СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему:"Хочу,могу,надо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему:"Хочу,могу,надо"»

Классный час в 8 классе «Хочу-могу-надо»

Эпиграф: «…Все профессии важны,
Все профессии нужны!

Ведь профессий, друг мой, много!
Выбирай свою дорогу…»

Цели: углубить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Подготовка к классному часу и материальное сопровождение: авторская мультимедийная презентация (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2).

Оформление доски: тема, эпиграф к классному часу.

Методы воспитательной работы: беседа, игровые методы, решение проблемных ситуаций, психологический тренинг, психологическое тестирование, работа в парах.

Целевая аудитория: 14-15 лет

Продолжительность классного часа – 20 мин.

Ход классного часа:

I Мотивация. Определение темы и целей занятия.

Классный час начинается с чтения стихотворения учащимися, которое сопровождается показом слайдов № 2-7

Лётчик водит самолёт,
На такси таксист везёт,
Доктор лечит нас, людей,
Ветеринар лечит зверей,
Повар варит нам и жарит,
А актриса развлекает,
Для нас и пляшет и поёт,
Настроенье создаёт.
Модельеры и портнихи
Одевают всех нас лихо.
Дворник тоже нужен нам,
Он убирает грязь и хлам.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий, друг мой, много!
Выбирай свою дорогу,(слайд 1-4)


Классный руководитель (обращает внимание детей на эпиграф к классному часу). Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий (слайд 8). И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Учащиеся определяют цели классного часа. (слайд 9)

II Игра «Азбука профессий».

Классный руководитель. Я уже сказала, что профессий очень много (слайд 10). Давайте выясним, сколько профессий знаете вы. Поиграем в игру «Азбука профессий». На каждую букву своего имени назвать профессию, например, К - курьер, каскадёр, кондитер, космонавт, кочегар, киноактёр и т.д. А – астронавт, археолог, архитектор, адвокат, альпинист… Р – режиссёр, резчик по дереву, радиоведущий, репортёр, рентгенолог, редактор…и т.д.

Учащиеся готовятся и отвечают.

I11 Игра «Самый - самый».

Классный руководитель. Все профессии хороши. Давайте определим, в чём особенности некоторых профессий. Поиграем в игру «Самый-самый» (слайд 11). Некоторые вопросы будут шуточными.

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

Самая денежная (банкир, модель,....);

Самая волосатая (парикмахер, ....);

Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);

Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Самая общительная (журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник)

Самая опасная – (сапер, каскадер)

Самая бумажная – (бухгалтер, экономист, библиотекарь)

4.Далее проводит веселую игру “Правильно, неправильно. Он – она”.(заодно вспомним правила русского языка)

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стрелок.)

8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

10. Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

Классный руководитель. Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

VI Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе. Как же выбрать правильно профессию, чтобы не ошибиться?

VIII. Попытки разрешения проблемы.

  1. Тренинговое упражнение «Рука судьбы».

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Классный руководитель предлагает взять, не глядя, из коробочки листочек, на котором написано название какой-то профессии. Далее участник разворачивает листочек и с уверенностью говорит: «Я хочу стать…» и читает, что написано на листочке.

Классный руководитель. Совпали ваши желания с тем, что вы вытянули? Почему?

Учащиеся отвечают на вопрос и должны прийти к выводу, что выбор профессии не должен быть случайным.

Классный руководитель. Мы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии (слайд 12). Это давление родителей, переоценка своих возможностей, погоня за модой, выбор профессии за компанию, подражание героям кинофильмов, незнание особенностей выбранной профессии. Но как же тогда выбрать правильно свой путь в жизни, свою профессию?

  1. Обсуждение легенды.

Классный руководитель. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду (слайд 13). Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).

Классный руководитель. В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Приходят к выводу, что главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе (слайд 14).

IX. Выход из проблемы.

  1. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста,(вспомним математику) что получится, если длину этой классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов названия классного часа: = осознанный выбор профессии.)

Как объяснить эту формулу? (слайд 15). В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

X. Применение знаний и умений.

1) Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами (слайд 16). Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (слайд 20).

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Ребята, наверняка вы на уроках профориентации проводили более серьезные тесты . В нашей стране принято пользоваться классификацией
профессора Евгений .Александровича Климова. Его классификация делит все профессии
на 5 основных типов

. «Человек – природа» - участник получает следующее задание: в одном городе жил мастер - кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал Мастер-кондитер. А назывались его изделия так: ШАРОВАЙ и рассказать, что же получилось.

«Человек – знаковая система». Разгадать анаграммы – профессионалы, переставив буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

«Человек - человек». Участник получает задание. Провести игру-викторину со зрителями.

1. Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)

2. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник)

3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр)

4. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)

5. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)

6. Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Кузнецом)

7. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)

8. Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом).

«Человек – техника» - участники получают игрушечные модели транспорта в разобранном виде и инструменты. Задание: собрать транспортное средство.

«Человек – художественный образ» – участник, относящийся к данному типу получает задание: придумать и нарисовать открытку ко ДНЮ хохотушки (1 апреля) и рассказать о ней. К празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки!

Учащиеся демонстрируют результаты своей работы

XI. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы сегодня назвали очень много различных профессий, специальностей. Но кроме названия нужно знать и особенности каждого из этих видов деятельности. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. В этом могут помочь специальные справочники, книги, службы профессиональной ориентации, а также рассказы опытных людей, работающих в данной профессии. Чем больше вы будете знать об интересующей вас профессии, чем правдивее и точнее будет эта информация, тем меньше вероятность разочарования и выбор будет по-настоящему осознанный.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться» (слайд 25).

XII. Рефлексия

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали? (слайд 26) Учащиеся отвечают.

XIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский (слайд 26) «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет». Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".

Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

В заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля (слайд 27): “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

 

(Слайд 28) Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!

 



























































Сообщения о редких профессиях.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

 

Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

 

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад - все, что вы видите на рекламе - это не настоящие продукты, а их заменители. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачиваются соответственно.



Приложения:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!