КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА «ХЛЕБ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ».
1 КЛАСС
ЦЕЛИ: 1) расширить знания детей о том, как хлеб на стол пришёл;
2) воспитывать уважение к нелёгкому, но почётному труду
хлеборобов;
3) вызвать желание бережно относиться к хлебу.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Появляется опоздавший ученик ( в руке что-то завёрнутое в бумагу).
Ребёнок рассказывает «Спускаюсь я по лестнице из столовой и слышу жалобный плач. Никак не могу понять, кто это плачет. Долго искал, но всё же нашёл и в класс принёс.
Догадайтесь, что же я принёс?
Высказывания детей.
Рассматривание кусочка чёрного хлеба.
Почему кусочек хлеба громко плакал?
А ему хочется рассказать всем ребятам, как долго он добирался до школы.
Послушайте его рассказ (дети рассказывают «цепочкой» с демонстрацией слайдов):
Осенью выходит в поле трактор, рыхлит землю.
Зимой к трактору прицепляют снегопах, который снег в валки сгребает.
Зимой на полях на больших тракторных санях вывозят со скотного двора навоз.
Зимой в ремонтных мастерских готовят технику к весне.
Зимой в колхозных лабораториях проверяют и сортируют семена для посевов.
Взойдёт солнце, согреется земля, выйдут в поле культиваторы, чтобы уничтожить сорняки и прорыхлить землю.
Затем пройдёт по полю борона и ещё подрыхлит землю и сохранит влагу.
Наконец, начинается сев. Идут тракторы с сеялками – зерно в землю бросают.
Взошли зерновые, зазеленели поля. Сорняков на полях тоже много. Тогда в помощь хлеборобам прилетает самолёт.
Летом случается беда. Нет дождей, стоит жара. Тогда выходит в поле дождевальная машина.
Пришла радостная пора: созрели хлеба. Дружно выходят в поле комбайны.
По всем дорогам едут машины – везут с полей зерно.
Зерно везут на элеваторы, где оно будет храниться.
С элеватора зерно свезут на мелькомбинаты, смелют в муку.
Муку на хлебозаводы отправят. Там испекут чёрный хлеб.
Оттуда хлеб повезут в магазины.
А из магазина я попал к вам в школу.
Поняли, как я долго добирался к вам. Меня нужно очень беречь.
Ребята, со мною в машине с хлебозавода ехали мои друзья. Назовите их? ( батоны, булки, сушки, баранки, печенье …).
А сейчас мы с вами выйдем в поле. Представьте: лето, август месяц. Идём по тропке. Хлеба – налево, хлеба – направо. Что же тут растёт?
Прочитайте (указатель) – ПШЕНИЦА
А что делают из пшеницы? (манную крупу, вермишель, макароны, белый хлеб …). В народе говорят: «Пшеница – царица полей».
Прочитаем следующий указатель: РОЖЬ
Что даёт людям это растение? (ржаной хлеб, ржаные сухарики).
Посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина «Рожь». Пройдём вот этою дорогой полевою. В голову приходят строки из стихотворения А.Твардовского:
Рожь, рожь … Дорога полевая
Ведёт неведомо куда.
Над полем, низко провисая
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого …
Дорога полевая привела нас на следующее поле. Там растёт ОВЁС, из которого готовят вкусную питательную кашу. Малыши любят овсяные хлопья «Геркулес».
А вот на этом поле растут злаки, из которых делают перловую и ячневую крупу. Это ЯЧМЕНЬ.
Злаковые культуры занимают большую площадь, кажется, перед нами
золотое «море». А почему золотое?
Дует ветер, и по этому морю ходят волны.
Физкультминутка.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты рожь, золотая?
В ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
Какие это «золотые» руки?
Русский народ славит тяжёлый труд хлебопашцев.
А поэты поют славу хлебу и хлеборобам в своих стихах.
- И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки
Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба – ерунда. (Н.Самкова)
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда!
Сколько людям он несёт добра.
Прочитайте и запомните эти слова: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Есть ещё и хлебные слова. Прочитаем их:
Хлеб хлебец
Хлебушек хлебный
Хлебороб хлебопашец
Хлебопёк хлебопекарня
Хлебозавод хлеборезка
- Как их можно назвать? (родственные, родные).
Важные есть ещё слова: «Хлеб – имя существительное. Всё держится на хлебе: и труд, и разум, и красота, и любовь. На нём держится весь род людской».
Сегодня на классном часе вы убедились, как долог путь хлеба от поля до стола. Надеюсь, что вы будете беречь хлеб, и маленький кусочек хлеба не будет плакать.
Слава миру, на Земле !
Слава! Слава! ( слова хором)
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Слава тем, кто хлеб растил!
Слава! Слава!
Не жалел, трудов и сил!
Слава! Слава! (С.Погореловский)