СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Если вас взяли в заложники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час : "Если вас взяли в заложники"

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Если вас взяли в заложники"»

Тема: «Правила поведения при захвате в заложники»

Цели:

Обучающие:

- уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников.

- обсудить общие правила поведения для человека, оказавшегося в заложниках.

- овладеть навыками предупреждения опасных ситуаций;

- ознакомить с примерами похищения детей, когда подростки стали жертвами преступлений по причине связей либо с незнакомыми людьми, либо с негативными друзьями;

- отработать методы профилактики для обеспечения личной безопасности обучающихся;

- сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки.

Развивающие:

- развить практические навыки поведения в опасных ситуациях.

- развивать умения и способности обучающихся обсуждать и анализировать опасные ситуации при столкновении с хулиганскими элементами, мышление от общего к частному, объективно оценивать происходящие события.

Воспитывающие:

- формировать у обучающихся выдержку, самообладание, самоконтроль, внимательность, умение правильно оценивать обстановку с прохожими, прогнозировать действия подозрительных элементов, принимать адекватное решение;

- правильное поведение в общественных местах.

Оборудование: учебники, картинки солнце и туча

Ход занятия:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания – 10 мин.

1. Вспомните и расскажите, о каких преступлениях в городах вы знаете.

2. Правила безопасного поведения на улице.

3. Как не стать жертвой преступления

4. Как избежать опасных домогательств

5. Работа по карточкам

6. Разбор задач



Селена Орлова

Мама, знаешь... (детям Беслана)

Мама, помнишь, ты вчера, читая сказку,

Мне сказала, что чудовищ в мире нет?

А вон тот высокий дядя в черной маске,

Что направил на меня свой пистолет?

Мама, знаешь, все же ты вчера ошиблась,

Монстры прячутся под масками людей…

Мам, не плачь… прошу… пока не рассердилась

Тетя с черным автоматом у дверей.

Мама, веришь? Ведь в саду нам говорили,

Что нас школа сразу сделает взрослей,

Не соврали, мама, школа – это сила!

Посмотри вокруг, здесь больше нет детей…

Мама… слышишь?.. а ведь кто-то там снаружи

Прорывается в наш дьявольский капкан!

Монстры, мама, есть, но, знать, и Богу нужен

Ставший плахой детству наш Беслан.

Довольно часто средства массовой информации дают сообщения о захвате заложников, о взрывах в общественных местах, о похищении людей.

Как называются такие противоправные действия?

Террор – ужасная вещь, есть только одна вещь хуже террора: это – безропотно сносить насилия. Как вы понимаете эти высказывания

Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

Запишите тему урока в тетрадь. Тема «Правила поведения при захвате в заложники»

Учебные вопросы.

1. Правила поведения при захвате в заложники

.

Парная работа.

Ребята, на листочках напишите 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции.

Что же такое ТЕРРОРИЗМ?

Терроризм (от латинского TERROR – страх, ужас) – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба... в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.

Никто не хочет подвергнуться насильственному преступлению. Вы согласны с эти ребята? Однако, все мы почему-то уверены, что именно нас минует эта участь. К сожалению, никто из нас не застрахован от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов.

Заложник — это человек, который насильственно задерживается преступниками, целью которых является заставить государство, организацию или других лиц выполнить определённые требования или обязательства как условия освобождения задерживаемого лица. 

-Какие крупные теракты конца 1990- начала 2000-х гг. вам известны?

Примерные ответы учащихся:

- газовую атаку нервнопаралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек),

- взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек),

- взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),

- атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),

захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),

- взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300),

- взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),

- захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших дети).

Ка к показали опросы:



47% в какой-то мере опасаются

34% граждан очень боятся, что жертвами терроризма могут стать они сами или их близкие

10% никогда не задумывались об этом

9% уверены, что теракты не грозят ни им, ни их близким

Но не все население знает, а тем более умеет вести себя в таких ситуациях.

К террористическому акту трудно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Особенно осторожным нужно быть на многолюдных мероприятиях на спортивных состязаниях, на концертах. Возможен захват заложников в самолётах, автобусах и других транспортных средствах. Не исключено, что причиной захвата может явиться требование выкупа с родителей. В этом случае надо сделать всё возможное, чтобы предотвратить такую ситуацию.

Какие правила нужно выполнять, чтобы не стать заложником с целью выкупа?



