СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Что такое коррупция?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Что такое коррупция?"»

«ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?»

                                                         

 

«Нечестно нажитое впрок не идет»

(восточная мудрость)

Форма проведенияклассный час

Возраст обучающихся8 классы

Время проведения: 45 мин

Оформление:

Тема и эпиграф записаны на доске. Заранее подготовлен лист ватмана с яркой надписью вверху: «STOP коррупция» (можно разместить на доске). Заранее подготовлен лист ватмана (или половина листа) с нарисованным деревом – яблоней, и отдельно «яблоки» (можно  просто кружочки) такого размера, чтобы можно было уместить надписи. Столы и стулья в кабинете расставлены таким образом, чтобы детям было удобно работать по группам (3 больших стола и стулья вокруг). На столах надписи: 1 группа, 2 группа, 3 группа. На каждом столе лежат 2запечатанных конверта с раздаточным материалом, толковый словарь русского языка, фломастеры или цветные ручки.

Подготовительная работа с обучающимися:

1) анкетирование

2) предварительная работа школьников со словарем и справочником по заданию учителя

3) создание трех творческих групп.

Используемое оборудование:

  • план-конспект

  • раздаточный материал

  • компьютер

  • проектор

  • экран

Цель: содействовать формированию антикоррупционного сознания среди обучающихся 8 классов

Задачи:

Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями способами борьбы с ней.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране. Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.

Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков.        На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.


Ход мероприятия:

I этап. Организационный момент-3 мин.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о коррупции. Тема нашего классного часа «Что такое коррупция?» Вы недавно заполняли специальные анкеты, сегодня я хочу вас познакомить с результатами (учитель сообщает, сколько человек приняло участие в анкетировании, какие были заданы вопросы, называет варианты ответов и процент ответивших). А теперь внимание! Переходим к главному. И сейчас давайте посмотрим отрывок из спектакля по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»(приложение №2)

Просмотр отрывка-5 мин.

Учитель: Ребята, о чем, этот отрывок? Ответы обучающихся (о том, что в городе все ждали ревизора, и боялись его приезда. Хлестакова по ошибке приняли за проверяющего. Все чиновники пытались дать ему деньги или еще как-то угодить)

Учитель: вы все поняли правильно, молодцы. А теперь пред вами задача - определить, что же такое коррупция.

II этап.Мозговой штурм-10 мин

Задача учителя на данном этапе, чтобы дети поняли, что такое коррупция, взятка. Все 3 группы работают с раздаточным материалом (карточки с пословицами о взятках по 2 на группу).

Задание №1  5 мин

Учитель:«Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя!» Ребята, перед вами на столах лежат конверты с номером 1 (приложение№3). Вскройте их. Задание для трех групп одинаковое – вы должны продолжить пословицы и объяснить их значение.

Задание №2   5 мин

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат толковые словари русского языка. С помощью словаря, опираясь на предыдущее задание,сформулируйте своими словами, что такое коррупция? Вспомните отрывок их спектакля, приведите пример коррупции. Свой ответ запишите, а потом вы должны будете его зачитать. (1 ответ от каждой группы, зачитывает один представитель)Заслушиваются ответы обучающихся. Учитель при необходимости поправляет, уточняет, еще раз проговаривает, что такое коррупция.

III этап«Немного из истории»  5 мин

В рамках подготовительной работы дети  по группам получили домашнее задание найти примеры наказаний за взятки на Руси в 16-17 вв.Учитель дает слово по очереди 1 ученику от каждой группы. Основная задача этапа,  чтобы школьники  поняли, что взятка – это преступление, за которое всегда сурово наказывали. Этот вывод может сделать учитель в конце, подытоживая сказанное.

Учитель: Наступает время перейти к следующему этапу и узнать, как же поступали со взяточниками на Руси. Дома вы заранее подготовились, и сейчас мы заслушаем представителя от каждой группы. Итак, начинаем.

1-ый ученик.В период царствования Ивана Грозного взяточничество было официально признано тяжким преступлением. Изобличённые подвергались телесным наказаниям: виновному привязывали к шее вещь, взятую им в подарок, например, кошелёк, серебро, жемчуг, солёную рыбу. Впервые в качестве наказания была применена смертная казнь: дьяка, который принял в качестве взятки жареного гуся, начинённого монетами, вывели на торговую площадь, и четвертовали.

2-ой ученик. Соборное Уложение 1649 г. тоже осуждало взяточничество. К нарушителям применялись достаточно суровые меры: от денежного взыскания и запрета на должность до «битья кнутом или батогами (в зависимости от сословия), казни либо отсечения руки. Должностное лицо, уличённое в коррупции, должно было вернуть взятые подарки и подвергнуться правежу, т. е. битью батогами. Размер штрафа мог колебаться, по свидетельству современников, от 500 до 1000 рублей. Дьяков наказывали кнутом, привязав к шее взятую в подарок вещь, а затем отправляли в ссылку. Судьи за взятки подвергались казни.

