СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Битва под Москвой»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Битва под Москвой»»




Класс:2

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Классный час: «Битва под Москвой»

Цели: Познакомить детей со сражением советских солдат с немецко-фашистскими войсками под городом Москва.

БНЦ: социальная солидарность, гражданственность, патриотизм.

Форма: беседа

№ п/п

Этапы содержания

Планируемый результат

Материально-техническое обеспечение

Метапредметный

Личностный

1

Психологический настрой

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения . Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.


Познавательные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу,

  • выделять существенную информацию,


Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности гражданина России.


2

Целеполагание (через стихотворение и просмотр видеоролика) слайд 1.

Грохот фронта бессонный

Шел как будто бы вслед.

Редко встречной колонны

Скрытый вспыхивал свет.

Тьма предместий вокзальных

И – Москва. И над ней

Горделивый, печальный

Блеск зенитных огней.

И просились простые

К ней из сердца слова:

«Мать родная, Россия,

Москва, Москва…»

В эти горькие ночи

Ты поистине мать,

Та, что детям не хочет

Всей беды показать;

Та, что жертвой безгласной

Не смирится с судьбой;

Та, что волею властной

Поведет за собой.

И вовек не склонится

Твоя голова,

Мать родная, столица,

Москва, Москва!...

Память трудной годины,

Память боли во мне.

Тряский кузов машины.

Ночь. Столица в огне.

И, как клятва, святые

В тесном горле слова:

«Мать родная, Россия,

Москва, Москва…» …

Память горя сурова,

Память славы жива.

Все вместит это слово:

«Москва, Москва»…»

Какая из битв представлена в этом видеоролике?

О каком городе идет речь?

Как вы думайте о чём мы сегодня будем говорить?


Познавательные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу,

  • выделять существенную информацию,

  • осуществлять поиск необходимой информации,

  • устанавливать причинноследственные связи.

Регулятивные УУД

  • планировать свои действия с поставленной задачей,

Коммуникативные УУД:

  • строить монологические высказывания,

  • учитывать разные мнения,

  • адекватно использовать речевые средства.



Понимание и осознание моральных норм. Осознанное ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности гражданина России. Ориентация в нравственном содержании. Знание основных моральных норм.

ПК, мультимедия, аудиозапись.

3

Основная часть-беседа с слайд-программой:

Время незаметно продолжает свой бег, всё больше отдаляя нас от исторических событий 1941-1945гг. Но, несмотря на это, нам кажется, что эти грозные годыпроходили недавно. Такими они вошли в память народа, познавшего горечьпоражений и радость великих побед.


Быстрый захват Москвы был необходим еще и для того, чтобы избежать войны в лютые холода средней полосы России. Как известно, в XIX веке армия Наполеона сильно пострадала именно из-за неподготовленности к чужому климату. Французские солдаты, закутанные в тонкие шинели, замерзали и умирали прямо на дорогах. Гитлер не хотел повторять судьбу Бонапарта, поэтому основательно подготовился к нападению.

Осенью 1941 года на полях Подмосковья разыгралось одно из крупнейших битвВеликой отечественной и II Мировой войны, длившейся 203 дня, то есть с 30сентября 1941 года до апреля 1942 года. История не знала до этого подобных посвоим масштабам сражений. Ожесточённые и кровопролитные бои развернулись нафронте, протяжённостью около 1000 км. И глубиной 350 км.

В плане «Барбаросса» нападение на СССР – захвату этого города уделялось

большое внимание. Успех стратегического плана зависел от победы под Москвой. Вобращении гитлеровского командования к войскам осенью 1941 года говорилось:

«Солдаты! Перед вами Москва! За два года войны все столицы континента

склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Вам осталасьМосква. Заставьте ее склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдите по ееплощадям. Москва – это конец войны. Москва – это отдых. Вперед!»

В сентябре 1941 года Гитлер разрабатывает план захвата Москвы, дав ему

название «Тайфун». По его мнению, наступление на Москву должно быть

стремительным и всеуничтожающим, подобно урагану.

Главный удар на Москву сосредоточила группа армии «центр». Общая

численность её составила 1, 8 млн. человек, 1700 танков, 900 самолётов.

Численность наших войск составляла: 800 тыс. человек, 780 танков, 546 самолётов,в основном старого образца. Удар огромной силы, по замыслу врага, должен былпривести к полному разгрому советских войск.

Враг рвался к Москве. 10 октября Западный и Резервный фронты были объедены в одинЗападный. Командующий фронта был назначен Г.К. Жуков.


С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне с Советским Союзом. Он рассчитывал сделать это уже в первые недели своего наступления.

В Москве не осталось работающих предприятий. Все они были эвакуированы на восток – в Поволжье или на Урал. Партийное руководство старалось наладить стабильную поставку всего необходимого для солдат на фронте. В стране не осталось никого, кто жил бы мирной жизнью. Даже люди в глубоком тылу работали в несколько смен для успеха Красной Армии. Парад 7 ноября Самый критический момент обороны по календарю пришелся на дни, когда традиционно вся страна отмечала годовщину Октябрьской революции.

Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Сопротивление Красной Армии истощило силы фашистских войск. К фронту были подтянуты воинские подкрепления, готовилось наступление. Оно началось 5 декабря. Битва за Москву шла более двухсот суток.

19 октября 1941 года город был переведен в осадное положение.

К Москве в суровые годы Великой Отечественной войны были прикованы взоры миллионов советских людей всего свободолюбивого человечества. Москва была для них олицетворением героизма и справедливости, стойкости и мужества. Москва, москвичи и вся страна никогда не забудут тех дней. В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях улиц, площадей Москва увековечила память славных воинов, ставших гордостью нашего народа.

Минута молчания.

В тот день выдающийся подвиг совершили 28 бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка во главе с Клочковым, которые занимали оборону в районе разъезда Дубосеково вблизи Волоколамска.

Наступление фашистских войск возобновилось 15-18 ноября. Были захвачены

Клин, Крюково, Истра. Особенно упорный характер носили бои под Волоколамском.

У разъезда Дубосеково насмерть сражались 28 бойцов-танкистов из 316-й дивизиигенерала И.В. Панфилова, которые приняли на себя удар 50-ти немецких танков,погибли, но не отступили. На всю страну прозвучали слова политрука В.Г. Клочкова,произнесённые им в разгар боя: «Велика Россия, а отступать некуда — позадиМосква!»

В битве под Москвой был похоронен гитлеровский план молниеносной войны,

в глазах всего мира была развенчана легенда о «непобедимости» фашистской армии.

Историческая победа под Москвой вдохновила советских людей на новые подвиги,укрепила их уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит.

За оборону Москвы было награждено свыше 1 млн. человек, а 110 самым

отважным воинам и партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Победа под Москвой ещё выше подняла политико-моральное состояние

Советской Армии, боевой дух её воинов, усилила симпатию к нашей стране.


Талалихин Виктор Васильевич
18.09.1918 – 27.10.1941

Во время воздушного боя у него кончились патроны, он был ранен в руку. Тогда он направил свою машину в хвост вражеского самолета. Фашистская машина рухнула вниз. Стал падать и самолет Талалихина, но летчику удалось выпрыгнуть на парашюте. Это был первый таран в ночном воздушном бою.

Гастелло
Николай Францевич
23.04.1907 – 26.06.1941

22 июня, в первый день войны, москвич Николай Гастелло на митинге своего полка сказал: «Чтобы не ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой силе нас не сломать, никакой силе нас не сдержать!».