Для этого надо выполнять следующие правила:

- не хвалиться перед своими товарищами, а тем более перед незнакомыми людьми материальным благополучием семьи;

- быть наблюдательным, замечать происходящие вокруг изменения (например, один и тот же автомобиль но дворе дома, где живёте, и около школы, звонки по домашнему телефону от незнакомых людей, проявляющих интерес к вашим планам);

- для передвижения выбирать оживлённые и хорошо освещённые улицы, избегать кратчайших путей, если они проходят через парки, пустые автостоянки, пустыри, стройки;

- ходить по той стороне улицы, чтобы транспорт двигался навстречу, а не в одном с вами направлении (лучше, соблюдая правила, лишний раз перейти дорогу);

- при нападении как можно больше шуметь, привлекая внимание прохожих.

Захват школы в Беслане.

Утром 1 сентября в СОШ №1 города Беслан, как и во многих городах России, проходила торжественная линейка. В ней участвовали школьники всех возрастов, их родители, родственники учителя и дети дошкольного возраста, которые пришли проводить в классы своих старших братьев и сестер.

Неожиданно торжество прервала автоматная очередь. К школе подъехала группа террористов из 32 человек. Воспользовавшись наведенной паникой, боевики загнали в школу более 1100 человек. Несколько из террористов обошли здание школы, чтобы перерезать пути отступления всем, кто пытался сбежать. К счастью, избежать плена удалось, по разным данным, от 50 до 150 человек. В основном это были старшеклассники, которые в суматохе успели убежать со школьного двора.

Захваченные заложники были загнаны в четыре основные помещения школы Беслана: спортзал, столовую, тренажерный зал и душевую. Судя по всему, террористы досконально изучили план школы, поскольку, несмотря на сложную структуру здания, они хорошо в нем ориентировались.

Первым делом, захватив заложников в Беслане, террористы отобрали у испуганных людей мобильные телефоны, а так же всю фото- и видеоаппаратуру. После чего они забаррикадировали здание школы стульями и партами. Следующим этапом стало минирование школы при помощи взрывчатки, подвешенной на баскетбольных кольцах спортзала и разложенной на стульях.

После всех приготовлений начались самые страшные для заложников часы плена. Страх, чувство безысходности и бессилие охватили всех и каждого. Малейшее нарушение установленных ими правил и требований жестоко каралось. При малейшем шуме и плаче террористы стреляли в потолок из автоматов и вытаскивали из толпы одного из заложников, угрожая его убить.

Первый взрыв прогремел в школе 1 сентября примерно в 16 часов дня. Рядом с заложниками, которые баррикадировали здание, взорвалась одна из смертниц. В результате инцидента погибли несколько заложников, других выживших террористы расстреляли, опасаясь сопротивления с их стороны. Всего был убит 21 человек. некоторым удалось спастись, один из них, 33-летний Аслан Кудзаев, улучив момент, прыгнул в окно и сумел сбежать. Кроме того, спастись удалось еще одному человеку – Юрию Айларову, который сначала притворился мертвым, а затем так же выпрыгнул в окно. Всего в течение первого дня спаслись около 20 человек.

Днем 2 сентября в школу Беслана вошел бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Он стал единственным человеком, которому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. Аушев попытался добиться того, чтобы заложников накормили и напоили, но получил отказ. К счастью, ему удалось добиться освобождения 24 человек – матерей с грудными детьми. Кроме того, через него террористы передали требование признать независимость Чеченской республики Ичкерия, а в обмен пообещали прекратить все вооруженные действия против России на 10-15 лет.

После переговоров с Аушевым террористы перестали выпускать заложников в туалет и приносить им ведра с водой. Из-за жары и царящего в помещениях с заложниками духоты многие просто теряли сознание. Выйти в туалет удавалось единицам. Счастливчики, если их можно так назвать, смачивали водой свою одежду, чтобы напоить ею своих близких.

К утру 3 сентября заложники школы в Беслане обессилили настолько, что уже перестали реагировать на угрозы террористов. Многие теряли сознание и страдали от галлюцинаций.

Здание спортзала частично обрушилось. В панике некоторые из заложников начали убегать. Террористы открыли по ним огонь, убив еще 29 взрослых и детей. Тех, кто остался в спортзале, начали выводить в другие помещения школы, а заложников, неспособных двигаться, неважно дети это были или взрослые, боевики просто убивали на месте.

Взрывы в школе и последующие убийства заложников стали последней каплей терпения. Силовики получили приказ о начале штурма. Террористы оказывали отчаянное сопротивление, используя заложников в качестве «живого щита». Многие бойцы спецназа жертвовали собой, чтобы спасти женщин и детей. Так, майор Роман Катасонов, ворвавшись в школу, обнаружил двух детей, которые прижались к полу. Спасая их от пулеметных выстрелов, он прикрыл их своим телом и погиб.

Другим погибшим силовиком оказался майор «Вымпела» 39-летний Михаил Кузнецов. Находясь под шквальным огнем террористом, он помог эвакуировать более 20 человек, выбежавших из спортзала. Затем, прикрывая группу захвата, он вступил в неравный бой с двумя террористами. Кузнецов уничтожил обоих, но сам получил смертельное ранение.

