СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Опаленная юность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый классный час о пионерах-героях

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Опаленная юность"»

Классный час

«ОПАЛЕННАЯ ЮНОСТЬ»

Цель: познакомить учащихся с историей подвигов юных защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. развитие компетентного подхода в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка;

  2. патриотическое воспитание учащихся.

  3. формирование гражданской позиции и привитие любви к Родине.

  4. знакомство с очерками о пионерах-героях, занесенных в Книгу Почета,

с подвигом комсомолки, Героя Советского Союза, Зои Космодемьянской.

  1. концентрирование внимания детей на содержании материала, основу которого составляют Слово и Действие.

Оборудование: выставка книг, посвященная пионерам-героям «Юность и война»; презентация слайдов «Опаленная юность»; видеоролик из фильма «Обыкновенный фашизм», портреты пионеров – героев; фотографии военных лет, портреты родственников – фронтовиков, марш «Прощание славянки», музыка военных лет.

Ход классного часа

Ведущий.

Дети - герои войны. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Разразилась война. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

1-й ученик.

Баллада о юном герое

Окутано море тревогой,

Огнем Севастополь объят.

В разрушенной школе над пыльной дорогой

Осталась лишь горстка солдат.

Все ближе снаряды ложатся,

Осколки секут храбрецов.

-Нас десять! – сказал командир. – А сражаться

Мы будем как сотня бойцов.

Герой - пионер был десятым,

Он числился сыном полка,

В минуты затишья читал он солдатам

Из книжки стихи Маршака.

К концу подошла передышка-

Вновь танк громыхнул вдалеке,

Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка

Со связкой гранат в кулаке.

В тельняшке своей полосатой

За Родину он воевал

И метко с размаху метнул он гранаты,

Но сам был сражен наповал.

И танк задымил на поляне.

Бойцы подползли к храбрецу.

Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

И кровь все текла по лицу.

-Нас десять! И недругам крышка!-

Сказал командир в том бою.

Он ,,десять” сказал, потому что парнишка

Навечно остался в строю.

В.Верховский



Ведущий.

Согласно Международной конвенции на фронте не должны находиться лица моложе призывного возраста. Но жизнь привносит свои коррективы. Так получилось и в годы Великой Отечественной войны.

Позже этих мальчишек и девчонок назовут ,,сынами и дочерями полков” . По- разному попадали они на фронт. Ехали с родителями, которыми не с кем было оставить ребёнка. Бежали сами, так как были уверены, что они должны защищать Родину. Бывало, на пепелище солдаты подбирали голодного и заплаканного мальчишку…

Так становились они воспитанниками, а точнее сказать, любимцами фронтовиков, которые заботились о них как о родных детях. И в то же время этим детям приходилось выносить на своих плечах все тяготы фронтовой жизни. Вглядись в эти лица юных защитников Родины! Они внесли свой вклад в Победу!

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, горя военных лет, и не согнулись они под этой тяжестью, стали сильные духом, мужественные. Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков. И ни на миг не дрогнули юные сердца.

О подвигах и славных делах во имя Родины написано много книг. Перелистаем их некоторые страницы.

2-й ученик.


Зина Портнова

Война застала ленинградскую школьницу Зину Портнову в деревне Зуся, куда она приехали на каникулы, это неподалёку от станции Оболь Витебской области. Здесь в начале войны была создана подпольная молодёжная организация ,,Юные мстители “, и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операций против врага, поджигала их склады, распространяла листовки, вела разведку по заданиями партизанского отряда имени К.Е.Ворошилова.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили Зину, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола фашиста пистолет и в упор выстрелила в него. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её…

Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг высшим званием Героя.

3-й ученик.

Саша Колесников

Санька. Саня. Сан Саныч… Так называли его боевые друзья. В указах о награждении звучало неизменно гордо и весомо - Александр Александрович Колесников. Этот отважный подросток – а победу он встретил четырнадцатилетним – награжден орденом Славы 3 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями ,,За отвагу” – дважды , ,,За освобождение Варшавы “, ,,За взятие Берлина” , ,,За победу над Германией”.

Саше удавалось то, что оказывалось не под силу взрослым- добывал разведывательные данные буквально под носом у врага. Ему поручили выяснить, куда ведёт стратегическая ветка железной дороги, та, что усиленно охранялась фашистами. Саша проследил весь её путь, а потом, взбираясь на деревья, обозначил его кусками белой материи - с самолетов цель была видна отлично.

Однажды разведчики получили задание взорвать мост. Двое суток вели они наблюдение за охраной – не подобраться, казалось, было к мосту. И тогда Саша, прихватив взрывчатку, забрался к мосту, поджег бикфордов шнур. Внизу блеснула вода, Саша прыгнул – и тут же страшный взрыв сокрушил и состав, и мост

Фашистский катер подобрал мальчика. Его пытали, распяли на стене. Но разведчики отбили своего юного друга, героя. Потом был госпиталь, снова родной полк и победный путь до самого Берлина.

