СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кл.час "Как совесть Незнайку мучила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кл.час "Как совесть Незнайку мучила"»

Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…»

Цель: Сформировать представление учащихся об ответственности за свои поступки.

Форма: Классный час-рассуждение.

Литературная подсказка Ход классного часа

У: Ребята! Сегодня у нас очень интересная тема классного часа. Мы попытаемся помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

Я прочитаю вам отрывок из романа Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Вы внимательно меня послушаете, а затем мы продолжим наше общение.

Отрывок из романа-сказки Н. Носова «Незнай­ка в Солнечном городе».


«Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговари­вал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

«Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»

«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»

«Толкнул бы! — проворчал Незнайка. — Зна­чит, я драться должен? Драться нехорошо!»

«Ишь ты! Нехорошо! — передразнил голос — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»

«А чего он толкается?» — упрямо твердил Не­знайка.

«Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

«Ничего я не знаю».

«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»

«А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» —насторожился Незнайка.

«Кто? — с усмешкой переспросил голос, — Буд­то не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

«А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не ви­дел и никто ничего мне не скажет».

«А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты со­всем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него...»

«Послушай, — сказал Незнайка. — А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит.» Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так как надо, а потом мучит».

«Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люб­лю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».

Еще долго на спал Незнайка. Думал, что коро­тышка-осел голодный, спит где-нибудь на холод­ной земле под открытым небом...»


Ребята! Вы прослушали отрывок, а теперь я хотела бы узнать ваше мнение на некоторые вопросы:

1. Почему Незнайка не мог заснуть?

Ответы: (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)


  1. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?

Ответы: (Нет, он поступил необдуманно, безответствен­но. Поэтому пострадал другой человек.)


  1. А что такое ответственность?(ответы)

Подытоживая ответы учащихся, нужно сказать о том, что ответственность — необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека созна­тельно выполнять определенные требования и осу­ществлять поставленные задачи.

Если человек нарушил законы, наступает ответ­ственность юридическая, а если нравственные нор­мы — моральная ответственность, но в любом слу­чае за безответственное поведение человеку обяза­тельно придется нести ответственность.

Незнайка не нарушал законов Солнечного горо­да, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

4. Почему Незнайка недоволен своей совестью?

Ответы:(Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)


5. Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?

Ответы: (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)


  1. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

  2. Что бы вы посоветовали Незнайке?(ответы детей)

Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что та­кое совесть.

Совесть — это нравственный ориентир человека, его душевней компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.


Человек должен работать над собой, чтобы совесть не осталась «маленькой».

Давайте посоветуем не только Незнайке, но себе почаще «разговаривать» со своей совестью, со­ветоваться, постоянно «будить» ее, чтобы потом не раскаиваться.

Творческое задание для каждого уч-ся - нарисо­вать символ понятия «совесть».

Оформление выставки творческих работ.


. Упражнение «Нравственная дилемма»

(работа в микрогруппах по 5-6 человек)

Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

  1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

  2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Сережа тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.

  3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил?



У: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Совесть благо, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!