СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классицизм в архитектуре Западной Европы. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Классицизм в архитектуре Западной Европы" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Классицизм в архитектуре Западной Европы. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 7 Классицизм в архитектуре Западной Европы  Д.З.:  Глава 7, ?? (с.72-73), тв. задания (с.73-75)  © А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 7

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Д.З.: Глава 7, ?? (с.72-73), тв. задания (с.73-75)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами архитектуры классицизма и сформировать представление о парадно-официальной архитектуре Версаля; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение; Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами архитектуры классицизма и сформировать представление о парадно-официальной архитектуре Версаля;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ зодчий; архитектура классицизма; Луи Лево; Жуль Ардуэн-Мансар; Андре Ленотр; Большой дворец Версаля; Шарль Лебрен; Зеркальная галерея; гобелен; пейзажные парки; ампир; неоклассицизм; церковь Святой Женевьевы

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • зодчий;
  • архитектура классицизма;
  • Луи Лево;
  • Жуль Ардуэн-Мансар;
  • Андре Ленотр;
  • Большой дворец Версаля;
  • Шарль Лебрен;
  • Зеркальная галерея;
  • гобелен;
  • пейзажные парки;
  • ампир;
  • неоклассицизм;
  • церковь Святой Женевьевы
Проверка знаний учащихся 1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко? 2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться? 3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве? 4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей? 5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?

Проверка знаний учащихся

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?

2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли

считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей?

5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?

Универсальные учебные действия

  • обобщать и систематизировать знания о путях развития и художественных принципах архитектуры классицизма; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений классицизма и барокко; описывать и анализировать памятники архитектуры классицизма в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях классицизма; оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства; перечислять характерные особенности индивидуального авторского стиля; рассказывать о выдающихся западноевропейских деятелях архитектуры эпохи классицизма; высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи классицизма; выявлять исторические предпосылки возникновения стиля ампир в западноевропейском искусстве; готовить заочную экскурсию по Версалю (архитектурным ансамблям Парижа); проводить сравнительный анализ оформления интерьеров Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля; устанавливать ассоциативные связи между произведениями архитектуры классицизма и их живописной интерпретацией в творчестве А. Н. Бенуа
  • обобщать и систематизировать знания о путях развития и художественных принципах архитектуры классицизма;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений классицизма и барокко;
  • описывать и анализировать памятники архитектуры классицизма в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях классицизма;
  • оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства;
  • перечислять характерные особенности индивидуального авторского стиля;
  • рассказывать о выдающихся западноевропейских деятелях архитектуры эпохи классицизма;
  • высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи классицизма;
  • выявлять исторические предпосылки возникновения стиля ампир в западноевропейском искусстве;
  • готовить заочную экскурсию по Версалю (архитектурным ансамблям Парижа);
  • проводить сравнительный анализ оформления интерьеров Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями архитектуры классицизма и их живописной интерпретацией в творчестве А. Н. Бенуа
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  «Сказочный сон» Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в архитектуре Западной Европы?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • «Сказочный сон» Версаля.
  • Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в архитектуре Западной Европы?

подвопросы «Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры)

подвопросы

  • «Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.
  • Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры)
К вопросу о классицизме в архитектуре Западной Европы . . . Оставим итальянцам Пустую мишуру с её фальшивым глянцем. Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути, Намеченной тропы придерживаться строго: Порой у разума всего одна дорога... Обдумать надо смысл и лишь потом писать! Н. Буало. Поэтическое искусство (Перевод Э. Л. Линецкой) Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Никола Буало (1636-1711). Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...

К вопросу о классицизме

в архитектуре Западной Европы

. . . Оставим итальянцам

Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога...

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Н. Буало. Поэтическое искусство (Перевод Э. Л. Линецкой)

Так поучал своих современников один из главных идеологов

классицизма поэт Никола Буало (1636-1711). Строгие правила

классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...

К вопросу о классицизме в архитектуре Западной Европы Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на основные достижения античной культуры - ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей композиции и их подчинённость общему замыслу . «Строгий стиль» архитектуры классицизма , казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «благородной простоты и спокойного величия». В архитектурных сооружениях классицизма господствовал и простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций . Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивом у декору, повторяющему очертания предмета . Во всём сказывались простота и благородство отделки, практичность и целесообразность .

