МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 38»
Г.Тула
Методическая разработка урока химии по теме:
«Кислоты»
8 класс
Учитель химии:
Григорова Елена Николаевна
2023г.
Технологическая карта урока
Класс: 8 класс
Тема урока: Кислоты
Учитель: Григорова Елена Николаевна
УМК: О. С. Габриелян., И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень /– М.: Просвещение.
Цели: способствовать формированию представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ; обеспечить создание условий для формирования коммуникативных учебно-познавательных компетенций.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;
- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;
- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;
- обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.
воспитательные:
создать условия для:
- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
создать условия для:
- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
-набор реактивов для проведения опытов.
- карточки с контекстными заданиями для групповой работы.
Технологическая карта
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организацион-ный момент. Этап мотивации (самоопределе-ния) к учебной деятельности. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока (слайд 1) | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: смыслообразование |
2 | Этап актуализации знаний и фиксаций затруднений в деятельности | Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 2,3) Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1 задание (слайд 3,4,5) Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов | Обучающиеся отвечают на вопросы-загадки: Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид) Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название, Ведь эти вещества…(основания) Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов, оснований | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3 | Этап постановки учебной задачи | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. (слайд 6) К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах. (Приложение 1) На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? | Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала. Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 7) | Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания 3 задание Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке (слайд 9), по основности (слайд 10) и по растворимости в воде (слайд 11) Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Демонстрационный опыт «Действие кислот на индикаторы» Проведение опыта и оформление результатов: 1 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Результаты наблюдений запишите в таблицу. 2 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Результаты наблюдений запишите в таблицу. 3 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавить лакмуса. Результаты наблюдений записать в таблицу.(слайд 12) Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности при работе с кислотами; со значением кислот в жизни человека и с нахождением в природе. (слайд 13-18) | Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 8) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» Действие кислот на индикаторы Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCI) | Фенолфталеин | Бесцветная | Бесцветная | Метилоранж | Оранжевая | Розовая | Лакмус | Желтая | Красная | Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия. Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5 | Этап первичного закрепление | Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. (слайд 19) | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером : 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
6 | Этап самостоятель-ной работы | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. (слайд 20) | Индивидуальная работа обучающихся: соотнесение химических формул и названий кислот. | Регулятивные : уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать. |
7 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (итог урока) | Организует рефлексию в форме составления синквейна: Предлагает учащимся составить синквейн к понятию кислота Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? (слайд 21,22) Побуждает оценить свою деятельность на уроке | Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные: умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные : уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья |
8 | Домашнее задание | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 25, составить кроссворд по теме «Кислоты» не менее 10 слов. (слайд 23) | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. | |
Приложение 1.
Группа 1 В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. | Группа 2 Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. | Группа 3 С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. |