СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Люди науки"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Люди науки" посвящен ученым - землякам, внесшим свой вклад в развитие российской науки в разных областях знаний.  

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Люди науки"»

МАОУ «Бургуйская средняя общеобразовательная школа»























Классный час для 7-8 классов по теме

«Люди науки», посвященный Дню российской науки»

(из цикла «Разговоров о важном»)

















Подготовила: Добдонова Е.Б., классный руководитель 8 класса











2024 год



Классный час по теме «Люди науки нашего села»,

посвященный Дню российской науки

Классный час включен как национально-региональный компонент в цикл «Разговоров о важном» и проведен 8 февраля 2024 года в 7-8 классах в рамках празднования Дня российской науки. Занятие соответствовало целям и задачам нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. В процессе беседы обучающиеся узнали разные факты о людях науки, определили для себя профориентационные ориентиры. Письмо-обращение кандидата филологических наук Дылыковой Ринчин Сандановны послужило призывом к обучающимся для хорошей учебы, достижения жизненных целей, мотивации к изучению разных наук.

Цель: Развитие ценностного отношения обучающихся к достижениям человечества, воспитание гордости за свою страну, малую родину через осознание вклада российских ученых, в том числе земляков в развитие мировой науки.

Задачи:

- Актуализировать и расширить знания обучающихся о выдающихся ученых страны, ученых – земляках;

- Прививать интерес к изучению предметов как основ научных знаний;

- Мотивировать обучающихся на примере ученых-земляков заниматься научно-исследовательской деятельностью.


Ход занятия

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний разговор посвящен Дню российской науки, который с 1999 года ежегодно отмечается 8 февраля. Почему именно 8-го февраля? Этот праздник имеет свою уникальную историю.  8 февраля 1724 года российский император Петр I подписал указ об образовании Академии Наук. Здесь в Академии Наук была открыта обсерватория, где изучали звезды, их расположение на небе, движение небесных тел. Также Петр I поручил членам Академии наук исследовать новые территории в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1925 году Академия наук была переименована в Академию наук СССР, в 1991 — в Российскую академию наук (РАН). Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны. Слайд 2.

День науки – это праздник не только ученых, но и нас с вами. Какое мы имеем отношение к науке?

Ответы обучающихся: в школе мы изучаем разные предметы, дисциплины. Первая встреча с наукой происходит в стенах школы.

Если человек хочет узнать о чем-то новом, открыть что-то неизведанное, он обязательно задает вопрос: «Почему?». С него пробуждается интерес к науке, начинается любое открытие. Оказывается, быть почемучкой похвально, ибо любая наука начинается, и каждый ученый рождается с простого «почему?».

Ребята, скажите, пожалуйста, какие научные открытия совершили наши ученые? Чьи имена известны во всем мире?

Ответы обучающихся: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, и многие другие. Они совершили открытия в разных областях науки. Благодаря им появилось радио, телевидение, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция, лампа накаливания, искусственное сердце и многое другое.

Учитель: Россия – родина многих известных ученых из разных уголков нашей большой страны. Первым бурятским ученым был Доржи Банзаров, уроженец села Нижний Ичетуй Джидинского района. Кроме родного и русского языков, в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, тибетский, калмыцкий и немецкий, написал более 25 научных работ по востоковедению, являлся основоположником просвещения Бурятии. Его имя носит Бурятский педагогический институт, ныне Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова.

Часть 2. Основная (до 20 минут)

Наряду с великими учеными свой вклад в науку вносят наши земляки- выходцы с. Бургуй. В далеком прошлом зародилась легенда о нашем селе, которое расположено у подножия священной горы Байса Хангай, возвышающейся над всеми остальными вершинами и являющейся хранительницей мира и покоя бургуйцев. Со священной горы берут начало две речки Бургуйка и Хуртагинка. Первая называется «Эрдэмэй уhан», что значит река Знаний, а вторая – «Баялигай уhан» - Богатая река течет через село Хуртага и несет в своих водах богатства. В долине, по которой текла река Знаний, стали жить люди, у которых была большая тяга к знаниям, образованию, и поэтому оттуда вышло много талантливых людей, прославивших свою малую родину. Недаром у нас, в Бургуе, хранится священная книга «Юм», которая, по мнению старожилов, помогает молодым людям постигать тайны учения, знаний.

Ребята, обратите внимание, какими известными, выдающимися докторами, кандидатами наук богата наша малая родина, село Бургуй: Гунжитова Г-Х.Ц., кандидат политических наук, Дылыкова Р.С., кандидат филологических наук, Соктоев З.Б., доктор юридических наук, Цыбенов Ю.Б., кандидат биологических наук, Данзанов В.Б., кандидат технических наук, Бакшеев Э.Ш., кандидат медицинских наук, Намсараева Е.М., кандидат экономических наук и др. Каждый из них добился таких высоких званий благодаря своему трудолюбию, упорству, стремлению изучить новое. Я желаю, чтобы вы, ребята, так же, как они, достигли в жизни огромных

Ссылка на видеоролик
https://cloud.mail.ru/public/L1FV/vokgXoKvP

Часть 3. Заключительная (до 5 минут) Учитель.