К вопросу о классицизме

в архитектуре Западной Европы

Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на основные достижения античной культуры - ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей композиции и их подчинённость общему замыслу .

«Строгий стиль» архитектуры классицизма , казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «благородной простоты и спокойного величия».

В архитектурных сооружениях классицизма господствовал и простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций . Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивом у декору, повторяющему очертания предмета . Во всём сказывались простота и благородство отделки, практичность и целесообразность .

К вопросу о классицизме в архитектуре Западной Европы

К вопросу о классицизме

в архитектуре Западной Европы

«Сказочный сон» Версаля. Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в., писал: «Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман , только сказочный сон».  Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров . Дворец и парк Версаля. Общий вид. 1666-1680 гг. Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской аристократии.

«Сказочный сон»

Версаля.

Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в., писал:

«Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман , только сказочный сон».

Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает

масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров .

Дворец и парк Версаля. Общий

вид. 1666-1680 гг.

Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской аристократии.

«Сказочный сон» Версаля. Луи Лево Жюль Ардуэн-Мансар В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646- 1708) и Андре Ленотр (1613-1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных стилей , сохраняющих характерные черты классицизма. Андре Ленотр

«Сказочный сон»

Версаля.

Луи Лево

Жюль Ардуэн-Мансар

В создании архитектурного облика Версаля

участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670),

Жюль Ардуэн-Мансар (1646- 1708) и Андре Ленотр

(1613-1700). В течение ряда лет они многое

перестраивали и изменяли в его архитектуре, так

что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных стилей , сохраняющих

характерные черты классицизма.

Андре Ленотр

«Сказочный сон» Версаля. г. Версаль Большой дворец Первый оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. На втором , парадном, находятся высокие арочные окна, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульптурными группам. Ритм окон , пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и великолепие. Занимает господствующее положение над местностью. Фасад (почти 500 м) разделён на центральную часть и два боковых крыла - ризалит а, придающих ему особую торжественность. 3 этажа.

«Сказочный сон»

Версаля.

г. Версаль

Большой дворец

Первый оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи

Возрождения. На втором , парадном, находятся высокие

арочные окна, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульптурными

группам. Ритм окон , пилястр и колонн на фасаде подчёркивает

его классическую строгость и великолепие.

Занимает господствующее положение над местностью. Фасад (почти 500 м) разделён на центральную часть и два боковых крыла - ризалит а, придающих ему особую торжественность. 3 этажа.

«Сказочный сон» Версаля. Интерьеры Версальского Большого дворца Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декор ом в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши.

«Сказочный сон»

Версаля.

Интерьеры Версальского Большого дворца

Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декор ом в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными

мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные

панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля

Людовика XIV.

Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают

впечатление богатства и роскоши.

«Сказочный сон» Версаля. Версальский дворец Залы дворца (их около 700 ) образуют бесконечные анфилады и предназначены для церемониальных шествий, проведения пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом парадном зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м ) - наглядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений. Зеркальная галерея

«Сказочный сон»

Версаля.

Версальский дворец

Залы дворца (их около 700 ) образуют бесконечные анфилады и предназначены для церемониальных шествий, проведения пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом парадном зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м ) - наглядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений.

Зеркальная галерея

«Сказочный сон» Версаля. Версальский парк В вазах (их было около 150 тыс. ) стояли живые цветы, которые меняли таким образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время год а. Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашённый им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобелен ов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер ) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце .

«Сказочный сон»

Версаля.

Версальский парк

В вазах (их было

около 150 тыс. ) стояли живые цветы, которые меняли таким

образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время

год а.

Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашённый им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобелен ов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер ) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце .

«Сказочный сон» Версаля. Бассей н Латоны. Фонтаны Версальского дворца. 1689 г. Ни плясок, ни малины сладкой, Ленотр и Жан Люлли В садах и танцах беспорядка Стерпеть бы не могли. Застыли тисы, точно в трансе, Равняли строй кусты, И приседали в реверансе Заученном цветы. В. Гюго (Перевод Э.Л. Липецкой) Н.М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского путешественника»: «Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию! Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его... Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»

«Сказочный сон»

Версаля.

Бассей н Латоны.

Фонтаны Версальского

дворца. 1689 г.

Ни плясок, ни малины сладкой,

Ленотр и Жан Люлли

В садах и танцах беспорядка

Стерпеть бы не могли.