Во время Теракта в школе Беслана погибли 334 человека: 186 детей в возрасте от 1 до 17 лет, 118 родственников учащихся и просто гостей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ, 2 сотрудника МЧС и один сотрудник МВД.

Воспоминания о событиях тех дней до сих пор болью и тоской отражаются в сердцах людей, даже тех, кого трагедия не затронула лично. Ведь террористы, захватившие школу в Беслане, посягнули на самое святое, что есть в этом мире, – жизнь детей.



Вы подробно узнали о трагедии, которая произошла в обычной школе.

Работая с текстом учебника и памяткой, заполните схему-«кластер»



А теперь подумайте и скажите мне, что же делать, если вас захватили в заложники?

Если в заложники с целью выкупа всё-таки захватили, необходимо:

- быть готовым к тому, что увозить с места похищения могут с заклеенным лейкопластырем ртом, связанными руками, на полу салона автомобиля под ногами у похитителей;

- постараться запомнить детали «путешествия» с места захвата (время и скорость движения, подъёмы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки);

- запоминать все детали места заточения (расположение комнат, окон, дверей, лестниц, этаж); фиксировать своё внимание на всех разговорах, которые ведут преступники, особенностях их речи и поведения;

- не впадать в апатию, не умолять о пощаде, всегда сохранять внешнюю готовность к контакту с похитителями; • не обсуждать с захватчиками сумму назначенного ими выкупа;

не пытаться оказывать сопротивление захватчикам или идти с ними на открытый конфликт — это поможет избежать лишних физических страданий и может улучшить условия содержания.

Если захват в заложники произошёл в транспортном средстве, месте массового пребывания людей (театр, концертный зал, школа), надо соблюдать правила поведения, указанные на схеме.

Правила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей

- Оставаться на своём месте, не привлекать к себе внимания (не задавать вопросов и не смотреть в глаза террористам). 

- Спрашивать разрешения на любое своё действие (передвинуться, открыть сумку, сходить в туалет), не сопротивляться, выполнять требования террористов беспрекословно.

- Не мешать группе захвата проводить операцию по вашему освобождению, лечь на пол и ожидать окончания действий.

- Выполнять все требования сотрудников этой группы, при освобождении выходить как можно скорее, оставив на месте свои вещи (может быть взрыв или пожар).

6. Закрепление –

1. что такое терроризм?

2. Кто такой заложник?

3. Какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы попасть в заложники с целью получения выкупа?

4. Какие отношения следует установить заложнику с людьми, удерживающими его с целью получения выкупа?

5. Перечислите действия заложника, если он вместе с другими людьми захвачен в зале кинотеатра и группа захвата приступила. к операции по освобождению.

7. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Урок дал мне для жизни…

Было интересно…

Я научился…

Было трудно…

У меня получилось …

Я выполнял задания…

Я смог…

Я понял, что…

Я попробую…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось …

9. Вывод. Выставление оценок.

Сегодня мы с вами изучили безопасное поведение при захвате заложников, которое позволяет сохранить здоровье и жизнь. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.

Видел ли кладбище ты у дороги

То, где не вянут в букетах цветы?..

Здесь похоронены жизни осколки,

Сжатые грузом гранитной плиты.

Матери там поседели от горя,

Головы спрятав под черную шаль.

Выпала матери страшная доля,

Спрятать под шалью не сможет печаль.

Воду туда люди носят без устали,

В Тереке нет даже столько воды!

«Пейте ж родные, ведь этими мыслями,

Были заполнены ваши мечты».

Видел ли ангелов ты, улетавших,

С рук материнских в небесную даль?

Видел ли ты, те глаза, что без фальши,

Были чисты словно горный хрусталь?

Лучше б не видели этого вовсе,

Но почему же все это не сон?

О, почему же пришла эта осень,

Жизнь нашу сделав опавшим листом?

Вросла руками мать в просторы неба,

Осиротевших душ ей не прервать полет.

Оборванное, попраное детство,

Теперь в небесном Царствии живет.

И вырвана жизнь из безгрешного тела,

Распята на парте младенца душа.

И красным от крови написано мелом:

«Спаси меня мама от этого зла!»

Разорванных книжек герои – бессильны,

Слезами омыты родные края!

Но где же ты был, мой Господь многоликий

В те черные, страшные дни сентября?!

Где был ты, когда умирая, кричали

Детишки Беслана, надежду храня,

Когда в унисон этим крикам рыдали

Убитые горем родные сердца?!

Спасти не смогли, уберечь не сумели!

Простите, что вас не увидеть нам вновь,

За то, что совсем ничего не успели,

За то, что не дети хоронят отцов…



























Кроссворд
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!