4-й ученик.

Витя Коробков

Витю застала война в Артеке, куда за отличную учебу его направила школа. Родной его город Феодосия оккупирован фашистами, но действует подполье, партизаны сражаются с врагом- не будет ему покоя на захваченной земле ! Вернувшись домой, двенадцатилетний Витя становится участником освободительной борьбы. Сначала Витя помогает старшим. Внимательно следил мальчик за фашистами , проверяющими пропуска, однажды увидев упавший на землю пропуск, подобрал его и принес отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для советских разведчиков …

Потом вместе с отцом он уходит к партизанам. Михаила Ивановича и Витю Коробковых крымские партизаны зачисляют разведчиками штаба бригады. Юный разведчик так неприметен, мал ростом, что фашисты не обращают на него внимания. Он гоняет по улицам обруч, а вернувшись в отряд, рисует расположение пулеметных гнезд, танков в укрытии, сообщает, где и сколько разместилось солдат. На основании данных его разведки партизаны наносят точные, сильные удары по врагу…

Отца и сына по доносу предателя схватили. Витю держали в одиночной камере. Ни слов анне добились врага от мальчика – разведчика. И тогда в бессильной ярости фашисты расстреляли его. Было это 9 марта 1944 года. Есть теперь в Феодосии улица, которая носит имя Вити Коробкова.

5-й ученик.

Нина Куковерова

Каждое лето Нину и ей младших братишку и сестренку отправляли в деревню Нечеперть, где чистый воздух, мягкая трава и парное молоко…

Грохот, взрывы, пламя и дым обрушились на этот тихий край в четырнадцатое лето Нины… Война! С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Все, что видела вокруг, запоминала, сообщала в отряд.

В деревне Горы расположился карательный отряд, все подступы перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую усталую девочку. А она запоминала расположение их частей, где находится склад горючего, как расположены часовые. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром, как разведчица, как проводник. Взлетели в ту же ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сраженные яростным огнём.

Не раз ходила на боевые задания Нина. Её наградили медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Юная героиня погибла. Но память о дочери России жива.


6-й ученик.

ВОЛОДЯ КАЗНАЧЕЕВ


1941-й год… Весной Володя закончил 5 класс. А осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришёл к партизанам в Клетнянские леса, что на Янщине, в отряде говорили: «Ну и пополнение!» Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали. Их мама была убита фашистами ,

В отряде была «партизанская школа» - там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на «отлично» освоил эту науку; вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему и прикрывать отход группы, гранатами останавливать преследователей.

Они был связным партизан с подпольщиками, ходил нередко в Клетню, доставлял ценнейшие сведения, дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытней .

За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем ещё мальчик.

Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобождён от фашистской нечестии, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награждён орденом и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.



7-й ученик

ВОЛОДЯ ЩЕРБАЦЕВИЧ



В Минске жила семья кадрового офицера Красной Армии, погибшего в финскую войну,- Ольга Федоровна Щербацевич с сыном Володей.

Фашисты оккупировали столицу Белоруссии – Минск. Кровавый режим, установленный ими, не смог сломить волю белорусского народа. По всей республике развернулась великая, всенародная битва с захватчиками. В рядах бойцов невидимого фронта - подпольщиков –были Ольга Фёдоровна и Володя. У себя на квартире они устроили госпиталь - выхаживали раненых красноармейцев, доставляли лекарства, с помощью других подпольщиков устроили побег наших раненых бойцов, которых фашисты держали, как в заточении. Володя помог им пробраться к партизанам .

Враг, озлобленным тем, что не смог сломить мужество людей, ожесточился. Фашистам удалось выследить подпольщиков. Ольгу Фёдоровну и Володю допрашивали, пытали, стремясь во что бы то ни стало дознаться, кто руководит подпольем. Ни слова не добились фашисты.

26 октября 1941 года фашисты повесели Ольгу Федоровну Щербацевич и Володю. Шёл сто двадцать седьмой день войны, ещё далека была победа. Но до последней минуты мужественный мальчик Володя Щербацевич верил в победу, боролся за неё, приближал её!


8-й ученик


Маркс Кротов



Жили три друга – товарищи под Ленинградом, в деревне Смердыня. В школу ходили, уроки учили, участвовали во внеклассных мероприятиях .

…Война подступила вплотную, фашисты ворвались в деревню. Марк Кротов, Алберт Купша, Коля Рыжов – троя неразлучных друзей - поклялись мстить ненавистным захватчикам.

