СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я уважаю твоё право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в рамках месячника по правовому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я уважаю твоё право"»

Тема: "Я уважаю твоё право"

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с международными документами о правах человека и закреплёнными в них правами детей.

  • Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, выполнения обязанностей.

  • Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

Эпиграф: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя.» (Латинское изречение)

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа. Подводящий к теме диалог.

- Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей.

Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними пришли и главные вопросы.

  • Что люди могут делать и что не могут?

  • Что они обязаны делать и что не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?


- А что такое право? Найдите, пожалуйста, толкование этого слова в словаре Ожегова.

Класс разделён на две группы и каждая работает со словарём. Отвечает группа, которая первая найдёт толкование слова " право".

Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.


- Где записаны права человека? (Во " Всеобщей декларации прав человека".)

- А конкретно права детей? (В "Конвенции о правах детей".)


Сегодня на классном часе мы будем работать с резюме "Всеобщей декларации прав человека" и "Конвенцией о правах детей".

- Напомните, пожалуйста, что такое резюме? (Это краткий вывод из сказанного, написанного.)

Ребята, я уважаю ваше право на своё мнение и буду рада выслушать всех по теме нашего классного часа «Я уважаю твоё право».

- Скажите, пожалуйста, какие права одноклассников, друзей, а значит и свои, вы уважаете и стараетесь не нарушать.


3. Изучаем Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция – это международное соглашение. В нём государства дают обязательство соблюдать права каждого ребёнка.


Неотъемлемое право ребёнка на жизнь.

Статья 6. Жизнь каждого ребёнка является самым ценным не только для родителей. Каждое государство должно обеспечивать выживание и здоровое развитие детей – своих маленьких граждан.


Защита детей от похищения и торговли.

Статья 11. Обязанность государства заключается в том, чтобы приложить все усилия для предупреждения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды. Дети – не товар, которым можно торговать.


Все дети имеют право на собственную точку зрения.

Статья 12. Каждый ребёнок может свободно высказывать свою точку зрения, причём его мнению должно уделяться внимание при решении любых вопросов, касающихся этого ребёнка.


Дети имеют право на объединение.

Статья 15. Ребёнок имеет право встречаться с другими людьми, вступать в ассоциации, объединения или организовывать их.


Все дети имеют право на личную жизнь.

Статья 16. Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную и семейную жизнь. Недопустимо вмешиваться в переписку детей, нарушать их честь и достоинство.


Все дети имеют право на информацию.

Статья 17. Государство обеспечивает доступ детей к всесторонней информации. Поощряется распространение в СМИ материалов, относящихся к социальным, культурным вопросам развития детей. Государство также предупреждает распространение и влияние вредной для ребёнка информации.


Дети не должны стать жертвами насилия.

Статья 19. Государство защищает детей от жестокого поведения со стороны родителей или других лиц. Ни один ребёнок не может быть предан пыткам, издевательству, незаконному аресту или лишению свободы.


Особая забота о детях-сиротах.

Статья 20. Государство должно обеспечить защиту ребёнку, лишённому семьи, давая соответствующую альтернативу семейному воспитанию.

4. Психотренинг. 

Дети и учитель встают в круг, берутся за руки и поворачиваясь к соседу говорят:

- Я уважаю твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроках.

- Я уважаю твоё право на владение личным имуществом и не буду без разрешения брать линейку.

- Я уважаю твоё право на жизнь и никогда не буду тебя обижать.

- Я уважаю твоё право на собственную точку зрения, поэтому буду всегда слушать тебя внимательно и не перебивать.

- Я уважаю твоё право на личную жизнь, поэтому никогда не буду звонить тебе после 9 часов вечера.

- Я уважаю твоё право на получение информации, поэтому не стану мешать тебе, когда ты читаешь книгу.


- Очень хорошо, что вы знаете и стараетесь уважать права одноклассников.

- Скажите, пожалуйста, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?

(Когда все выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

- Сейчас вы увидите, в какое общество попал герой очень известной сказки, и какие у него были нарушены права.