Через несколько дней он направил свой горящий самолет в гущу вражеских бензоцистерн, танков и автомобилей…

26 июня 1941 года в 4 часа утра эскадрилья Западного фронта под командованием капитана Н. Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колоне врага. Сбросив бомбы на вражеские танки, Гастелло возвращался обратно, но был подбит снарядом вражеской зенитки. Загорелся бензобак

Объятый пламенем самолет не смог бы дотянуть до своей базы. Капитан Гастелло направляет свой самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Н. Ф. Гастелло и его экипаж погибли, но врагу был нанесен большой урон.

Доватор
Лев Михайлович
20.02.1903 – 19.12.1941

Неувядаемой славой покрыли свои знамена конники генерал-майора Героя Советского союза Льва Михайловича Доватора.
Первые месяцы войны Доватора находился при штабе Западного фронта. В июне 1941 г. за героизм в оборонительных боях на переправе через Днепр был награжден орденом Красного Знамени.

19 декабря 1941 года гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Л. М. Доватора находился в районе деревни Палашкино, где размещались крупные силы врага. Генерал Доватор решил лично осмотреть перед атакой расположение обороны противника. Фашисты заметили скопление людей. Ударила пулеметная очередь. Генерал был смертельно ранен. Казаки в упорной и жестокой схватке разгромили врага.

Космодемьянская
Зоя Анатольевна
8.09.1923 – 29.11.1941

О подвиге Зои Космодемьянской впервые было рассказано в очерке П. Лидова «Таня», напечатанном в «Правде» 27 января 1942 г. Тогда еще не было известна, кто эта девушка. Ею оказалась ученица 10 класса школы № 201 Октябрьского района Москвы — Зоя Космодемьянская,

которая в октябре 1941 года

ушла добровольцем в партизаны.

Перед уходом на фронт, прощаясь с матерью, она сказала: «Не плачь, родная. Вернусь или умру героем…»
18 ноября 1941 г. с группой товарищей она перешла линию фронта и через несколько дней пробралась в район села Петрищева, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие.
На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее.

29 ноября 1941 года в середине дня после страшных пыток Зою привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни. С последний миг своей жизни, она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье-умереть за свой народ!»

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других, участие в диалоге,

  • строить монологические высказывания,

  • учитывать разные мнения,

  • адекватно использовать речевые средства.

  • допускать возможность существования у людей разного мнения,

  • задавать вопросы.

Познавательные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу,

  • выделять существенную информацию,

  • осуществлять поиск необходимой информации,

  • устанавливать причинноследственные связи,

  • строить сообщения в устной и письменной речи.


Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с поставленной задачей,

  • принимать и сохранять учебную задачу.


Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей.

Уважительное отношение к старшим.


Понимание и осознание моральных норм. Осознанное ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию.

ПК, мультимедия, аудиозапись.

4

Итог- достижение цели урока.

Достигли ли мы цели урока?

С какой битвой ВОВ мы сегодня познакомились?

О каких особенностях этой битвы вы узнали?

О каких героев ВОВ вы сегодня узнали?

Какую бессмертную фразу произнес воин-панфиловец

Василий Георгиевич Клочков?

Что вы уже знали о битве под Москвой?

Регулятивные УУД:

  • осуществлять пошаговый контроль к результату,

  • сохранять учебную задачу,

  • вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки.

Познавательные УУД:

  • производить сравнения,

  • устанавливать причинноследственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других, участие в диалоге,

  • строить монологические высказывания,

  • учитывать разные мнения,

  • адекватно использовать речевые средства.

  • допускать возможность существования у людей разного мнения,

  • задавать вопросы.





Развитие этических чувств. Понимание и осознание моральных норм.


5

Рефлексия- Я узнал…, Я понял…, Мне было знакомо…

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в

  • устную речь,

  • слушать и понимать других,

  • участие в диалоге,

  • адекватно использовать речевые средства.

  • допускать возможность существования у людей разного мнения,

Регулятивные УУД:

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей,

  • принимать и сохранять учебную задачу.

Ценностно смысловую ориентацию учащихся. Понимание и осознание моральных норм. Развитие этических чувств.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!