СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛАССНЫЙ ЧАС для учащихся первого класса в период формирования детского коллектива «Умеем ли мы вежливо общаться?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час нацелен на развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами  этикета и формирование навыков и привычек, облегчающих  установление контактов в общении.

Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС для учащихся первого класса в период формирования детского коллектива «Умеем ли мы вежливо общаться?»»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа № 69»









КЛАССНЫЙ ЧАС

для учащихся первого класса

в период формирования детского коллектива

«Умеем ли мы вежливо общаться?»









Учитель начальных классов

Парфирова Вероника Александровна

МБОУ «Средняя школа № 69»

Категория: высшая



г.Ульяновск

2017 – 2018 учебный год

Классный час

«Умеем ли мы вежливо общаться?»

Цели: 
  - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами  этикета;

 - формирование навыков и привычек, облегчающих  установление контактов в общении.

Задачи:

- закреплять знания о правилах поведения человека среди других людей

- расширять кругозор, обогащать словарный запас

- воспитывать уважение, доброту, культуру поведения


Оборудование:  проектор, экран, презентация.

Предварительная работа. Творческая командировка

1.Приветствие детей и гостей. (Дети стоя поворачиваются к гостям.)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе

Мы говорим Вам «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

2.Выход на тему классного часа.

- О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»

Здравствуйте! - 
Поклонившись, мы друг другу сказали, 

Хоть были совсем незнакомы. 
Больше ведь мы ничего не сказали. 
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Что вы можете ответить на эти вопросы? Итак,

тема классного часа «Умеем ли мы вежливо общаться?»

- Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:

•  какие слова помогают людям общаться

•  какие полезные привычки украшают человека 

•  что необходимо делать, чтобы тебя понимали одноклассники и взрослые

Определение слова «вежливость»

- Как вы понимаете слово «вежливость»? Обратимся к школьному толковому словарю.

- Составьте определение слова ВЕЖЛИВОСТЬ (в парах)

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно п
ора!

-Что же это за слова?  А это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь произносить их по-волшебному. А научиться такому волшебству не трудно, стоит лишь только захотеть.

3.Чтение стихов.  В книге А. Кондратьева «Счастливый парус» есть стихи о вежливых словах. 

Добрый день.

- Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты
.

Доброго пути

- Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, без слова «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

-А вот из старинного русского пожелания «спаси бог »  родилось слово СПАСИБО - одно из самых распространённых слов в русском языке.

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Простите

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал — забывать.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду

Вывод: Ребята, вот поэтому вы должны как можно чаще  пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. Добрый человек не забывает употреблять в своей речи вежливые слова.

В слове заключена великая сила. Волшебное, ВЕЖЛИВОЕ доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

4.Работа в группах.

«Теоретики и практики»

-Сколько ошибок допущено в этой ситуации? (каждой команде даётся листок с ситуацией)

1.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

(три ошибки: спросить спокойно, извиниться, спросить «Который час»)

2.Мальчики спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. « Здрасьте ,Марья Ивановна»- послышалось с нижнего этажа» Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую.


(три ошибки: по школе не бегают, при встрече с учителем нужно остановиться, здороваться нужно вежливо)

3. Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.

4.На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет.

5. Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц.

«Своя ситуация»

 - У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить на вопросы:

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Правила, которые можно применить в нашем классе.

(вопросы и ситуации для каждой группы отдельно)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

- Привет, Серёга!

- Я сейчас, портфелем Светку стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

А можно ли научиться быть вежливым?

Анализ ситуации «Двое прохожих»

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.

- У вас упала книга! — закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? — удивился тот.

- Конечно, объяснил мальчик, — у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет — всего 5 вещей, а теперь осталось 4.

Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую - книгу, — однако есть правило, которого ты еще не усвоил.

Что это за правило?

5.Предварительная работа. Творческая командировка

Но может быть пополнят этот список наши одноклассники, которые вернулись из творческой командировки? Они наблюдали, как используются вежливые слова в окружающей нас жизни.

Пожалуйста, ребята, вам слово.

1. В библиотеке.

Мой объект наблюдения – родная школа, библиотека.

Чувство благодарности чаще всего выражалось в словах : спасибо, большое спасибо, пожалуйста, помогите.

2.Я наблюдала за тем, как дети приходят в школу, как приветствуют друг друга, взрослых, учителей. Я слышала слова-приветствия: здравствуйте, доброе утро, проходите пожалуйста.

3.В столовой чаще всего я слышал такие волшебные слова: здравствуйте, приятного аппетита, большое спасибо за обед, можно вам помочь убрать со стола

4. В магазине я услышала: здравствуйте, спасибо, большое спасибо, взвесьте ,пожалуйста.

Уч.- Спасибо, ребята, за вашу работу. Приятно, что вы помогли нам расширить словарный запас и давайте постараемся запомнить эти слова и выражения. Поблагодарим же ребят.

Д.- Все (СПАСИБО!)

- Учитель: Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей?

Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.

Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними. 

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит и станет на сердце темно.

Послушай совета мой милый ребёнок,

Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - стыдится!

- Подходит к концу наш классный час. А теперь по­вторим в форме игры, что можно и чего нельзя делать. Если вы согласны - хло­пайте в ладоши, если нет — топайте ногами.

Игра «Вежливо – невежливо»

  • Поздороваться при встрече?

  • Толкнуть – не извиниться?

  • Помочь поднять упавшую вещь?

  • Громко разговаривать, кричать?

  • Обозвать обидным словом соседа?

  • Всегда помнить, что с книгой нужно обращаться бережно?

  • Бежать, расталкивая всех локтями?

  • Ходить в школе только в сменной обуви?

  • Бросать на пол обёртки от конфет, кожуру фруктов, шелуху семечек?

Ну вот, молодцы, ребята, умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть.

Вы честно заслужили приз – мультфильм.

- Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь. 

Итог классного часа.

- Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-лучики, напишите на них волшебные слова. Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лучи к нашему солнышку.

Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг.

- Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные качества? (Воспитанному, вежливому).

Показ мультфильма «Без этого нельзя»

- К какому выводу пришёл щенок в конце мультфильма?

(Я буду умным, вежливым, старательным)

Рефлексия.

♦  Закончите предложение.

•  Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

•  Нам был нужен этот классный час …

•  Я хочу себя похвалить …

•  Я хочу похвалить одноклассников …

•  Я хочу похвалить учителя …

•  Я думаю, что я вежлив, потому что …

•  Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

♦  Чтение стихотворения.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!