СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " 77 ГОДОВЩИНА СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание патриотизма у будущего поколения  и чувство гордости за свою страну

Просмотр содержимого документа
«Классный час " 77 ГОДОВЩИНА СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.П. Гайдара»

городского округа «город Кизляр»





Классный час


«77 лет со дня снятия блокады Ленинграда»

«77 лет со дня снятия блокады Ленинграда»

«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца

«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца»


«77 лет со дня снятия блокады Ленинграда»

«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца»

«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца

«77 лет со дня снятия блокады Ленинграда»


«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца

Провела кл. руководитель 9кл .

Пирмурадова Б.А.

«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца»







Цель: 

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Расширять знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.

Совершенствовать духовно - патриотическое развитие учащихся, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.


Задачи:

Познакомить учащихся с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны

Пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Ход классного часа

Учитель:

Все рассказанное и написанное о ленинградской блокаде не может передать даже ничтожной доли того, что испытали пережившие ее люди.

Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 900 дней и ночей – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Невероятные страдания и испытания выпали на долю миллионов жителей огромного города. Великий город не знал подобного за свою трехсотвековую историю.

В июне 1941 года на Ленинград двинулась группа армий «Север» общей численностью 500 тысяч человек под командованием генерала – фельдмаршала фон Лееба. В это время в городе находилось почти 2,5 миллиона жителей, из них – около 400 тысяч детей.

Ленинград готовился и к возможному прорыву немцев. На улицах и перекрестках возведены баррикады и противотанковые препятствия, построено более 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек.

23 июня 1941 года в 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.

27 августа 1941 года прервано железнодорожное сообщение со страной, в город пришел последний поезд.

В сентябре начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. 8 сентября на город обрушился невиданный ранее налет вражеской авиации, было сброшено 6327 зажигательных бомб. В этот день пал Шлиссельбург – замкнулось кольцо блокады.

Продовольственного запаса в Ленинграде не было, до войны город жил на привозных продуктах. На начало блокады продуктов на складах оставалось на месяц. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. С ноября служащие, иждивенцы и дети стали получать по 125 граммов хлеба (вместо 300), а рабочие по 250 граммов (вместо 600).  В Ленинграде начался голод. Деньги были, но они ничего не значили. Ничто не имело цены, только хлеб. В этом году исполнилось 77 лет с момента полного снятия блокады Ленинграда.

Ученик. 1

Стихотворение «Баллада о черством куске хлеба»

Ленинградцы честно работали и умирали на улицах и своих рабочих местах, давая возможность выжить другим.

Блокадный хлеб!... Меньше всего в нем было муки, основа его – мякина, отруби, целлюлоза. И все же такой хлеб был единственным питанием ленинградцев. Все остальные продукты перестали выдаваться. Одна из работниц Кировского завода вспоминает, что готовили в заводской столовой щи из подорожника, пюре из крапивы, котлеты из свекольной ботвы.

Ученик .2

Стихотворение «И летели листовки с неба…»

       

Зима 1941 – 1942 года в Ленинграде лютая, голодная, жестокая – череда бесконечно длинных темных дней, самых трагичных и мужественных. Вот как вспоминал один ленинградский учитель о этих днях: «Водопровод и канализация не работают уже несколько дней. Воду приходится брать в подвале соседнего дома, подолгу стоять за нею в очереди. Сегодня ходил дворник и гвоздями забивал двери уборных. Как найти выход из создавшегося положения?

Странно, но в последнее время известия о смерти уже не волнуют, смерть – теперь обычное явление. Мы к ней привыкли. На улице чуть не через каждые 100 метров лежат трупы умерших от голода или замерзших. Все настолько к этому привыкли, что проходят мимо.

Завтра пойду в школу. Измерил по плану города расстояние, оно равно приблизительно 6 км., тяжеловато будет ходить по 12 км.в такие морозы и при таком питании.

По-прежнему огромные очереди за хлебом, надо стоять в очереди с 6 утра и до середины дня».

Сведения об огромной смертности, особенно в первую блокадную зиму достигла исключительной высоты – 390 человек на 1000 населения, это означает, что в городе в 1942 году умер каждый третий. За годы блокады город потерял почти миллион жителей.

И все же несмотря на все ужасы город жил. В блокадном городе продолжали функционировать все городские службы и предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления в театрах, художники писали картины, поэты – стихи, а монотонный звук метронома, доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.

Ленинградское радио было единственной связью с «большой землей». Оно стало олицетворением жизненной силы, силы духа. Оно призывало держаться из последних сил за жизнь, ждать и надеяться. И люди свято верили в победу, потому что слышали сводки с фронта, патриотические песни, оптимистическую музыку. «Блокадная муза» - так называли Ольгу Берггольц – в час испытаний призывала не падать духом, и ленинградцы жадно ловили каждое ее слово:

Ученик 3


...Я говорю с тобой под свист снарядов, 
угрюмым заревом озарена. 
Я говорю с тобой из Ленинграда, 
страна моя, печальная страна... 
Кронштадтский злой, неукротимый ветер 
в мое лицо закинутое бьет. 
В бомбоубежищах уснули дети, 
ночная стража встала у ворот. 
Над Ленинградом - смертная угроза... 
Бессонны ночи, тяжек день любой. 
Но мы забыли, что такое слезы, 
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, 
не поколеблет грохот канонад, 
и если завтра будут баррикады - 
мы не покинем наших баррикад…

Всю зиму в Ленинграде работала Публичная библиотека, в которой на абонементе было всего два фонаря, но в этой темноте работники библиотеки подбирали книги для госпиталей.