3-ий ученик. В 1648 году в Москве произошел Соляной бунт. Непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством высокопоставленных чиновников. Особенно отличились возглавлявший Земский приказ Л.С. Плещеев, который по ложным обвинениям сажал людей в тюрьму и освобождал только за взятку, а также руководитель пушкарского приказа П.Т. Трахониотов, который присваивал жалованье служилых людей. Во время бунта участники потребовали выдать упомянутых лихоимцев народу, что и было сделано. Палач вывел Плещеева на площадь, и полпа буквально растерзала взяточника. На следующий день печальная участь постигла и Трахониотова. Его водили с колодкой на шее по столице, а затем казнили. Это послужило хорошим уроком для других чиновников.

Учитель: Спасибо. А какие выводы мы можем сделать из услышанного? Ответы обучающихся (в 16-17 веках взяточничество было распространено.Но тех, кто был пойман, сурово наказывали, и даже могли казнить)

IV этап. «Последствия коррупции и способы борьбы с ней» (1О мин)

Учитель: Да, действительно, продажные чиновники даже в то время очень сурово наказывались. Уже тогда люди понимали, насколько коррупция вредна для общества. Давайте и мы с вами подумаем, к каким отрицательным явлениям она приводит?Ответы детей.

Учитель: коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а, как следствие, пренебрежение его нормами. Не случайно в 2004 году Организацией Объединенных наций 9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. 5 мин

Задание № 1 «Яблоня» 5 мин

Возможна подготовка ответов заранее в ходе подготовительной  работы. Учитель комментирует результат, кратко говорит о предложенных способах. Дети работают сначала по группам, а затем выходит один представитель от каждой группы и свои «яблоки» прикрепляет к дереву.

Учитель: Ребята, перед вами дерево-яблоня. И отдельно нарисованные «яблоки». Подумайте, какими способами можно бороться с коррупцией. Каждая группа должна придумать 2 способа, но постарайтесь не повторяться!Запишите их на «яблоках». Пусть один представитель от группы зачитает ответы, а потом повесит «яблоки» на «дерево».

Возможные ответыобучающихся:

1.Ужесточить законодательство об ответственности за дачу и получение взяток 2.Повышать уровень зарплат чиновникам 3. Усилить контроль за работой чиновников, чтобы они выполняли свои обязанности 4. Воздействовать на психологию, мировоззрение людей, чтобы не предлагали взяток чиновникам 5. Устроить пропаганду против коррупции в СМИ 6. Повышать уровень правовой грамотности людей.

V этап. «Коррупция или нет?» 5 мин

Учитель: А сейчас вам предстоит проверить себя, как вы поняли, что такое коррупция. Перед вами на столах лежат конверты с номером 2 (приложение№ 4). Вскройте их. У каждой группы на карточке записаны 2 ситуации. От группы будут отвечать 2 человека, каждый прочитает свое задание вслух, и скажет, где есть коррупция, а где ее нет, и почему. Другие группы слушают и при необходимости поправляют. Итак, начали.

VI этап. Подведение итогов 2 мин

Учитель: Молодцы. Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали.  Что же нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Ответы детей.

Учитель: взятка калечит души людей, причем всех без разбора, будь то чиновник или проситель. Взятка и правовое государство несовместимы. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь настанет время, о котором безуспешно мечтал герой пьесы А. Н. Островского «Доходное место» Жадов: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного»... Не зря эпиграфом нашего классного часа стали слова «Нечестно нажитое впрок не идет».

VII этап «Рефлексия» 2 мин

Дети работают уже не в группах, по желанию на листе ватмана с надписью «STOP коррупция»

Учитель: Перед вами чистый лист ватманаЯ прошу вас выразить ваше отношение к проблеме коррупции. Пожалуйста, нарисуйте или напишите что-нибудь, что вы хотите сказать по нашей теме.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1 Анкета

  1.Знакомо ли тебе понятие «коррупция»?

а) да, я знаю, что это такое

б) нет, не знакомо

в) затрудняюсь ответить

2. Что такое коррупция?

а) это такое дерево

б) это дача и получение взятки

в) это такое животное

г) это подкуп чиновника

3. Надо ли бороться с коррупцией?

а) да, надо

б) нет, она вреда не приносит

в) затрудняюсь ответить

Приложение № 2Отрывок из спектакля по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

Явление VII

 Хлестаков, потом Осип.

 Хлестаков. Право, как будто бы и не ел; только что разохотился. Если бы

мелочь, послать бы на рынок и купить хоть бы сайку.

 Осип  (входит).  Там  зачем-то   городничий  приехал,  осведомляется  и

спрашивает о вас.

 Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Экая бестия трактирщик, успел уже

пожаловаться! Что, если он в самом  деле потащит меня в  тюрьму? Что ж  если

благородным образом, я, пожалуй... нет, нет, не хочу! Там в городе таскаются

офицеры  и народ, а  я,  как  нарочно,  задал  тону и  перемигнулся  с одной

купеческой дочкой... Нет, не хочу... Да что он, как он  смеет  в самом деле?

Что я  ему,  разве купец или ремесленник? (Бодрится и  выпрямляется.) Да я

ему  прямо  скажу:  "Как вы  смеете,  как вы..." (У дверей  вертится  ручка;

Хлестаков бледнеет и съеживается.)

Явление VIII

 Хлестаков, городничий и Добчинский. Городничий, вошёл, останавливается.

Оба     в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.

 Городничий  (немного  оправившись  и  протянув  руки  по  швам).  Желаю

здравствовать!

     Хлестаков (кланяется). Мое почтение...

     Городничий. Извините.

     Хлестаков. Ничего...

     Городничий.  Обязанность  моя,  как  градоначальника  здешнего  города,

заботиться  о  том,  чтобы  проезжающим  и всем  благородным  людям  никаких

притеснений...

     Хлестаков  (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко).

Да  что ж  делать? Я не  виноват...  Я, право,  заплачу...  Мне  пришлют  из

деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей.

     Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп

- он  черт знает чего плеснул  туда, я должен был выбросить его за окно.  Он

меня морит  голодом по целым дням... Чай  такой странный, воняет рыбой, а не

чаем. За что ж я... Вот новость!

     Городничий  (робея).  Извините, я, право,  не виноват. На  рынке у меня

говядина  всегда  хорошая.  Привозят  холмогорские  купцы,  люди  трезвые  и

поведения хорошего. Я уж  не знаю, откуда он берет такую. А если что не так,

то ... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

     Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть

в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да  как вы смеете?.. Да вот я... Я служу

в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

     Городничий (в  сторону). О господи ты боже,  какой сердитый! Все узнал,

все рассказали проклятые купцы!

     Хлестаков  (храбрясь). Да  вот вы хоть тут со всей своей командой -  не

пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?

     Городничий (вытянувшись и дрожа  всем телом).  Помилуйте,  не погубите!

Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.

     Хлестаков. Нет,  я не  хочу! Вот еще? мне какое дело? Оттого, что у вас

жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется.

     Нет, благодарю покорно, не хочу.

 Городничий   (дрожа).   По   неопытности,   ей-богу   по   неопытности.

Недостаточность  состояния... Сами извольте посудить: казенного жалованья не

хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к

столу что-нибудь  да  на  пару  платья. Что  же до  унтер-офицерской  вдовы,

занимающейся купечеством, которую я будто бы  высек, то это клевета, ей-богу

клевета. Это выдумали злодеи  мои; это такой народ, что на жизнь  мою готовы

покуситься.

 Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В  размышлении.) Я не

знаю, однако ж, зачем  вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской

вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до

этого  вам  далеко... Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги,

но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

 Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул!  какого туману

напустил!  разбери  кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну да

уж попробовать не куды пошло! Что будет,  то будет,  попробовать  на  авось.

(Вслух.)  Если вы точно имеет  нужду в  деньгах или в чем другом, то я готов

служить свою минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков.  Дайте,  дайте  мне  взаймы!   Я  сейчас  же  расплачусь   с

трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не  трудитесь

считать.

Хлестаков (принимая  деньги). Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю

их из деревни... у меня это вдруг... Я вижу, вы  благородный человек. Теперь

другое дело.

Городничий  (в  сторону). Ну, слава  богу! деньги взял. Дело,  кажется,

пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул.

     Хлестаков. Эй, Осип!

     Осип входит.

     Позови сюда трактирного слугу! (К городничему  и Добчинскому.) А что же

вы  стоите?  Сделайте  милость,  садитесь.  (Добчинскому.)  Садитесь,  прошу

покорнейше.

     Городничий. Ничего, мы и так постоим.

     Хлестаков.  Сделайте  милость,  садитесь.  Я   теперь  вижу  совершенно

откровенность  вашего  нрава и радушие, а то, признаюсь, я уж  думал, что вы

пришли с тем, чтобы меня... (Добчинскому.) Садитесь.

     Городничий  и Добчинский  садятся.  Бобчинский  выглядывает  в  дверь и

прислушивается.

     Городничий (в сторону). Нужно быть  посмелее.  Он  хочет, чтобы считали

его  инкогнито. Хорошо, подпустим и мы турусы; прикинемся, как будто совсем

и не знаем, что он за человек. (Вслух.) Мы, прохаживаясь по делам должности,

вот  с  Петром  Ивановичем  Добчинским,  здешним помещиком, зашли нарочно  в

гостиницу, чтобы  осведомиться, хорошо ли содержатся проезжающие, потому что

я не так, как иной  городничий,  которому  ни до чего дела  нет; но я, кроме

должности,  еще  и  по  христианскому  человеколюбию  хочу,  чтобы   всякому

смертному оказывался хороший  прием,  -  и вот, как будто в награду,  случай

доставил такое приятное знакомство.

