СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мы против коррупции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа для учеников 9 класса "Мы против коррупции" включает определение понятия "коррупция", рассмотрение форм и видо коррупции, ситуации коррупционного характера. В приложении содержатся файлы для демонстрации.

Просмотр содержимого документа
«Классный час Мы против коррупции»

МБОУ г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа №4»

Классный час на тему «Мы против коррупции»

Учитель Элефтерьяди И.В.

9 класс

Цель: Воспитание гражданской ответственности и правового самосознания подрастающего поколения.

Задачи:
1. Образовательная: определить понятие «коррупция», формы проявления коррупции, ее последствий.

2. Развивающая: расширить кругозор обучающихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы общества и государства.

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию подрастающей молодежи.

Вступление. Разгадайте ребус (коррупция) и определите тему классного часа. Коррупция, как социальное явление, является наболевшей веками проблемой человечества. По инициативе ООН 9 декабря принято считать международным днем борьбы с коррупцией. Давайте сегодня раскроем содержание понятия «коррупция», рассмотрим формы проявления в современном обществе, последствия для страны и каждого гражданина и попытаемся найти пути борьбы с этим злом.

Во все времена общество боролось с коррупцией. Аристотель говорил: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов…устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». Актуальность борьбы с коррупцией не угасла и в наше время. Президент России В.В.Путин сказал: «Коррупция деморализует общество, разлагает власть и госаппарат» Слайд Правовую основу борьбы с коррупцией в нашей стране составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры. (Слайд)

С понятием «коррупция» вы встречались на уроках литературы, истории, обществознания. Русские писатели в своих произведениях часто изобличали пороки чиновничества: казнокрадство, взяточничество, произвол. Прослушайте внимательно отрывок из произведения:
«Один городничий тоже славился бескорыстием, а, сверх того, любил богу молиться и ни одной церковной службы не пропускал. И бог ему за это посылал. Увидевши, что городничий взяток не берет, а между тем пить-есть ему надобно, обыватели скоро нашли средство, как этому делу помочь. Кому до городничего дело есть, тот купит просвирку, вырежет на донышке мякиш да и сунет туда по силе возможности: кто золотой, кто ассигнацию. А городничий просвире всегда очень рад. Начнет кушать и вдруг — ассигнация! «Домнушка! Дети! — кликнет он домочадцев, — посмотрите-ка, что нам бог послал!» … И все радуются…». Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина». (Слайд)

  2. О чем идет речь в отрывке? Законно ли городничий поступает городничий? Почему? А горожане? (злоупотребление должностными полномочиями, взятка)

В народе говорят:

  • «Перед богом ставь свечку, перед судьей мешок»

  • «Законы святы, да законники супостаты».

Объясните, о чем речь в этих поговорках. (Беседа с учениками). Вспомните, какие еще крылатые выражения отражают коррупционную деятельность? (Слайд)

Ученикам предлагается дать определение понятия «коррупция» и привести примеры из жизни. (Обсуждение ответов. Проводится дополнение сведений).

«Коррупция» (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. (Слайд). Выделяют три вида коррупции (Слайд).

Историческая справка. Коррупция появилась еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами. Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством говорилось, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Были перечислены 40 способов хищения казенного имущества и сделан вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. В России первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIII в. (Слайд ) Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления. Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. При Петре в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг. (Слайд ) После смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, к фиксированному жалованию Россия вернулась только при Екатерине II. В советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью. Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел. Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию. В настоящее время отношение к мздоимцам мягче, значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. Россия сегодня входит в число 50 самых коррумпированных стран мира, но гордиться здесь нечем.

Наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, коррупция. Задумывались ли вы, почему это происходит в нашей стране? Назовите причины, вследствие которых коррупция процветает в нашей жизни. (Работа в группах).

  • Низкая заработная плата госслужащих.

  • Незнание законов.

  • Желание легкой наживы.

  • Нестабильность в стране, низкий уровень жизни в стране.

  • Слабая развитость государственных институтов, частая сменяемость должностных лиц.

  • Коррупция как привычка.

Другие причины, которые называют ученики, необходимо рассмотреть.

В каких формах коррупцию можно встретить в жизни общества? (Слайд) Определите, является ли ситуация коррупционной? (Беседа)

  1. В сельской местности администрация угрожает жителям, что не завезет корма, уголь, дрова, если они не проголосуют за «нужного» кандидата на выборах. (Превышение полномочий)

  2. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  не заполнил протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя. (Взятка)

  3. В благодарность за то, что врач вылечил тяжелобольного ребёнка, мать подарила врачу букет из цветов своего сада. (Это не коррупционная ситуация)

  4. Родственникам тяжелобольного врач недвусмысленно говорит, что требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется ждать очень долго. (Вымогательство)

  5. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях. (Злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств)

Какие сферы жизни на ваш взгляд наиболее поражены коррупцией? Работа в группах: ученикам выдается карточка с названием сферы жизни:

  • таможенная служба;

  • медицинская организация;

  • автоинспеция;

  • судебные органы;

  • налоговая служба;

  • образование.

Необходимо смоделировать возможные коррупционные ситуации. (Слайд)

В чем опасность коррупции для общества? (Беседа)

  • Угрожает демократии и правам человека

  • Нарушает принципы равенства и социальной справедливости

  • Разрушает основы государственного устройства

  • Снижает международный имидж страны. (Слайд)

Народ чувствует свою беспомощность, видя, как зло побеждает добро, как безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием, по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. (Слайд)

Какие способы решения этой проблемы вы можете предложить? (Работа в группах)

  • прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и другие виды коррупции;

  • повысить зарплату (и не только чиновникам);

  • честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;

  • проводить антикоррупционную пропаганду, повышать информированность граждан; ориентировать людей на положительные поступки;

  • открытость в СМИ.

Заключение. Только если общество в целом, и каждый человек поменяет свой менталитет, можно будет справиться с коррупцией. (Слайд) К счастью, не только взяточничество, хищения, мошенничество и коррупция правят на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые поступки, не требуя взамен ничего. Помощь людям, попавшим в беду, помощь детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении, строительство детских центров, храмов… «Всем миром» собирает наш народ средства, чтобы возвести дома погорельцам, помочь людям, оказавшимся во власти стихийных бедствий... Существует добрая традиция желать «Бог в помощь» тем, кто трудится. Нужно делать добро, привлекая к этому своих родных и друзей. Не оставайтесь в стороне! Спасибо за внимание. (Слайд)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!