Классный час «ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Классный час «ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Материалы и оборудование: раздаточный материал (карточка для обозначения эмоционального состояния, круги красного, синего, зелёного цвета), мультимедийное оборудование, презентация «Поговорим о толерантности», мультфильм о толерантности, клип «Давайте дружить», «Кубик толерантности».
Форма проведения: беседа
Место проведения: учебный класс
План проведения:
Сценарий классного часа.
1. Приветствие.
2.Включение в тему
Так как мне очень важно знать ваше отношение к происходящему, ваше эмоциональное состояние во время нашей беседы. Я прошу вас воспользоваться набором карточек. Зеленая карточка: «Чувствую себя спокойно», Синяя карточка: «Чувствую себя тревожно», Красная: «Чувствую беспокойно». Возле карточек перед вами лежат таблички. Фамилию и имя можно указывать по желанию, главное это отметить ваше состояние. Покажите мне, пожалуйста, ваше состояние? Отметьте в первой графе состояние первой буквой. За нашу встречу вы будете отмечать свое состояние три раза.
-Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна. Я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент.
ВИДЕОФРАГМЕНТ (Мультфильм о толерантности)
-Как вы думаете, о какой проблеме пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учеников)
(СЛАЙД 1)
-Тема нашего классного часа «Поговорим о толерантности»
СЛАЙД 2 –эпиграф.
Слово учителя.
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
- Мы собрались сегодня для того, что бы постараться стать лучше. Мы видим, что мир становится жестоким, тревожным, нетерпимым. Как избежать ожесточения? Как не пострадать самим?
СЛАЙД 3.
- Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара по-разному:
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
СЛАЙД 4 («ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»)
-А как вы его понимаете? (ответы учеников)
СЛАЙДЫ 5-9 Чтение учениками.
Толерантность часто называют терпимостью, но это не значит, что мы должны учить своего ребенка подставлять левую щеку, когда его ударили по правой. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Он умеет сочувствовать, стремится к миру и сотрудничеству, к позитивному диалогу. Толерантность - это скорее не терпимость, а умение принимать и понимать другого человека.
СЛАЙД 10 («ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ»)
-Существует понятие интолерантность. Это противоположное понятие. Интолерантные люди могут нетерпимо, пренебрежительно, агрессивно относится к другим, непохожим на него, людям…
СЛАЙД 11.
-Что значит другой? (ответы учеников)
СЛАЙД 12-18
- Другой человек это человек с другой фигурой и ростом, с другим цветом глаз, кожи и волос, тот, который отличается одеждой и возрастом, культурой и образом жизни.
Для интолерантных людей: Другой – значит Чужой, Опасный. Для толерантных людей, Другой – это всего лишь другой, и возможно, очень интересный.
СЛАЙД 19
Упражнение для учеников «Другой ребенок»:
Каждому ученику выдается бумажная шапочка с надписью. Надписи: «Я заикаюсь», «Я ношу вещи старшей сестры (брата), «Я плохо говорю по-русски», «Я люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик), «У нас нет машины», «Меня воспитывает бабушка», «Я вся (весь) в веснушках», «Я меньше всех в группе», «Я не умею давать сдачи», «Я не умею сидеть спокойно», «Я неаккуратно ем», «Я все время хочу к маме» и др. ведущий тоже надевает шапочку с надписью.
Ведущий: «Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам». Но я даю минуту, ровно одну минуту, для того, что бы вы представили себя ребенком, о котором все думают только то, что написано на вашей шапочке. Время пошло…»
Спустя минуту, учитель говорит: «Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Покажите его с помощью карточки. Занесите первую букву во вторую графу. А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в Другом, непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит… Зато он прекрасно бегает!»
Учитель по-очереди называет качества, написанные на шапочках, а дети предлагают альтернативные, «позитивные» варианты… Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», учитель снова просит почувствовать учащихся свое состояние, показать карточки и отметить его в третьей графе.
-Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
(СЛАЙД 20) Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:
ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ПРОСТИ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ!
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.
Заключительное слово учителя.
- Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваше отношение к другим людям.
Отметьте свое состояние в последней графе и оставьте листочки на столах, мне необходимо будет проанализировать ваши ответы.
Итог мероприятия.
-Понравился ли им классный час?
-Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?
-Что было самым запоминающимся?
_Хочется закончить наш классный час на весёлой нотке. Предлагаю вашему вниманию клип «Давайте дружить».
СЛАЙД 21.
-Спасибо за внимание. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уважаемые ребята!
Я прошу Вас в процессе классного часа четыре раза отметить в таблице свое эмоциональное состояние в те моменты, на которые укажу.
З – зеленая карточка, у меня спокойное эмоциональное состояние (чувствую себя хорошо),
С – синяя карточка, у меня тревожное состояние (чувствую себя тревожно),
К – красная карточка, у меня беспокойное состояние (чувствую себя плохо).
Ф. И. (по желанию) ____________________________________________
| В начале упражнения «Другой ребёнок» | После упражнения «Другой ребёнок» | |
| | |
|
6