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

Заученном цветы.

В. Гюго

(Перевод Э.Л. Липецкой)

Н.М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского путешественника»: «Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию! Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его... Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Площадь Согласия. После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил разбивку парк а Тюильри , чётко фиксируя центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия . Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку города отвечавшую требованиям величия , грандиозности и парадности. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа.

Архитектурные

ансамбли

Парижа. Ампир.

Площадь Согласия.

После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил разбивку парк а Тюильри , чётко фиксируя центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия .

Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку города отвечавшую требованиям величия , грандиозности и парадности. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа.

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Вторая половин XVIII в . и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма - неоклассицизм - и его распространение в странах Европы. После Французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты , созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампир е. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории в качестве основных декоративных мотивов . Площадь Бастилии.

Архитектурные

ансамбли

Парижа. Ампир.

Вторая половин XVIII в . и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма - неоклассицизм - и его распространение в странах Европы.

После Французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты , созвучные духу своего времени.

Наиболее яркое выражение они нашли в ампир е. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству

императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории в качестве основных декоративных мотивов .

Площадь Бастилии.

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Стиль ампир стал олицетворением политического могущества и военной славы Наполеона, послужил своеобразным проявлением его культа. Новая идеология вполне отвечала политическим интересам и художественным вкусам нового времени. Повсюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, монументы и общественные здания , демонстрировавшие императорское величие и силу власти. Версаль, Большой дворец

Архитектурные

ансамбли

Парижа. Ампир.

Стиль ампир стал олицетворением политического могущества и военной славы Наполеона, послужил своеобразным проявлением его культа. Новая идеология вполне отвечала политическим интересам и художественным вкусам нового времени. Повсюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых

площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, монументы и общественные здания , демонстрировавшие императорское величие и силу власти.

Версаль, Большой дворец

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Церковь Святой Женевьевы , возведённая Ж.Ж. Суффло , стала Пантеон ом - местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени - колонна Великой армии на Вандомской площади . Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера , выразить дух Новой империи и жажду величия Наполеона. Ж. Ж. Суффло. Церковь Святой Женевьевы (Пантеон). 1758-1790 гг. Париж

Архитектурные

ансамбли

Парижа. Ампир.

Церковь Святой Женевьевы , возведённая Ж.Ж. Суффло , стала Пантеон ом - местом упокоения великих людей Франции.

Один из самых эффектных монументов того времени - колонна

Великой армии на Вандомской площади . Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера , выразить дух Новой империи и жажду величия Наполеона.

Ж. Ж. Суффло. Церковь Святой Женевьевы (Пантеон). 1758-1790 гг. Париж

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Вандомская площадь. Париж Декор дворцов был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески . Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона. Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и величавая помпезность

Архитектурные

ансамбли

Парижа. Ампир.

Вандомская

площадь.

Париж

Декор дворцов был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетания цветов, элементы римского и египетского орнаментов:

орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески . Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона.

Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и величавая помпезность

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Интерьеры Лувра Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стал и активно искоренять её идеологию и вкусы. От исчезнувшей, как сон, Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствую-щие о её былом величии . «Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».

Архитектурные

ансамбли

Парижа. Ампир.

Интерьеры

Лувра

Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стал и активно искоренять её идеологию и вкусы. От исчезнувшей, как сон, Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствую-щие о её былом величии .

«Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».

Особенности классицизма в архитектуре Поздний классицизм – ампир  - стиль в архитектуре, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX века в странах Европы, завершивший развитие классицизма

Особенности

классицизма

в архитектуре

Поздний классицизм – ампир - стиль в архитектуре, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX века в странах Европы, завершивший развитие классицизма

Особенности классицизма в архитектуре Ризалит  ( выступ ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада Боске́т  (лесок, рощица)- ряд образующих стену, близко посаженных, ровно подстриженных деревьев или кустарников гермы (четырёхгранные столбы , увенчанные головой или бюстом)

Особенности

классицизма

в архитектуре

Ризалит ( выступ ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада

Боске́т (лесок, рощица)- ряд образующих стену, близко посаженных, ровно подстриженных деревьев или кустарников

гермы (четырёхгранные столбы , увенчанные головой или бюстом)

Особенности классицизма в архитектуре Десюдепо́рт (верх)- живописная скульптурная или резная композиция декоративного характера, расположенная над дверью и являющаяся органичной частью интерьера Пе́ргола (навес, пристройка)- беседка или сооружение, состоящее из поставленных друг за другом арок или парных столбов, связанных поверху между собой деревянной обрешеткой, обсаженное вьющимися растениями вдоль дорожек парков и садов.