5. Минутка поэзии.

- Ребёнок имеет право на собственное мнение. Давайте послушаем, что думают дети о мире, в котором живут.


В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы

И где закаты так красивы…

Люблю просторы я страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!



6. Показ отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утёнок". Анализ сюжета.

- Как называется сказка и кто её автор?

- Почему обитатели птичьего двора обижали маленького птенца?

- Скажите, а в жизни бывают подобные ситуации?

- О нарушении, каких прав можно говорить в данном случае?

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?



7. Литературная викторина «Права сказочных героев».


• - В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая шейка, Красная шапочка, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке.)

• - Какие сказочные герои могли пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, Ледяная избушка.)

• -Какая сказочная героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка – путешественница)

• - В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка)

• - В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (Золотой ключик)

• - В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (Мороз Иванович)

• - У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)


8. Сценка и обсуждение поведения героев.


Мальвина. –Здравствуйте, дети!

Буратино. Здравствуйте. (Бурчит под нос.)

Мальвина. Что ты такой не весёлый, Буратино?

Буратино. Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что случилось. Может тебе надо помочь?

Буратино. А что я тебе сказал?

Мальвина. Ничего особенного, но ты так со мной говоришь, что мне неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Буратино. Что у тебя за тон?

Буратино. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но и даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток.

Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушёл. А что плохого я ему сказал?

Мальвина. Ребята, почему обиделся Пьеро? Почему ему неприятна «шутка» Буратино?

А вы так поступаете со своими друзьями?

Можно ли так разговаривать, как Буратино?



9. Анализ рисунков.

Продолжая нашу беседу, хочется обратить внимание на выставку. Каждая группа ребят рисовала рисунки по сказкам, где на их взгляд нарушаются права героев. Внимательно рассмотрите их.

- А сейчас задания для каждой группы.

1. Каждой группе даётся право выбрать 2 любых рисунка "соседей".

2. Обсудить сюжет, проиллюстрированный в нём, назвать сказку и автора.

3. Зачитать из резюме права героев, нарушенные в сказке.

Выслушиваются все мнения желающих высказаться.


- К сожалению, в жизни бывают подобные ситуации. Человек, нарушая права другого, забывая свои обязанности, совершает насилие над животными, над человеком.

Я призываю вас быть очень внимательными и осторожными.

- Как вы думаете, почему нельзя отправляться в поездку, на прогулку с незнакомым человеком?

- Почему нельзя играть на чердаках и подвалах?

Дети высказываются, делают выводы.


10. Наши обязанности.

Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека.

Это ваша обязанность. А что такое обязанность? (Дети ищут толкование слова в словаре Ожегова.)

Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

- Какие обязанности школьника вы знаете?


1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.


- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)


11. Игра «Круговая беседа»

Дети садятся в круг вместе с учителем. Учитель говорит следующие фразы:

- Больше всего мне нравится в себе …

- Я хотел бы быть…

- Моя любимая игра…

- Я думаю, что моё имя значит…

- Я хотел бы узнать про…

- Я чувствую себя счастливым, когда…

- Я испытываю чувство жалости, когда…

- Я больше всего хочу стать…

- Я надеюсь, что когда-нибудь…

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Дети могут пропустить свою очередь, если им захочется.



12. Итог.

- Какое право детей вы считаете самым важным? (право на жизнь) Почему? (выслушиваются все мнения детей)

- А как вы понимаете фразу "я уважаю твоё право на личную неприкосновенность? (Значит не бить, не толкать другого человека, не обижать словом, т. е. беречь его жизнь, как свою.)

- Ребята, что нового для себя вы узнали из нашей беседы?

- Какой вид деятельности вам больше всего понравился?

- Назовите, пожалуйста, тему нашего классного часа. ("Я уважаю твоё право).

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы знали права и обязанности, уважали их, а значит, соблюдали.

- Спасибо вам за беседу. Классный час "Я уважаю твоё право" закончен, но разговор о правах ребёнка мы продолжим на следующей встрече.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!