Партизаны! Вот кто нужен был мальчикам. Вот кого они искали по лесу. Наконец связь была установлена. Ребятам поручили переправлять в лес одежду, продукты. Темными морозными ночами пробирался в лес Марк, в условленном месте встречался с партизанами, передавал им сведенья о фашиста ,

Шла первая военная зима, партизаны не давали врагу покоя. Фашисты лютовали. Они выслеживали партизан. Однажды в дом Кротовых пробрался фашист в форме лейтенанта Красной армии. Он просил укрыть его, и Марк, не раздумывая, открыл ему дверь . А следом ворвались фашисты и схватили мальчика . Схватили и его друзей – Колю , Альберто.

Ни угрозы, ни пытками, ни побоями не удалось врагу сломить трёх товарищей. На берегу Белого озера фашисты в бессильной злобе расстреляли юных патриотов, до последней минуты оставшихся верными сынами Отчизны.




9-й ученик

Боря Кулешин



Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» мальчишка. Он проситься воевать, он хочет вместе со всеми бить врага , гнать его с родной земли .

Боре Кулешину 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной Донбасс в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик убеждает командование взять его на корабль .

Море, бомбы, взрывы, самолёты… На борту корабля во время боёв Боря подаёт зенитчикам снаряды, не зная передышки, не ведая страха. Во время боя он постоянно возле орудий. А в промежутках между сражениями он ухаживает за ранеными, помогает женщинам и детям, которых эвакуируют на корабле.

Во время одного из боев Борю ранило, его хотят отправить в тыл. Немного подлечившись, он бежит из госпиталя в Батуми, где снова находит своего командира Ерошенко, который теперь командует гвардейским крейсером. Боря Кулешин снова в боевом строю, За мужество, проявленное в боях в составе экипажа, он был награжден орденом Красной Звезды.

… Более двух лет провел на море, сражаясь с врагом за свободу родины, Боря Кулешин. Юнга. Зенитчик. Орденоносец.


Ведущий.

Война – огромное горе для страны. Фашизм оставлял всюду смерть. В планах фашистов было уничтожение большей части населения. Оставшихся в живых людей они планировали сделать своими рабами. По плану Барбаросса после захвата Советского Союза территория должна была быть поделена на губернии, где был бы немецкий хозяин-губернатор и советские люди должны были на него работать. Фашисты построили лагеря смерти «Освенцим», «Треблинка», «Майданек» и многие другие. Туда сгоняли тысячи военнопленных, а также мирных жителей, включая детей. В лагерях смерти людей подвергали чудовищным пыткам. Для лечения раненых немецких солдат требовалась кровь, её выкачивали прямым переливанием у женщин и детей.

Детей забирали у матерей и угоняли в Германию. Их не щадили, заставляли работать в каменоломнях, травили собаками, душили в газовых камерах.

(Кадры с фотографиями детей за колючей проволокой)



10-й ученик. Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились-мучили детей.

И это каждый раз опять-

Кляня, ругаясь без причины…

И детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова,

Побои, голод, псов рычание?

И дети думали сперва

Что это за непослушание

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы ,

Но их всё били.

Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили

Но у мужчин «идеи» были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей,

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было.

Мужчины мучили детей.

Наум Коржавин. «Дети в Освенциме»


Ведущий.

Зоя Космодемьянская. Эта юная девочка в годы Великой Отечественной войны была партизанкой. Отважная девушка, горячо любила свою Родину, погибла от рук фашистских палачей как героиня.

Зоя родила в поселке Осиновые Гаи, близ Тамбова. У нее был брат Шура, младше на два года .С детства Зоя была смелая девочка . В куклы почти не играла , зато с удовольствием каталась на санях с горок. Однажды пришла домой с огромной шишкой на лбу. На вопрос бабушки «Кто обидел?» ответила: «Никто не обидел. Сама набилась». Редко на кого-то жаловалась. С мамой поехали погостить к дяде в Москву, ей было пять лет. Не успели ещё осмотреться, как Зоя отправилась осматривать столицу самостоятельно. Привели постовые, а Зоя твердит, что совсем не заблудилась, а, идя прямо, собиралась по тому же пути вернуться. В школу с братом пошли вместе и девять лет просидели за одной партой. После школы Зоя собиралась стать журналистом. Она побывала в пионерском лагере «Артек» и там познакомилась с писателем Аркадием Петровичем Гайдаром. Беседы с писателем ещё больше укрепили её планы. Война перечеркнула всё . В самом начале войны, в октябре 1941 года. Будучи ученицей 10 класса, Зоя добровольцем ушла в партизанский отряд. После короткого обучения Зоя отправилась на задание в тыл врага. Добывая сведенья о расположение войск, она пробиралась в само логово фашистов. Ватник и большие валенки, коротко стриженые волосы, делали её похожей на мальчишку подростка. Не раз Зоя поджигала вражеские склады с боеприпасами, охраняемые сворой часовых-автоматчиков. Но однажды она была схвачена фашистами. Это произошло в деревне Петрищево, под Москвой. Здесь размешались немецкие конюшни, их она собиралась поджечь. В группе оказался предатель, их ждала засада. Зою схватили. Её жестоко пытали. Раздетой в мороз водили по заснеженным улицам до тех пор, пока подгонявший её часовой не замерзал сам в тулупе и в валенках. Тушили об её кожу сигареты, подносили вместо кружки с водой зажжённую керосиновую лампу. Но не удалось фашистам добиться у Зои ни слова. Им она назвалась Таней. Её решили повесить на площади перед жителями сел. Зоя погибла 29 ноября 1941 года. Перед смертью Зоя Космодемьянская выкрикнула: «Всех не перевешаете! Враг будет разбит, победа будет за нами!»


