СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Космос и экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа будет полезна при проведении дней науки и техники, а также в рамках месячника экологической безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Космос и экология"»

Классный час в 5 классе по теме

«Космос и экология»

Цели:

  1. Обобщить и расширить представления обучающихся об истории освоения космоса и космонавтах; обозначить основные экологические проблемы, связанные с освоением космического пространства.

  2. Развивать кругозор обучающихся, стимулировать познавательную деятельность.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к истории космонавтики, чувство взаимовыручки, товарищества, бережное отношение к природным богатствам нашей планеты.

Ход классного часа

- Здравствуйте, ребята! Кто мне подскажет, какое сегодня число? А знаете ли вы, какой праздник сегодня отмечается во всём мире? Верно! Международный день космонавтики.

Тема освоения космоса уже более ста лет вдохновляет лучшие умы человечества на великие свершения. За период активной деятельности в этой отрасли полеты в космос превратились из несбыточной мечты в хорошо освоенную технологию.

Часть 1. Из история освоения космоса

- Как вы думаете, почему день космонавтики празднуется именно12 апреля? Что произошло в это день?

- Правильно! В космос полетел первый в мире человек космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, а произошло это легендарное событие 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур». За 1 час 48 минут пилотируемый Ю.Гагариным корабль-спутник «Восток» сделал виток вокруг Земли, и космонавт благополучно вернулся на Землю (на доске портрет Ю.А.Гагарина).

Просмотр видеофрагмента о Ю.А. Гагарине.

- Как вы думаете, могло ли покорение космоса начаться с запуска в космос человека? (Конечно же, нет.)

- Так давайте обратимся к истории освоения космоса. На просторах бывшего Советского Союза мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый-теоретик, основоположник теоретической космонавтики (на доске портрет К.Э. Циолковского).

Под его руководством было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей. Ученые и инженеры всего мира трудились над запуском технического средства и человека в космос, но первыми это удалось сделать ученым и инженерам СССР.

СССР первым вывел искусственный спутник Земли на орбиту 4 октября 1957 года.

- А знаете ли вы, какую пользу нам приносят спутники? (Ответы детей).

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первое животное на орбите, собака Лайка, была запущена в космос также благодаря советским ученым. На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. К сожалению, лайка из космоса не вернулась.

А вот знаменитые собаки Белка и Стрелка после суточного полета на борту второго советского корабля-спутника вернулись на Землю живыми и здоровыми.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

СССР и современной России принадлежат многие передовые достижения в области космонавтики. Первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, первая женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов – космонавт, совершивший первый выход в открытый космос в марте 1965 года, – все они наши соотечественники. Первая долговременная орбитальная станция, первые автоматические станции, достигшие поверхности Луны, Венеры и Марса.

О героях космоса В.В. Терешковой и А.А. Леонове прозвучит следующий доклад (на доске портреты В.В. Терешковой и А.А. Леонова).

Сообщение учащегося.

- Нельзя не упомянуть фамилию ещё одного человека, который сделал огромный вклад с развитие космонавтики.

- Скажите, ребята, знаете ли вы, кто был создателем первого пилотируемого космического корабля «Восток-1»? Кого называли Главным Конструктором космической промышленности в СССР? (на доске портрет С.П. Королёва)

- Давайте познакомимся с Сергеем Павловичем Королёвым.

Сообщение учащегося.

- Примечательно, что в состав 20-ти человек первого отряда космонавтов СССР 7 марта 1960 года был зачислен Георгий Степанович Шонин – наш земляк, уроженец г. Ровеньки Луганской области (учитель показывает фотографию Г.С. Шонина).

Сообщение учащегося.

- Сегодня мы уже упоминали о космодроме «Байконур». А известно ли вам, что там, на 17-й площадке, находится аллея Космонавтов? Это один из самых пронзительно-трогательных мемориалов, посвященных полетам в космос. Деревья здесь высаживаются последние 50 лет, и это не только дань признательности людям, побывавшим в космосе, но и живой памятник тем, кто не вернулся. Перед полетом каждый член экипажа сажает свой собственный, именной саженец.

- В теме нашего классного часа кроме космоса упоминается ещё и экология. Как вы думаете почему? (Ответы учащихся)

Часть 2. Основные экологические проблемы, связанные с освоением космического пространства

Стремительно начавшаяся космическая эра породила множество экологических проблем, которые лишь частично решаются и порой даже с помощью космических технологий. Во второй части нашего урока мы рассмотрим основные экологические проблемы освоения космоса:

  • загрязнение биосферы продуктами сгорания ракетного топлива;

  • влияние на атмосферу планеты;

  • проблему космического мусора.

При старте и возвращении на Землю ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. За полвека существования космонавтики в СССР и позднее в России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей.

Это влияет на метеорологическую обстановку, нарушает привычный уклад жизни не только рядом живущих с местом старта корабля людей, но и вдали от него.

Выбросы продуктов сгорания ракетных двигателей могут вызвать выпадение кислотных дождей, увеличение содержания в воздухе взвешенных частиц, токсичное загрязнение облачного покрова.

Ракетные двигатели, работающие на твердом топливе, разрушают озоновый слой Земли. А полное исчезновение озонового слоя означало бы для нас полное прекращение высших форм жизни на планете. Ведь уменьшение озонового слоя всего на 1 % приведёт к слепоте примерно 100 тысяч человек.

Накапливающийся космический мусор в околоземном пространстве представляет опасность для космических аппаратов. Основной источник появления космического мусора – это взрывы, отслуживших свой срок космических аппаратов. Часть их фрагментов сгорает в атмосфере, а наиболее крупные – выпадают на Землю

В XX веке количество ежегодных запусков космических аппаратов достигало 100-120. В настоящее время число запусков сократилось до 60-70 в год. Ежегодно фиксируется 4-5 взрывов в космосе. По оценкам специалистов, если ситуация не изменится, то в ближайшие 50-100 лет нас ожидает критическая ситуация.

Эффективных практических мер по уничтожению космического мусора на настоящем уровне технического развития человечества не существует!

Рассмотренные различные воздействия на околоземное космическое пространство изучены к настоящему времени далеко не полностью. От скорейшего решения данной проблемы зависят как дальнейшее развитие космической деятельности человечества, так и обеспечение существования современной цивилизации.

Но главное, что осознали космические державы и международные организации – это то, что процесс засорения космоса имеет глобальный международный характер. Не может быть засорения национального околоземного пространства, есть засорение окружающей Землю космической среды.

Остаётся надежда, что в настоящем столетии люди Земли будут использовать космонавтику для улучшения жизни на Земле. Ведь космонавтика нужна науке – она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека.

3. Подведение итогов урока.

  • Были ли на уроке новые для вас сведения?

  • Что вызвало наибольший интерес?

  • Хотели бы Вы ещё узнать что-то по этой теме?

  • Где будем искать информацию?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!