СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "О дружбе и друзьях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: «О дружбе и друзьях»

 

Форма проведения: классный час

 

Цель:

 Формирование  нравственных качеств – доброты, готовности помогать близким и друзьям.

Задачи:

  • выявить уровень понимания учащимися понятия «Дружба»;
  • помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями;
  • дать возможность ощутить себя единым целым  с классом, незаменимой частью целого.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "О дружбе и друзьях"»

План-конспект классного часа


Тема: «О дружбе и друзьях»


Форма проведения: классный час


Цель:

Формирование нравственных качеств – доброты, готовности помогать близким и друзьям.

Задачи:

  • выявить уровень понимания учащимися понятия «Дружба»;

  • помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями;

  • дать возможность ощутить себя единым целым с классом, незаменимой частью целого.

Предварительная подготовка:

  1. Анкетирование.

За неделю до классного часа учащимся предлагается в письменном виде ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя друзья?

  2. Кого в классе ты считаешь своим другом (друзьями)?

  3. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  4. Чего никогда не должен делать настоящий друг?

  5. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

  6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

  7. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

Оборудование: маркеры, листы с афоризмами о дружбе, цветная бумага, клубок ниток, мультимедиа.


План проведения.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Работа с ассоциограммой.

  3. Чтение афоризмов.

  4. Обсуждение проблемной ситуации.

  5. Рассмотрение «законов дружбы» (по Сухомлинскому).

  6. Тренинг.

  7. Подведение итогов.





Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Звучит песня великого русского барда В.Высоцкого. Ребята, о чем эта песня. Да, о дружбе и друзьях. Это и будет темой нашего общения. Сегодня мы постараемся больше узнать, что такое настоящая дружба и верные друзья.

Я предлагаю сегодня работать в группах по следующим правилам.

(В начале классного часа ученики были разделены на 4 группы).

  • Внимательно слушай говорящего.

  • Обсуждаются идеи, но не люди.

  • Сам говори только по делу, спокойно и ясно.

  • Право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

  • Помните, неправильных идей не бывает.

Каждый из вас будет выполнять определенную роль в группе. Я даю вам минуту, чтобы распределить роли.

    • Управляющий - следит, чтобы каждый участник принимал активное участие, стимулирует к сотрудничеству.

    • Аналитик – оценивает все идеи.

    • Секретарь – фиксирует все идеи команды на бумаге.

    • Хронометрист – следит за чтением отведенного времени.

    • Оратор – презентует идеи группы.

Дружба – это удивительное чувство, возникающее между людьми. Давайте вспомним, что об этом говорит народная мудрость. Давайте вспомним наиболее известные пословицы о дружбе и друзьях. Я называю начало пословицы, а вы по очереди заканчиваете.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Был бы друг, будет и досуг.

Был бы дружок, найдется и часок.

Это была народная мудрость, а вы, отвечая на вопросы анкеты, написали следующее.

  1. Работа с ассоциограммой.

Это были ваши рассуждения о друзьях. А сейчас я хочу узнать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие «дружба». Откройте пакет с заданием №1, там вы увидите лучики, напишите по одному слову на одном луче. Я даю вам 2 минуты. Приглашаю ораторов для озвучивания идей.

(Озвучиваются идеи учениками).

Благодарю за откровенность.

Такое понятие « дружбы» дает словарь Владимира Даля: дружба – бескорыстная стойкая приязнь.

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

  1. Чтение афоризмов о дружбе.

А как трактовали понятие «дружба» в разные времена известные люди. Откройте пакет с заданием №2. Прочитайте афоризм, обсудите, выскажите свое мнение о прочитанном.

«Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете».

Ф. Гвиччардини, итальянский историк

«Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!»

Цицерон

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Аристотель

«Дружба- это, прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку».

Н.Островский


(Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном).

Из высказываний известных людей и вашего мнения можно сделать следующие выводы.

1.Дружба – это преданность человека человеку.

2. Дружба всегда сопровождается духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.

3.Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственными интересами и временем.

4. Обсуждение проблемной ситуации.

Ребята, сейчас мы сделали вывод о том, что такое дружба, а вы задумывались, какими могут быть друзья. Настоящими, верными, преданными. Сейчас я вам прочитаю одну историю о друзьях, а потом мы с вами ее обсудим.


Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поле, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!»- в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

-Ты откуда, хлопец, взялся?

-Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.


А как вы понимаете слово «мнимый»?

По словарю Ожегова С.И. мнимый-

  1. Воображаемый, кажущийся.

  2. Притворный, ложный.

А сейчас давайте обсудим рассказ, откройте пакет с заданием №3, прочитайте вопрос, выскажите свое мнение. Я даю вам 2 минуты.

- Какие качества характера проявил герой рассказа, чтобы сдержать данное слово?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Почему мальчики бросили его одного?

- Можно ли мальчиков назвать мнимыми друзьями?


5. Рассмотрение «законов дружбы» (по Сухомлинскому).

Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и запишите по одному закону, который является самым важным. Я даю вам 2 минуты.

Русский педагог В.А.Сухомлинский вместе со своими учениками тоже составил законы дружбы. Вот что у них получилось.

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

  5. Дружба испытывается в беде и опасности.

  6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Сравнивая законы, которые составили вы и законы по Сухомлинскому, мы видим, что в дружбе главное…

6.Тренинг.

Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая клубок, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг.

Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Каждый держит частицу целого. Пока мы единое целое, мы вместе.

7.Подведение итогов.

Друзья любят собираться у костра, мы сегодня в конце нашего общения зажжем костер дружбы. Откройте пакеты с заданием №4. Там вы найдете красные, синие и желтые язычки пламени, выберите цвет и покажите свое отношение к нашему общению. Приглашаются ораторы зажечь костер.

Посмотрите, как ярко горит наш костер дружбы.

Спасибо за общение, верных, надежных друзей вам.


В конце нашего классного часа я хочу подарить фрагмент стихотворения Расула Гамзатова.


Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать не спеши.


Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.


Люди, мы стареем и ветшаем,

и с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней…











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!