- Ребята, а какие научные открытия вы сами хотели бы совершить? В какой научной области?

Ответы обучающихся.

Учитель. Кто такой ученый? Каким он должен быть?

Послушаем аудиозапись письма, в котором Дылыкова Ринчин Сандановна, доцент, кандидат филологических наук с добрыми пожеланиями обращается к вам, ребята!

Наука не стоит на месте. Еще много в мире неизвестного и загадочного, возможно, кто-то из вас свяжет свое будущее с наукой и станет в будущем великим ученым. Пусть сегодняшнее занятие станет для вас еще одним шагом к изучению чего-то нового для вас, что перейдет в увлечение, что послужит на пользу людям…

Завершим наше занятие словами напутствия Цыбенова Юрия Бадмажаповича, заведующего лабораторией биохимии почв Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, кандидата биологических наук.

Список использованных источников:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Иностранная литература, 1956.

2. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т.II,СПб.,1891г.

3. Ким Н.В. Доржи Банзаров (Биографический очерк), Улан-Удэ,1997г.

http://irkipedia.ru/content/banzarov_dorzhi_banzarovich.

http://www.e-reading.club/bookreader.php/1008893/Artemov_-_Russkie_uchenye_i_izobretateli.html

К разработке даны приложения 1,

Приложение 1.

Дорогой друг!

На этом занятии ты много узнал о людях науки. Вспомнил, что первым бурятским ученым был простой человек - выходец из сельской местности, который родился на просторах джидинских степей в семье казака.

Путь в науку ... Какой он? Долгий или быстрый? Трудный? Тернистый? Кто такой ученый? Какими качествами он должен обладать?

Ты не поверишь, но путь в науку совершаешь и ты! И она начинается с первых дней твоей учебы в школе.

Открывая для себя математику, обучаясь считать и решать задачи, ты знакомишься с культурными способами действий, которые открыты давно и по этому пути проходят миллионы первоклассников. Ты пойдешь дальше по проторенному пути познания науки “математика”, будешь открывать ее законы, применять их при доказательстве математических гипотез.

Наблюдая за природой и записывая в свой дневник состояние природы, изучая климат местности и т.д. ты формируешь у себя качества настоящего ученого – скрупулезно собирать данные и анализировать их.

Читая различные тексты и постигая их смысл, ты учишься работать с данными и интерпретировать их, моделировать какое-либо понятие.

Потому способы работы ученых подвластны тебе уже за школьной партой!

Используя научные знания из различных областей в практической работе, ты можешь смоделировать робота, которого еще никто до тебя не придумал, изучить свойства и характерные признаки растений - эндемиков, ввести в оборот новый текст легенды, устного рассказа и многое другое.

Главное – стремиться к этому: познавать непознанное, создавать несозданное, открывать неизведанное!

Что значит быть ученым? Это значит быть большим и целеустремленным почемучкой, находить ответы на свои вопросы, проверять гипотезы и описывать их научным языком, языком математики, биологии, ветеринарии, фольклористики и пр. Это человек, умеющий четко планировать свою работу и реализовать свой план. Это человек, очень хорошо владеющий научными методами исследования, к примеру: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и т.д.

Узнаешь слова? Они тебе знакомы?

Да! Да! И ты используешь эти методы на уроках и вне их.

И, наконец, ученый – это человек, очень хорошо владеющий письменным языком, умеющий письменно дискутировать на нем, убеждать людей в верности своих научных положений, доказательств.

Но самое главное, на мой взгляд, ученые – это люди, работающие во благо развития своей родины, во благо своего народа.

В первую очередь, это люди высокой культуры – культуры общения, культуры творчества, культуры отношения к окружающему.

Ондоогоор хэлэхэдэ – энэ хүн үндэр бодолтой, урагшаа һанаатай, һайхан сэдьхэлтэй, хүндэмүүшэ зантай, арад зондоо дуратай хүн гээшэ.


Дылыкова Ринчин Сандановна, доцент, кандидат филологических наук,

заместитель директора Центра

сохранения и развития бурятского языка


Приложение 2.

Дорогие ученики Бургуйской средней школы!

Наша малая Родина – Бургуй – славится замечательными людьми, добившимися успехов в самых разных сферах деятельности. Но самый важный этап в жизни, когда закладываются основы знаний, проверяются способности, раскрываются таланты, они провели стенах родной школы.

Хорошее образование — это важнейшая составляющая жизненного успеха каждого человека, и благодаря нашим лучшим педагогам учащиеся школы уверенно впитывает новые знания и умения. Мы гордимся, когда имена Бургуйских школьников звучат в числе победителей олимпиад и конкурсов, с лучших творческих и спортивных площадок.

Дорогие ребята! Учитесь с удовольствием, получайте новые знания, поддерживайте и помогайте друг другу!

Желаю всем настойчивости, отличных оценок, творчества и насыщенной жизни в школьной жизни! Убежден, что вам по силам преодолеть все трудности, стать по-настоящему успешными людьми и внести свой вклад в развитие нашей Родины!



Цыбенов Юрий Бадмажапович, заведующий лабораторией биохимии почв Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, кандидат биологических наук.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!