СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Наши отношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Наши отношения»»

Классный час «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения

Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Возможно выявление нескольких различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе.

Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.

2. Наш коллектив дружный.

3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу группу назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в такой обстановке.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашей группе принято помогать без напоминания.

2. В нашей группе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашей группе не принято помогать друг другу.

6. В нашей группе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Тест «Психологическая атмосфера в коллективе»

(методика Л. Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения

Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие Враждебность

Согласие Несогласие

Удовлетворенность Неудовлетворенность

Увлеченность Равнодушие

Результативность Нерезультативность

Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений

Сотрудничество Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка Недоброжелательность

Занимательность Скука

Успешность Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Тест «Умеете ли вы слушать и слышать?»

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

Итак, какой вы слушатель?

Задание: ответить «да» или «пет» на каждый тезис.

1. Я часто жду с нетерпением, когда собеседник кончит говорить, чтобы высказаться самому.

2. Иногда я предлагаю решение проблемы до того, как она представлена полностью.

3. Я предпочитаю слышать то, что доставляет мне удовольствие.

4. Бывает, что я отвлекаюсь, теряю нить рассуждений, когда говорят другие.

5. Иногда эмоции, переполняющие меня, затрудняют момент восприятия.

6. Случается, что когда я вспоминаю какой-либо разговор, мне приходят на память не основные, а несущественные детали.

7. Если в разговоре возникают трудные для понимания моменты, я отключаюсь.

8. Я обычно с предубеждением отношусь к тому, что слышу вокруг.



9. Когда я устаю от разговоров, то начинаю смотреть в угол или по сторонам.

10. Мне нетрудно сделать вид, что я слушаю собеседника.

11. Как правило, пытаюсь поставить себя на место говорящего.

12. Иногда во время разговора я вдруг понимаю, что мы говорим о похожих, но не об одинаковых вещах.

13. Чтобы помочь собеседнику высказаться, я стараюсь не прерывать его - «держу паузу».

14. Для лучшего понимания предмета обсуждения я стараюсь задавать вопросы по интересующей теме.

15. Хотя и бывают моменты, когда очень хочется прервать собеседника и показать ему, как в действительности нужно высказываться, делать выводы и пр., я стараюсь держать себя в руках.

Говорят, что есть люди, ответившие на первые десять вопросов «НЕТ» и на последующие «ДА», то есть показавшие себя идеальными слушателями. Но большинству трудно определить границы своего ответа в рамках «да» или «нет», потому что в жизни все случается.

В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.

Упражнение-игра «Я вам пишу...»

Игра идет вкруговую. Нужны бумага и ручка для каждого.

Задание: каждый подписывает свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилию) и передает соседу справа.

На руках оказывается лист, подписанный чьим-то именем. Адресуйте этому человеку несколько слов: все, что вам хочется сказать этому человеку (добрые слова, признание, сомнение); это может быть рисунок. Ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.

Для того чтобы слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этого листок передается дальше. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать послание следующему человеку.

Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел вам сказать.

Обычно советуют сохранить этот лист и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «веселым», «надежным», «замечательным» и т. д. видят вас окружающие.

Игра «Ассоциация»

Подобные игры направлены на развитие умений разбираться в людях, выражать свое мнение в правильной форме, на развитие ассоциативного мышления, тренировку образного мышления. Игра помогает учителю лучше понять структуру взаимоотношений в классе, а ребятам узнать, что думают о них одноклассники.

Ход игры

1. Выбирается водящий, он выходит за дверь. В это время оставшиеся загадывают того, о ком пойдет речь. Водящий входит. Он должен отгадать, кого из присутствующих загадали участники. Для этого он задает участникам игры вопросы, например: «Если бы этот человек был растением, то каким?». Ученики должны отвечать по своему усмотрению, с каким растением для них ассоциируется загаданный человек. Вопросы водящего могут быть самыми разными: с каким зверем, временем года, цветом, видом спорта и тому подобным ассоциируется этот человек.

2. После того как водящий отгадает, кого из присутствующих загадали, спросите его, по каким признакам он догадался об этом. Теперь водящим становится «отгаданный».

3. После того как пройдет несколько туров игры, ее можно остановить и обсудить, чем помогла игра каждому. Какие выводы можно сделать в плане представлений о себе, об одноклассниках. Педагог может деликатно предложить загадать кого-то из наименее заметных учеников класса. Для этого человека будет важно услышать, как воспринимают его ребята, ведь обычно такие ученики лишены подробной информации.

Большое значение в общении играет умение слушать. В чем всегда нуждаются люди? Прежде всего, в поддержке и признании. Поэтому важно уметь слушать внимательно, не перебивая. Разговор следует вести в круге интересов собеседника, предоставляя ему возможность высказаться, побуждая его к этому вопросами. При обсуждении тех или иных проблем всегда следует избегать категоричности, резкости.

Подумайте, согласны ли вы с мнением Д. Карнеги:

«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А «человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, - безнадежно некультурен».

Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе».

Идет обсуждение мнений, формулирование выводов.







Автор: Сапожникова Л.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!