные 6 эл-ов методики выполнять поэтапно, а потом использовать фрагментарно на каждом занятии и при необходимости  индивидуально с конкретным учеником.

 

Можно предложить еще ряд  упражнений асимметричной гимнастики для мозга.

Цели:  - Автоматизация и уточнение изолированных звуков, звуков в словах

- Чтение таблиц слогов и слов, рассказов

- работа с ударением

- работа с выделением границ предложений.

 

 

 

Таким образом, синтез кинезиологических упражнений и конкретных логопедических задач, позволяет улучшить не только мозговую деятельность, но и общую, мелкую моторику, психические процессы и как следствие процессы письма и чтения.

 

Закончить мне хочется словами  И.Соньера  «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!