Разработка классного часа в 5-м классе,
посвященного Дню российской науки,
«О математике с улыбкой»
Подготовила учитель математики первой категории
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя школа №53 города Макеевки»
Рудник Ольга Анатольевна (слайд 1)
Цель: прививать интерес учащихся к математике; познакомить с фактами биографий известных ученых, активизировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление и смекалку, внимательность, развивать математический кругозор, воспитывать культуру общения и умение работать с аудиторией.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска с заготовленными заданиями, смайлики.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя: 8 февраля – День российской науки.
Этот праздник был учреждён указом президента России 7 июня 1999 года.
Он впервые стал отмечаться во время празднования 275-летия Российской академии наук. (слайд 2)
Эпиграфом нашего классного часа я хотела бы взять слова Михаила Васильевича Ломоносова «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит».
Михаил Васильевич Ломоносов - известнейший русский ученый, в 1756 году 25 января Екатерина вторая подписала указ об утверждении в Москве университета, в котором преподавал Ломоносов и который впоследствии был назван его именем. Этот день 25 января с тех пор называют днем студента.
- Я предлагаю вам разбиться на творческие группы и придумать название своей команде, которое было бы созвучно теме нашего мероприятия.
- Судить наши конкурсы будет уважаемое жюри, которое состоит из учащихся 11 класса (представить жюри).
Задание 1. (слайд 3)
- Проверим вашу память и внимательность. На экране записаны 15 различных слов. В течение 1 минуты вы должны запомнить как можно больше слов и затем их записать на листочек. Победит в этом туре та команда, которая вспомнит большее количество слов и запишет их на листочек (1слово -1балл). Победитель получает смайлик.
- А теперь несколько слов о величайшем математике Карле Фридрихе Гауссе (слайд 4)
Ученик 1: Карл Фридрих Гаусс сын бедняка и необразованной матери, самостоятельно разгадал загадку даты собственного рождения и определил её как 30 апреля 1777 г. Гаусс с детства проявлял все признаки гениальности. Главный труд всей своей жизни, «Арифметические исследования», юноша закончил, когда ему был всего 21 год. Выдающийся математик
на 62 -ом году жизни принялся самостоятельно изучать русский язык и преуспел в этом. Он пишет: У меня сейчас три томика произведений Пушкина. Его Борис Годунов мне очень понравился. В личной библиотеке Гаусса сохранилось свыше 75 книг на русском языке .
Задание 2. (слайд 5)
Отгадайте загадку. Я села в автобус на начальной станции и пересчитала пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 человека. На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 4 человека и вышло 7. А потом на остановке гражданин один вошел, с целой кучею обновок ... Сколько было остановок? (пять)
(За правильный ответ учащийся получает смайлик).
- Ещё один исторический факт. (слайд 6) Речь пойдет об Американском изобретателе и предпринимателе, получивший в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он создатель фонографа; усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло». В 1928 году награждён высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.
Ученик 2: Около дома великого изобретателя Эдисона раскинулась роскошная цветочная клумба, и редкий прохожий не стремился подойти поближе, разглядеть яркие чудесно ухоженные цветы. Правда, для того, чтобы попасть в сад, приходилось пройти через трудно поддающийся турникет. Однажды кто-то из друзей Эдисона спросил: Однако, что за дурацкое колесо стоит у вас в саду и почему его так тяжело поворачивать? -Уверяю вас - ответил Эдисон - колесо это не глупее человеческого любопытства. Каждый, кто его поворачивает, накачивает в расходный бак -он там, на крыше - 35 литров воды.
Задание 3. (слайд 7) Загадка о графском пруде.
Ученик 3: (слайд 8) Мальчиком ИСААК НЬЮТОН построил модель мельницы, крылья которой вертелись даже в безветрие. Взрослые люди с опаской поглядывали на это сооружение : не дружит ли маленький Ньютон с нечистой силой ? А секрет был прост: внутрь корпуса Исаак встроил колесо, напоминающее беличье, только вместо белки колесо крутила белая мышь. В 14 лет Ньютон изобрел водяные часы, очень точно указывающие время ... Так начинал свой путь человек, о котором потомки сказали: Природа и её законы были покрыты мраком, да будет Ньютон и быть повсюду свету.
Задание 4. (слайд 9) Назвать как можно больше слов, связанных с математикой (1 слово -1 балл) Участвуют по одному человеку от команды, называют слова по очереди, кто не знает следующее слово – выбывает.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)
- Россия – родина многих известных ученых. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки – от физики и до офтальмологии, – но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями пользуются люди во всем мире. На доске висят их портреты.
- И ещё об одном ученом:
Ученик 4: (слайд 11) Томас Янг начал читать, когда ему было 2 года. В 6 лет он овладел геометрией, в 8 лет производил геодезические работы. Янг знал много иностранных языков. Всю жизнь он стремился к тому, чтобы как можно больше уметь: Янг выучился играть на всех музыкальных инструментах. Он занимался оптикой, акустикой, кораблестроением, астрономией, физиологией, медициной, зоологией, филологией. Вместе с тем он находил время выступать в цирке, жонглировал, ходил по канату.
Задание 5. (слайд 12-16) Ответьте на вопросы. За правильный ответ каждый получает смайлик.
Кто окажется тяжелее первый людоед, который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)
Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15? (единица)
Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая, если они шли с одинаковой скоростью? (60 вёрст)
Вот вам три пилюли - сказал доктор - принимайте по одной через каждые полчаса. Вы покорно согласились. На сколько времени хватит вам этих пилюль? (1 час)
Яйцо в всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 3 яйца всмятку? (3 минуты)
В семье 6 мальчиков у каждого мальчика есть сестра. Сколько всего детей в семье? (7)
На пастбище паслись телята, гуляли гусята. Общее число ног телят было 392, а общее число лап гусят на 94 меньше числа ног телят. Сколько телят и сколько гусят было на пастбище? (98 телят, 149 гусят)
К однозначному числу приписали такое же число. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
Какие цифры «пишут» летчики в небе? (Восьмерки.)
Какая цифра красуется в центре каждой витрины? ( виТРИна).
Ученик 5: (слайд 17)
Галилео Галилей – итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей – основатель
экспериментальной физики.
Оказывается своё первое открытие - колебанием математического маятника, которым можно измерять время - великий итальянец ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ сделал, когда ему было всего 19 лет, и звание профессора математики Пизанского университета было присуждено Галилею в 25 лет.
Игра «Не собьюсь». Играют 5 человек – по одному из команды. Встать в круг. По порядку начинается счет: один, два, …. Но вместо чисел, которые делятся на три, играющие говорят: «Не собьюсь». Кто невнимателен - выбывает. Победитель получает смайлик.
- А теперь жюри подведет итог:
1) Лучшая команда
2) Личное первенство среди мальчиков
3) Личное первенство среди девочек