12-й ученик.

Белый иней стынет на омёте,

Вьюга все дороги замела.

Девушка стоит на эшафоте.

Как огонь бессмертия светла.


Стража у подножья эшафота.

Черствый лязг железа. Женский плач.

Началась заплечная работа.

С мученицей рядом встал палач.


А она, избитая, босая,

От безмерных мук жива едва,

Выпрямилась,

Гордая, бросая

В будущее смелые слова.


Мерзлый жгут сжимает шею туже,

Но в студеный предрассветный ужас

В омутах пустых и мертвых глаз…

Сквозь людские горести и беды,

Что на сердце тяжестью легли,

Золотое зарево победы

Девушка увидела вдали


Зое Космодемьянской первой из женщин было присвоено звание Героя, а из ставки Главнокомандующего на фронт ушла телеграмма-приказ за подписью И.В. Сталина о том, чтобы немецких солдат 197-й пехотной дивизии, казнивших Зою, в плен не брать, расстреливать на месте. Так отреагировал Верховный Главнокомандующий на зверскую казнь нашей партизанки.

Её брат в шестнадцать лет пошел на фронт добровольцем.

Он поклялся отомстить за смерть Зои. Окончив Ульяновское танковое училище, Шура пройдёт на своём танке пол-России. Совершит немало подвигов. Пройдет и по земле Германии. А погибнет 13 апреля 1945 года, накануне Победы. И тоже будет посмертно награждён званием Героя.

Поэт Владимир Туркин написал поэму «Зоя».

Прости!

Перед твоей могилой

Я молча говорю: «Прости,

Что нас мальчишек, не хватило

В тот час, чтобы тебя спасти.

Прости, что мне под небом звёздным

К твоей плите носить цветы.

Прости, что мне остался воздух,

Каким не надышалась ты.

Холодные ночи стояний за хлебом

И сводки по радио не про погоду,

А много ль побито фашистского сброду.

Громадно был важен приход почтальона

С письмом треугольным-

Без похоронки!

И ждали… Так ждали!

Победного дня, надеясь,

Что вновь соберётся семья.

И счастье и слезы стояли в глазах,

Когда прогремела салюта гроза,

Над всею, над нашей страною родной,

Над русской, великой усталой землёй.

Воспоминанья о детстве военном

В памяти каждого живы, нетленны!


Ведущий.

Все дальше от нас Великая Отечественная война, пожалуй, в живых остались сегодня те, кто тогда был совсем юным. Как трудно себе представить, что вместо цветущей юности, беззаботного детства им достались бомбежки, смерть отцов, полное сиротство, голод. В блокадном Ленинграде выдавали суровой зимой 25 граммов черствого, совершенно несъедобного хлеба. Свой подвиг несли дети не только на фронтах среди взрослых, но и в тылу, помогая ухаживать за ранеными, поддерживая стариков, работая на заводах по производству снарядов по 10-12 часов. Нытикам и хлюпикам не было места на этой войне, и детей это казалось тоже. Сохранение мира на земле сейчас тоже зависит не только от взрослых, но и от молодого поколения.


Учитель: Дорогие ребята, пожалуй, нет в нашей стране такой семьи, где бы ни было своего героя. Я прошу вас выйти на сцену с фотографиями ваших прадедов. Посмотрите, какие они молодые и полные сил! Им тоже хотелось жить, любить, растить детей, но вражеская пуля оборвала все надежды. Давайте же вспомним и почтим их память минутой молчания!

Объявление минута молчания

Пусть никогда не гремят орудия, не погибают дети и взрослые! Пусть будет над нами голубое небо с поющими птицами!

В заключение звучит стихотворение Р.Рождественского «Реквием»

Песня «Солнечный круг!»

До новых встреч!










Список литературы

  1. Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного огня»).

  2. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.

  3. 3Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.

  4. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.

  5. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1.

  6. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 43-47.

  7. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.

  8. Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. – 2014. - № 1. – С. 97-103. – (патриотич. воспит.).

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!