Классный час «Мой родной русский язык»
Цель: формировать бережное отношение к русскому языку.
Задачи: воспитывать интерес к изучению русского языка;
познакомить учащихся с историей русского языка;
расширять представление детей о богатстве родного языка;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать речь учеников, мышление, смекалку.
Форма проведения: классный час
Дата проведения: 21 февраля
Целевая аудитория: учащиеся 3-4 классов.
Ход занятия:
(За неделю до классного часа с детьми была проведена предварительная работа, дети были поделены на 2 группы, и каждая группа получила задание)
1.Организационный момент.
2.Постановка темы и цели:
- На доске написаны строки русского поэта и прозаика Александра Яковлевича Яшина
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он певуч
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч ...
Учитель: Ребята, как вы думаете, что автор этих строк хотел до нас донести?
(что русский язык понятен любому человеку, на русском языке было написано много сказок, стихотворений, романов, поэм)
Учитель: Молодцы. Давайте назовем тему нашего классного часа
«Мой родной русский язык».
3.Работа над темой.
Учитель: 1-ая группа ребят нашли толковние слова «язык».
Выходит первая группа ребят и рассказывают значение слова «язык».
Учитель: Наша (2-ая) группа занималась поиском информации о возникновении русского языка и сейчас нам об этом расскажет.
Выходит 2-ая группа рассказывают об истории русского языка.
1.Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, достижения всего человечества, является русский язык.Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения.
2.Русский язык как всякий национальный язык сложился исторически. Его история охватывает века. Русский язык восходит к индоевропейскому праязыку. Этот единый язык распался уже в 3-м веке до н.э.
3.До 7 века древнерусский язык – предшественник современных русского, украинского и белорусского языков – был языком древнерусской народности, языком Киевской Руси.
4.В 14 веке произошло деление восточнославянской группы наречий на три самостоятельных языка (русский, украинский и белорусский) с этого и начинается история русского языка. Вокруг Москвы сплачивались феодальные княжества, формировалось Российское государство, а вместе с ним формировалась русская нация и русский национальный язык.
Учитель: Ребята, как вы думаете почему мы сегодня обсуждаем эту тему?
(Потому что, русский язык - это великий и могучий язык, и мы, россияне, обязаны знать его хорошо и грамотно им пользоваться.)
Учитель: 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник был провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Тогда было решено отмечать этот день начиная с 21 февраля 2000 года. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч языков.
«Плохих» и «хороших» языков не бывает, как не бывает «плохих» и «хороших» народов. Любой язык - это орудие, но не только орудие - он и зеркало. Зеркало жизни и труда народа, зеркало его общественного развития, зеркало связей этого народа с другими народами. Во всех странах большое внимание уделяется языкам - их сохранению, развитию, обогащению.
Помните, что владея родным языком и уважая другие, вы показываете свой культурный уровень.
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славянско-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек! Вот и мы сейчас проверим, являемся ли мы знатоками своего родного языка.
4. Конкурсная часть.
1-й конкурс - «Собери словечко»
-Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
1-й команде
Корень в слове «вязать»,
Приставка в слове «замолчать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба» (Завязка )
2- й команде
Корень в слове «снежинка»,
Приставка в слове «подъезжал»,
Суффикс в слове «лесник»,
Окончание в слове «стол».(Подснежник.)
2-й конкурс «Крылатые выражения».
Разговаривая друг с другом, мы часто используем меткие слова, крылатые выражения. А знаете ли вы их значения? Раскрой смысл крылатых выражений.
ВО ВЕСЬ ДУХ— ( БЫСТРО) РУКОЙ ПОДАТЬ—(БЛИЗКО)
ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК— (ЗАМОЛЧАТЬ) ЗНАТЬ НАЗУБОК—(ВЫУЧИТЬ)
ВОДИТЬ ЗА НОС—(ОБМАНЫВАТЬ) СКАЛИТЬ ЗУБЫ—(СМЕЯТЬСЯ)
3-й конкурс «Отыщи родственников»
1-й команде
Вода, водитель, водяной, водный, водичка
Дивный, удивиться, диван
2-й команде
Лес, лестница, лесничий, лесной, лесок
Левый, налево, лев
4-й конкурс «Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха =?
Куртка – тка +ица=?
Черный – ый + о + слива – а = ?
Чистый – ый + о + тело –о = ?
Сосна – на + ка = ?
5 – й конкурс «Сыщики»
Прослушать песню “Учат в школе” и найти глаголы.
6 – й конкурс «Закончи пословицу»
Команды должны вспомнить и назвать конец пословицы.
Не рой яму другому - … сам в неё попадёшь.
Встречают по одёжке - …провожают по уму.
Повторенье - ... мать ученья.
Что посеешь - … то пожнёшь.
Ученье свет, … а не ученье тьма.
Терпенье и труд - … всё перетрут.
Под лежачий камень … вода не течет.
Сделал дело - … гуляй смело.
Слово не воробей - … вылетит, не поймаешь.
7 – й конкурс «Закрепляй- ка»
Перед вами ватман, изобразите, что вы сегодня делали на классном часе.
(Дети создают коллаж).
5.Итог классного часа. (Подведение итогов, награждение победителей)
Молодцы, ребята, вы очень хорошо постарались. Я вас поздравляю и вручаю вам медали знатоков русского языка.
Часто говорят: «Хлеб – всему голова!», так и русский язык – «голова» всех наук! И мне бы очень хотелось, чтобы вы все выросли грамотными людьми, с которым будет интересно общаться на разные темы!
Использованные ресурсы:
Весёлая грамматика. В.Волина.–М.: Знание, 2010
Предметные недели и праздники/авт.-сост. И.В.Аверьянова, Н.Н.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2014
Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения /авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2011
Газета «Начальная школа», №11/2007
http://www.forlove.com.ua/aforizmy_o_russkom_yazyke_citaty_i_vyskazyvaniya_pro_russkuyu_literaturu_frazy_velikih_ludei_o_velikom_russkom_yasyke
slovonevorobei.ru›aforizm/tema_aforizm_300_1.shtml
vseposlovici.ru›афоризмы/