Многие блокадники вели в те страшные дни дневники, ставшие свидетельством варварских бомбежек и артобстрелов. Одной из первых жертв налета фашистской авиации стала слониха Бетти, пережившая революцию и гражданскую войну. Тогда на территорию зоосада упали три фугасных бомбы, и слониха, оставаясь три дня под завалом, страшно трубила.

Как это возможно сохранить более 160-ти зверей и птиц в городе, на улицах которого то и дело разрывались снаряды. В срочном порядке в Казань было вывезено около 80-ти зверей, среди которых были черные пантеры, тигры, белые медведи и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось. Ленинградский зоопарк был закрыт только зимой 41 – 42 годов, а летом его посетили 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы. 16 человек – работников зоосада были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Когда умирают взрослые – это тяжело, но понятно. Но смерть детей сознание воспринимать отказывается. Среди обвинительных документов на Нюрнбергском процессе была и маленькая записная книжка, которую вела 12-летняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке – 9 страниц, на 6-ти из них – даты, шесть страниц – шесть смертей.

Детям тяжелее всего приходилось в осажденном городе, но именно они придавали особую силу взрослым, поднимали их на труд и на бой, потому что детей спасти можно было, только отстояв город.

Вызовом врагу была работа 39-ти школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды дети учились. Опасен был путь в школу и обратно домой под разрывами снарядов. Был такой мороз, что замерзали чернила. Дети сидели в пальто, в шапках и рукавицах. У всех была общая болезнь – дистрофия и цинга. Ученики умирали не только дома, по дороге в школу, но и прямо в классах:

Ученик. 4

Девчонка руки протянула
И головой – 
На край стола.
Сначала думали – уснула,                                        
А оказалось:
Умерла.
Её из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли. 
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – После похорон.                                                   

                                                                

   

Учиться в жестоких условиях зимы было подвигом. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах – у них не было сил. Урок длился 20 – 25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.

Люди умирали от голода, а у живых не было сил их хоронить. «Мертвых завертывали в простыни и ставили у стены в коридоре или на лестничной площадке, а то и в сугроб во дворе», - вспоминает жительница Кронштадта. Школьников посылали узнавать, где есть такие «свечи» (так называли покойников), ученики ходили по домам и записывали адреса. А потом приходили кронштадтские матросы, забирали трупы; где их хоронили – никто не знал.

Песня «Ведь мы же с тобой ленинградцы»

Но в эти январские дни, когда все взрослое население голодало, в школах, театрах, концертных залах были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим праздником.  «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и два мандарина», - так вспоминает один из блокадников. Не было у ёлок прежнего веселья, но радость у детей была. Ёлки вселяли надежду в победу над врагом. Гостями блокадных ёлок стали около 50-ти тысяч ленинградских школьников.

Не замирала и культурная жизнь города. С началом войны ленинградские театры не прекратили свою деятельность: театр Ленинского Комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, театр Комедии, Музкомедия, Оперно-балетная труппа.

Осенью 1942 года был создан ленинградский блокадный театр в помещении Театра комедии. В репертуаре: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Конек-Горбунок», «Травиата», «Фронт», «Жди меня», «Русские люди» и др.

Ученик 5

Стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Оперетта в Театре Музыкальной комедии, работавшего всю блокаду, стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленинградского фронта. Из-за обстрелов и бомбежек спектакли вынуждены были неоднократно останавливать, сопровождать зрителей в бомбоубежище, и продолжать после отбоя воздушной тревоги. В театры билеты раскупались задолго до спектаклей.

В блокадном Ленинграде работала Консерватория, музыкальная школа имени Римского-Корсакова, где занимались 230 учащихся, детская музыкальная школа Петроградского района (130 учащихся), художественное училище (100 человек), хореографическое училище (30 человек).

Бригады артистов выезжали с концертами на фронт, в учебные полки, в госпитали, на заводы, давая по 2 – 3 концерта в день. За годы войны работники искусств Ленинграда дали свыше 56-ти тысяч концертов.

Несмотря на тяжелейшие условия, голодающие и замерзающие ленинградцы, в годы войны приходили на спектакли и концерты, погружаясь в волшебную атмосферу искусства, атмосферу мирной жизни. Поход в театр становился почти подвигом: в городе не работал транспорт, поэтому шли пешком, укрываясь по дороге от обстрелов в ближайших бомбоубежищах. А жившие на скудном пайке артисты и музыканты считали своим долгом выйти на сцену. Несмотря на холод, актрисы театров надевали легкие воздушные костюмы и гримировались, чтобы скрыть следы измождения и усталости.

В театре имени Комиссаржевской однажды во время артиллерийского обстрела погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму. Но не произошло никакой паники. Только замешательство на сцене: что делать? как играть? Вдруг из зрительного зала на сцену прорезался яркий луч карманного фонарика, за ним второй, третий, десятый… Они возникали, как звезды на небе. Этот свет помог доиграть спектакль до конца. Такое не забудется никогда!

Ученик 6

        Люди, слышите,

В этих муках родилась блокадная музыка.

И волна по всему восхищенному миру идет.

Говорит Ленинград, слушайте!

Говорит Ленинград, слушайте!

Город выстоит,

Город борется,

Город живет!

9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80 минут, пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города:

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!