     Хлестаков.  Я  тоже  сам очень  рад. Без вас  я,  признаюсь,  долго  бы

просидел здесь: совсем не знал, чем заплатить.

     Городничий  (в  сторону).  Да,  рассказывай,  не знал,  чем  заплатить?

(Вслух.) Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?

     Хлестаков. Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню.

    Городничий  (в сторону, с лицом, принимающим  ироническое выражение). В

Саратовскую  губернию! А? и  не покраснеет!  О, да с ним  нужно  ухо востро.

(Вслух.)  Благое  дело изволили предпринять. Ведь вот  относительно  дороги:

говорят,  с одной стороны, неприятности насчет задержки  лошадей, а ведь,  с

другой стороны, развлеченье для  ума. Ведь вы, чай, больше  для собственного

удовольствия едете?

    Хлестаков.  Нет, батюшка  меня требует. Рассердился старик, что  до сих

пор  ничего не  выслужил в  Петербурге.  Он думает,  что так вот  приехал да

сейчас  тебе  Владимира в петлицу  и  дадут.  Нет, я  бы  послал  его самого

потолкаться в канцелярию.

    Городничий (в  сторону).  Прошу  посмотреть,  какие  пули  отливает!  и

старика отца приплел! (Вслух.) И на долгое время изволите ехать?

    Хлестаков. Право, не знаю. Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как

бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что

ж,  в  самом  деле,  я  должен  погубить  жизнь с  мужиками?  Теперь  не  те

потребности, душа моя жаждет просвещения.

     Городничий (в сторону). Славно завязал узелок! Врет,  врет - и нигде не

оборвется!  А ведь какой невзрачный, низенький,  кажется, ногтем бы придавил

его. Ну,  да, постой, ты у меня  проговоришься. Я тебя  уж заставлю побольше

рассказать!  (Вслух.)  Справедливо изволили  заметить.  Что можно  сделать в

глуши? Ведь  вот хоть  бы здесь: ночь не спишь, стараешься для отечества, не

жалеешь  ничего, а награда неизвестно  еще  когда будет.  (Окидывает глазами

комнату.) Кажется, эта комната несколько сыра?

     Хлестаков. Скверная  комната, и клопы такие, каких я нигде не  видывал:

как собаки кусают.

     Городничий. Скажите! такой просвещенный гость, и терпит - от кого же? -

от каких-нибудь негодных клопов, которым бы и на свет не следовало родиться.

Никак, даже темно в этой комнате?

     Хлестаков. Да, совсем  темно. Хозяин  завел  обыкновение  не  отпускать

свечей.  Иногда  что-нибудь хочется сделать,  почитать  или  придет фантазия

сочинить что-нибудь, - не могу: темно, темно.

     Городничий. Осмелюсь ли просить вас... но нет, я недостоин.

     Хлестаков. А что?

     Городничий. Нет, нет, недостоин, недостоин!

     Хлестаков. Да что ж такое?

     Городничий. Я  бы  дерзнул...  У  меня в доме  есть прекрасная для  вас

комната, светлая, покойная...  Но нет, чувствую сам, это уж  слишком большая

честь... Не рассердитесь - ей-богу, от простоты души предложил.

     Хлестаков. Напротив,  извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее

в приватном доме, чем в этом кабаке.

     Городничий. А уж я так  буду рад! А уж как жена  обрадуется! У меня уже

такой  нрав:   гостеприимство   с   самого  детства,  особливо  если   гость

просвещенный  человек.  Не подумайте, чтобы я  говорил это из лести; нет, не

имею этого порока, от полноты души выражаюсь.

     Хлестаков. Покорно благодарю.  Я сам тоже - я не люблю людей двуличных.

Мне очень нравятся ваша откровенность и радушие,  и  я бы, признаюсь, больше

бы ничего  и не требовал, как  только оказывай мне преданность  и  уваженье,

уваженье и преданность.

Приложение №3 Пословицы

__________________________________________________________________

«Не подмажешь, не …..»

«Рука руку…. »

__________________________________________________________________

«Закон – что дышло, куда повернешь – туда и …..

«Возьми на калачи — только дело …. ».

__________________________________________________________________

«Не подмажешь – не…. ».

«От трудов праведных не нажить ….».

__________________________________________________________________

Приложение№4 Ситуации

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов из своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С.  использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

__________________________________________________________________

3. Кандидат в депутаты договорился  фирмой о  финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал   помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

__________________________________________________________________

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего  время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

_______________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!