СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислоты, общая характеристика

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кислоты, общая характеристика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 38»

Г.Тула













Методическая разработка урока химии по теме:

«Кислоты»

8 класс











Учитель химии:

Григорова Елена Николаевна












2023г.

Технологическая карта урока

Класс: 8 класс

Тема урока: Кислоты

Учитель: Григорова Елена Николаевна

УМК: О. С. Габриелян., И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень /– М.: Просвещение.

Цели: способствовать формированию представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ; обеспечить создание условий для формирования коммуникативных учебно-познавательных компетенций.

Задачи:

образовательные:

- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;

- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;

- обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.

воспитательные:

создать условия для:

- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

- воспитания умения управлять собой, своим поведением.

развивающие:

создать условия для:

- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);

- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

-набор реактивов для проведения опытов.

- карточки с контекстными заданиями для групповой работы.

Технологическая карта


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организацион-ный момент.

Этап мотивации (самоопределе-ния) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

(слайд 1)

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: смыслообразование

2





Этап актуализации знаний и фиксаций затруднений в деятельности

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили?

(слайд 2,3)









Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:    

1 задание (слайд 3,4,5)

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов

Обучающиеся отвечают на вопросы-загадки:

Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)

Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества…(основания)



Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований


Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.


3



Этап постановки учебной задачи

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. (слайд 6)

К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?




Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.

(Приложение 1)


На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?



Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу


Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала.

Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся.


Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 7)

Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4









Этап построения проекта выхода из затруднения

Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание

Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания


3 задание

Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке (слайд 9), по основности (слайд 10) и по растворимости в воде (слайд 11)


Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.


Демонстрационный опыт «Действие кислот на индикаторы»

Проведение опыта и оформление результатов:

1 опыт: В  пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

3 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавить лакмуса.

Результаты наблюдений записать в таблицу.(слайд 12)




Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности при работе с кислотами; со значением кислот в жизни человека и с нахождением в природе. (слайд 13-18)

Определяют состав вещества:

Н n(КО) m (слайд 8) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь



Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности.

Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде




Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.





Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»


Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCI)

Фенолфталеин

Бесцветная

Бесцветная

Метилоранж

Оранжевая

Розовая

Лакмус

Желтая

Красная







Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия.

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Этап первичного закрепление

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. (слайд 19)

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером :

1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.


Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

6

Этап самостоятель-ной работы

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. (слайд 20)

Индивидуальная работа обучающихся: соотнесение химических формул и названий кислот.


Регулятивные :

уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать.

7

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(итог урока)

Организует рефлексию в форме составления синквейна:

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию кислота

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? (слайд 21,22)

Побуждает оценить свою деятельность на уроке

Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.

Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока


Познавательные: умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные :

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

8

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:

параграф 25, составить кроссворд по теме «Кислоты» не менее 10 слов. (слайд 23)

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.




Приложение 1.



Группа 1


В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.


Группа 2


Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.


Группа 3


С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!