Особенности

классицизма

в архитектуре

Десюдепо́рт (верх)- живописная скульптурная или резная композиция декоративного характера, расположенная над дверью и являющаяся органичной частью интерьера

Пе́ргола (навес, пристройка)- беседка или сооружение, состоящее из поставленных друг за другом арок или парных столбов, связанных поверху между собой деревянной обрешеткой, обсаженное

вьющимися растениями вдоль дорожек парков и садов.

Особенности классицизма в архитектуре Бельведе́р - круглая надстройка в виде павильона или беседки Анфила́да  (нанизывать на нить)- ряд последовательно размещенных друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси

Особенности

классицизма

в архитектуре

Бельведе́р - круглая надстройка в виде павильона или беседки

Анфила́да (нанизывать на нить)- ряд последовательно размещенных друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси

Контрольные вопросы 1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ. 2. Как градостроительные идеи классицизма XVIII в . нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)? 3. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко? 4. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Контрольные вопросы

1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.

2. Как градостроительные идеи классицизма XVIII в . нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?

3. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?

4. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Творческая мастерская 1 . Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений? 2 . Попробуйте сравнить образ «Идеального города» эпохи Возрождения с классицистическими ансамблями Парижа (Петербурга или его пригородов). 3. Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска 1 в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля. 4. Познакомьтесь с картинами русского художника А. Н. Бенуа (1870-1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» (см. с. 74). Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?

Творческая мастерская

1 . Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?

2 . Попробуйте сравнить образ «Идеального города» эпохи Возрождения с классицистическими ансамблями Парижа (Петербурга или его пригородов).

3. Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска 1 в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.

4. Познакомьтесь с картинами русского художника А. Н. Бенуа (1870-1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» (см. с. 74). Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?

Темы презентаций, проектов «Формирование классицизма во французской архитектуре XVII-XVIII вв.»; «Версаль как модель гармонии и красоты мира»; «Прогулка по Версалю: связь композиции дворца и планировки парка»; «Шедевры архитектуры западноевропейского классицизма»; «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции»; «Версаль и Петергоф: опыт сравнительной характеристики»; «Художественные открытия в архитектурных ансамблях Парижа»; «Площади Парижа и развитие принципов регулярной планировки города»; «Ясность композиции и уравновешенность объёмов собора Дома инвалидов в Париже»; «Площадь Согласия - новая ступень в развитии градостроительных идей классицизма»; «Суровая выразительность объёмов и скупость декора церкви Святой Женевьевы (Пантеона) Ж.Ж. Суффло»; «Особенности классицизма в архитектуре западноевропейских стран; «Выдающиеся архитекторы западноевропейского классицизма».

Темы презентаций, проектов

  • «Формирование классицизма во французской архитектуре XVII-XVIII вв.»;
  • «Версаль как модель гармонии и красоты мира»;
  • «Прогулка по Версалю: связь композиции дворца и планировки парка»;
  • «Шедевры архитектуры западноевропейского классицизма»;
  • «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции»;
  • «Версаль и Петергоф: опыт сравнительной характеристики»;
  • «Художественные открытия в архитектурных ансамблях Парижа»;
  • «Площади Парижа и развитие принципов регулярной планировки города»;
  • «Ясность композиции и уравновешенность объёмов собора Дома инвалидов в Париже»;
  • «Площадь Согласия - новая ступень в развитии градостроительных идей классицизма»;
  • «Суровая выразительность объёмов и скупость декора церкви Святой Женевьевы (Пантеона) Ж.Ж. Суффло»;
  • «Особенности классицизма в архитектуре западноевропейских стран;
  • «Выдающиеся архитекторы западноевропейского классицизма».
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Мороз Ирина Васильевна, http://infourok.ru/prezentaciya_po_mhk_klassicizm_v_arhitekture_zapadnoy_evropy_11_klass-163619.htm

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Мороз Ирина Васильевна, http://infourok.ru/prezentaciya_po_mhk_klassicizm_v_arhitekture_zapadnoy_evropy_11_klass-163619.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!