План-конспект классного часа
Тема: «О дружбе и друзьях»
Форма проведения: классный час
Цель:
Формирование нравственных качеств – доброты, готовности помогать близким и друзьям.
Задачи:
выявить уровень понимания учащимися понятия «Дружба»;
помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями;
дать возможность ощутить себя единым целым с классом, незаменимой частью целого.
Предварительная подготовка:
Анкетирование.
За неделю до классного часа учащимся предлагается в письменном виде ответить на следующие вопросы:
Есть ли у тебя друзья?
Кого в классе ты считаешь своим другом (друзьями)?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Чего никогда не должен делать настоящий друг?
Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
Всегда ли ты говоришь другу правду?
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
Оборудование: маркеры, листы с афоризмами о дружбе, цветная бумага, клубок ниток, мультимедиа.
План проведения.
Вступительное слово учителя.
Работа с ассоциограммой.
Чтение афоризмов.
Обсуждение проблемной ситуации.
Рассмотрение «законов дружбы» (по Сухомлинскому).
Тренинг.
Подведение итогов.
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя.
Звучит песня великого русского барда В.Высоцкого. Ребята, о чем эта песня. Да, о дружбе и друзьях. Это и будет темой нашего общения. Сегодня мы постараемся больше узнать, что такое настоящая дружба и верные друзья.
Я предлагаю сегодня работать в группах по следующим правилам.
(В начале классного часа ученики были разделены на 4 группы).
Внимательно слушай говорящего.
Обсуждаются идеи, но не люди.
Сам говори только по делу, спокойно и ясно.
Право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.
Помните, неправильных идей не бывает.
Каждый из вас будет выполнять определенную роль в группе. Я даю вам минуту, чтобы распределить роли.
Управляющий - следит, чтобы каждый участник принимал активное участие, стимулирует к сотрудничеству.
Аналитик – оценивает все идеи.
Секретарь – фиксирует все идеи команды на бумаге.
Хронометрист – следит за чтением отведенного времени.
Оратор – презентует идеи группы.
Дружба – это удивительное чувство, возникающее между людьми. Давайте вспомним, что об этом говорит народная мудрость. Давайте вспомним наиболее известные пословицы о дружбе и друзьях. Я называю начало пословицы, а вы по очереди заканчиваете.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Был бы друг, будет и досуг.
Был бы дружок, найдется и часок.
Это была народная мудрость, а вы, отвечая на вопросы анкеты, написали следующее.
Работа с ассоциограммой.
Это были ваши рассуждения о друзьях. А сейчас я хочу узнать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие «дружба». Откройте пакет с заданием №1, там вы увидите лучики, напишите по одному слову на одном луче. Я даю вам 2 минуты. Приглашаю ораторов для озвучивания идей.
(Озвучиваются идеи учениками).
Благодарю за откровенность.
Такое понятие « дружбы» дает словарь Владимира Даля: дружба – бескорыстная стойкая приязнь.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Чтение афоризмов о дружбе.
А как трактовали понятие «дружба» в разные времена известные люди. Откройте пакет с заданием №2. Прочитайте афоризм, обсудите, выскажите свое мнение о прочитанном.
«Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете».
Ф. Гвиччардини, итальянский историк
«Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!»
Цицерон
«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Аристотель
«Дружба- это, прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку».
Н.Островский
(Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном).
Из высказываний известных людей и вашего мнения можно сделать следующие выводы.
1.Дружба – это преданность человека человеку.
2. Дружба всегда сопровождается духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.
3.Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственными интересами и временем.
4. Обсуждение проблемной ситуации.
Ребята, сейчас мы сделали вывод о том, что такое дружба, а вы задумывались, какими могут быть друзья. Настоящими, верными, преданными. Сейчас я вам прочитаю одну историю о друзьях, а потом мы с вами ее обсудим.
Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поле, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!»- в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…
Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
-Ты откуда, хлопец, взялся?
-Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
А как вы понимаете слово «мнимый»?
По словарю Ожегова С.И. мнимый-
Воображаемый, кажущийся.
Притворный, ложный.
А сейчас давайте обсудим рассказ, откройте пакет с заданием №3, прочитайте вопрос, выскажите свое мнение. Я даю вам 2 минуты.
- Какие качества характера проявил герой рассказа, чтобы сдержать данное слово?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Почему мальчики бросили его одного?
- Можно ли мальчиков назвать мнимыми друзьями?
5. Рассмотрение «законов дружбы» (по Сухомлинскому).
Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и запишите по одному закону, который является самым важным. Я даю вам 2 минуты.
Русский педагог В.А.Сухомлинский вместе со своими учениками тоже составил законы дружбы. Вот что у них получилось.
Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.
Дружба испытывается в беде и опасности.
Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
Сравнивая законы, которые составили вы и законы по Сухомлинскому, мы видим, что в дружбе главное…
6.Тренинг.
Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая клубок, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг.
Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Каждый держит частицу целого. Пока мы единое целое, мы вместе.
7.Подведение итогов.
Друзья любят собираться у костра, мы сегодня в конце нашего общения зажжем костер дружбы. Откройте пакеты с заданием №4. Там вы найдете красные, синие и желтые язычки пламени, выберите цвет и покажите свое отношение к нашему общению. Приглашаются ораторы зажечь костер.
Посмотрите, как ярко горит наш костер дружбы.
Спасибо за общение, верных, надежных друзей вам.
В конце нашего классного часа я хочу подарить фрагмент стихотворения Расула Гамзатова.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
и с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней…