СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        1 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, имя которого стоит в ряду величайших имен в истории мировой музыкальной культуры. «Русский гений», в котором совершенно уникально и равноценно соединилось три таланта: гениальный композитор великий пианист и выдающийся дирижер со своей могучей  и неповторимой индивидуальностью великого творца – артиста.

Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвященный 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»










Классный час,

посвященный 150-летию со дня рождения

Сергея Васильевича Рахманинова.











Подготовила и провела:

преподаватель

Л.В. Мазурова





г. Сафоново

2023 г.







Ребята!

1 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, имя которого стоит в ряду величайших имен в истории мировой музыкальной культуры. «Русский гений», в котором совершенно уникально и равноценно соединилось три таланта: гениальный композитор великий пианист и выдающийся дирижер со своей могучей и неповторимой индивидуальностью великого творца – артиста.

Расцвет творчества Рахманинова приходится на начало 20века. Наступление 20 века принесло огромные перемены, которые сопровождались разрушением устоев, традиций, привычных канонов, кроме того и революционные идеи. В музыку 20 век ворвался новыми созвучиями, новыми ритмами, новым музыкальным, часто остродиссонирующим языком, буквально ошеломившим публику. Сразу же вспоминаются имена А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева. Модернисты, символисты, декаденты – каких только направлений в искусстве в это время не было!

Удивительно! Но вся эта «новизна» совершенно не коснулась музыки С. В. Рахманинова. Он остался вдохновенным поэтом звуков, великим русским романтиком, в музыке которого воедино соединена возвышенная , всепоглащающая любовь к русской душе, русской природе, русской истории с ее многовековыми традициями духовной жизни России. Сам композитор , уже на склоне лет с гордостью подчеркивал свою кровную связь с духовным миром своего народа, с Россией. «Я русский человек, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому- это русская музыка».

Сергей Васильевич Рахманинов родился на древней новгородской земле – хранительнице многовековой истории и культуры. Композитор родился в имении своих родителей Онег, расположенном на берегу реки Волхов, недалеко от Новгорода.

Удивительная родословная композитора! Отец Сергея Васильевича принадлежал старинному дворянскому роду, который насчитывает более 400 лет. Род берет свое начало от молдавских госпадарей Драгош, которые правили Молдавией более 200 лет. Один из госпадарей, в конце 15 века, Стефан Великий для укрепления связи с Московским государством выдал свою дочь Елену за сына Ивана III – Ивана Младого. Младший сын Стефана Иван, после смерти отца не захотел быть под началом брата Богдана и вместе с семьей переехал в Москву. Второй сын Ивана Василий за радушие и хлебосольство был прозван Рахманином. Он и стал основателем рода Рахманиновых. В роду было много военных. Один из них, Герасим Иевлевич, за участие в возведении на престол дочери Петра I Елизаветы, был награжден поместьем в Тамбовской губернии. Имение Знаменское стало родовым поместьем прадеда, деда и отца Сергея Васильевича Рахманинова.

Рахманиновы славились своей музыкальностью, многие из них не только любили музыку, но и играли на музыкальных инструментах. Особенно талантливым был дед Сергея Васильевича – Аркадий Александрович. Будучи военным, он больше всего любил музыку, брал уроки у знаменитого Джона Фильда и великолепно играл на фортепиано. Аркадий Александрович много выступал, даже сочинял музыку – прежде всего пьесы для фортепиано и романсы, некоторые из которых были даже изданы. Выйдя в отставку, он поселился в Знаменском. В семье было 9 детей, среди которых был и отец Рахманинова – Василий Аркадьевич. Он женился на единственной дочери генерала Бутакова Любови Петровне и поселился в поместье Онег Новгородской губернии.

Здесь, в живописном поместье, на берегу реки Волхов, прошло детство Сережи Рахманинова. Музыка в доме звучала постоянно, так как в ломе часто бывали гости и Василий Аркадьевич, прекрасно играя на фортепиано, развлекал их. Хорошо играла на фортепиано и Любовь Петровна, она даже брала уроки у А.Г.Рубинштейна. Музыкальная одаренность Сережи проявилась очень рано. Ему было 4 года, когда в один из приездов Онег, дед Аркадий Александрович играл с внуком в 4 руки «Сонату» Бетховена, чем несказанно его порадовал. Первым учителем музыки Сережи была сначала мать, а затем её подруга Анна Дмитриевна Орнадская. Огромную роль в формировании характера Сережи сыграла бабушка Софья Александровна Бутакова. При внешней суровости и строгости, она была необыкновенно добрым и светлым человеком и бесконечно любила Сережу. Именно вместе с ней он впервые побывал на церковной службе и услышал духовные песнопения, именно с ней он впервые услышал церковные колокола, поразившие мальчика и навсегда запавшие в его душу и сердце. Софья Александровна знала множество духовных распевов и замечательно их пела своим низким бархатным голосом.

Сереже было 7 лет, когда из-за материальных проблем пришлось продать имение Онег, и семья переехала в Петербург. Вскоре Василий Аркадьевич оставил семью и 6 детей без средств к существованию. Сережа очень тяжело переживал уход отца из семьи. Любовь Петровне пришлось срочно решать вопрос об устройстве детей. Именно тогда Серёжа был принят на младшее отделение Петербургской консерватории. Учился он плохо, часто пропускал занятия, свои блестящие природные данные за 3 года он совершенно не проявил. Тогда Любовь Петровна обратилась к Александру Зилоти – племяннику мужа, который был блестящим пианистом, любимым учеником Ференца Листа и который только что приехал из Европы, с просьбой послушать Сережу. Прежде чем исполнить её просьбу, Зилоти обратился к директору консерватории узнать мнение его об ученике. Мнение было такое – мальчик способный, но большой шалун и что ничего особенного в его даровании нет. После такой характеристики Зилоти совсем не захотелось слушать Серёжу, и только настойчивые просьбы Любови Петровны все-таки заставили его уже перед самым отъездом прослушать мальчика. Молодой музыкант – ему было тогда 22 года, сумел сразу же разглядеть незаурядные способности своего двоюродного брата. Сразу же было принято решение перевести Серёжу в Московскую консерваторию и отдать на воспитание Николаю Сергеевичу Звереву, у которого сам Зилоти когда-то учился. Николай Сергеевич, прослушав Серёжу, взял его и в свой класс и на воспитание. Среди учеников Зверева в это время был и Александр Скрябин.

Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем – воспитателем. Он давал своим ученикам основы безупречного пианистического и музыкантского профессионализма. От воспитанников, которые жили у него на полном пансионе, Николай Сергеевич требовал строжайшей дисциплины, серьезнейшего отношения к занятиям. Он не терпел лени, лжи, хвастовства. Все это воспитывало у учеников высочайшую дисциплину, организованность и трудолюбие. Огромное значение для юных музыкантов имело художественная и интеллектуальная атмосфера дома Николая Сергеевича. По воскресным дням к Звереву заходили П.И. Чайковский, С.И. Танеев, А.С. Аренский, А.Г. Рубинштейн, А. Зилоти, и мальчики присутствовали на этих встречах, слушали беседы и музицирование, а порой и сами выступали перед выдающимися личностями. Это стало настоящими университетами будущих музыкантов! Кроме того, «зверята» посещали оперные спектакли, симфонические концерты, драматические спектакли, Третьяковскую галерею.

В 1888г. Рахманинов переходит на старшее отделение консерватории. По классу фортепиано он учился у А. Зилоти, по контрапункту у С. Танеева, по композиции у А. Аренского. Сережа начинает сочинять, а дома у Зверева при такой строжайшей дисциплине и расписанию делать это было невозможно. Произошел конфликт, и Рахманинов ушел от Зверева. Одаренность Сережи была фантастической, особенно поражала его память! Как-то он был у С.И. Танеева, и в это время пришел композитор, профессор Московской консерватории А. Глазунов, чтобы проиграть 1-ю часть только что написанной им 6-ой симфонии. После исполнения Танеев привел Рахманинова и сказал, что он автор только что написанной им симфонии. Рахманинов сел за инструмент и сыграл 1-ю часть симфонии Глазунова. А. Глазунов был поражен, ведь он никому не показывал и не исполнял эту музыку, а Танеев сказал, что Серёжа сидел в соседней комнате.

Уйдя от Зверева, Рахманинов поселился у своей тети Варвары Аркадьевны Сатиной. Будучи стеснительным и деликатным, он очень боялся стать для них обузой, поэтому вскоре снял комнату. Чтобы заработать денег, пришлось давать уроки по фортепиано и теории музыки и сочинять. Рахманинову было 18 лет, когда он создал свой первый фортепианный шедевр – «Прелюдию ло# минор», ставшую одним из самых популярных произведений композитора, и которую сам исполнял на протяжении всей своей концертной деятельности. Рахманинов вспоминал, что эта музыка пришла сама собой с такой силой, что он не мог от неё отделаться, пока не записал. Прелюдия была продана всего за 40 рублей! Ярко, мощно, сурово и грозно звучат колокола в этой прелюдии. Эта музыка стала настоящим «прологом» «колокольности» всего творчества С.В. Рахманинова.

«Прелюдия до# минор».

В это время композитором было написано достаточно много произведений для оркестра, хора, особенно замечательны были романсы. Лето 1890года Рахманинов впервые провел в Ивановке, имении Сатиных в Тамбовской губернии. Это было самое счастливое время молодого Рахманинова: замечательная природа, дружная веселая молодежь, среди которой А. Зилоти с молодой женой, сестры Сатины, сестры Скалон… Композитор был влюблен в Верочку Скалон, и замечательный романс «В молчании ночи тайной» был посвящен именно Верочке. Здесь он сочиняет и 1-ю часть фортепианного концерта, а также ряд фортепианных пьес.

В 1892 году Рахманинов досрочно заканчивает консерваторию по двум классам: фортепиано и композиции. Дипломной работой по композиции стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». Писал Рахманинов её с большим вдохновением и окончил за 3 недели. Экзаменационная комиссия оценила эту работу на 5+. Сергею Рахманинову была присуждена Большая золотая медаль и звание Свободного художника. Очень важным было и то, что после экзамена его пришел поздравить Н. С. Зверев. Он обнял Сережу, поцеловал его и подарил свои золотые часы, с которыми композитор не расставался всю жизнь. Очень понравилась опера и П. И. Чайковскому, который всячески способствовал постановки её в Большом театре весной 1893 года, а осенью, в Киеве, состоялся дебют Рахманинова как дирижера своей оперы.

Осень 1893 года принесла большие потери: в конце сентября умирает Н. С. Зверев, а в конце октября умирает П. И. Чайковский. Смерть Чайковского, которого Рахманинов боготворил, потрясла Сергея Васильевича. Появляется одно из ярких и вдохновенных произведений композитора «Элегическое трио «Памяти великого художника». В это время Рахманинов пишет много замечательных романсов, которые вошли в золотой фонд русского романса. Среди них «Не пой красавица при мне», «Островок» и полный романтического порыва романс «Весенние воды».

«Весенние воды».

В 1895 году Рахманинов пишет 1-ю симфонию, на которую возлагает очень большие надежды. Композитор считал, что это новое слово в жанре симфонии. К сожалению, симфония потерпела сокрушительный провал. 15 марта 1897 года стало одним из самых тяжелых ударов в жизни Рахманинова. Композитор, который был на премьере симфонии, услышал совсем другую музыку, нежели которая звучала внутри и которую он писал. Критика была беспощадна, но самым жестоким критиком оказался он сам. «Симфонию никому не покажу и в завещании наложу на неё запрет».Партитуру симфонии композитор уничтожил, восстановили её по оставшимся наброскам только в 1945 году, уже после смерти композитора. Молодой Рахманинов впал в глубокую депрессию, почти 3 года он ничего не писал. Главное – он потерял веру в себя. Большую помощь принесло в этот период лечение врача – гипнотезёра Н. В. Даля, который помог восстановить и укрепить нервную систему и веру в себя. Начало 20 века Рахманинов встречал полным творческих сил и вдохновения. Свидетельство тому – гениальный 2-ой концерт для фортепиано с оркестром – произведение удивительной красоты и проникновенности. Многие называют музыку этого концерта образом России – величавой, могучей и прекрасной с потрясающе звучащими божественными колоколами. Концерт Рахманинов посвятил Н. В. Далю.

Фрагмент из 1-ой части 2-го фортепианного концерта.

За этот концерт Рахманинову была присуждена Глинкинская премия, учрежденная М. П. Беляевым. Но вернемся немного назад. Да, композитор почти 3 года ничего не писал, но в 1897 году Рахманинов был приглашен в московскую Русскую частную оперу С. И. Мамонтова на должность второго дирижера. Известный меценат сыграл заметную роль в развитии русского искусства. Он окружил себя талантливыми актерами, художниками, певцами, чтобы создать новый оперный театр и пропагандировать русскую оперу. Спектакли оформляли В. Поленов, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, братья Васнецовы. Среди певцов выделялись Н. Забела – Врубель и великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Именно здесь началась замечательная дружба Рахманинова с Шаляпиным, которая продолжалась всю жизнь. Помимо дружеских отношений, их связывала совместная творческая деятельностью Они очень много выступали вместе и это всегда был громадный успех, так как оба были невероятно талантливы и дополняли друг друга. Выступая в Ялте, они познакомились с Чеховым, Горьким, Куприным, Буниным. Проработал Рахманинов у С. Мамонтова недолго, но это время позволило ему в полной мере раскрыть свой дирижерский талант, обрести дирижерскую технику.

В 1902 году Сергей Васильевич женился на своей двоюродной сестре Н. А. Сатиной и накануне свадьбы написал ряд замечательных романсов, среди которых «Сирень» на стихи Е. Л. Бекетовой, в котором столько света, солнца, весеннего половодья чувств, столько надежд на жизнь и счастье!

Романс «Сирень».

Сирень – любимый цветок Рахманинова – «царица его души». Зная это, поклонницы композитора до конца жизни Сергея Васильевича преподносили ему после концерта корзину сирени.

В 1904 году Рахманинов стал дирижером Большого театра в Москве. В течение двух сезонов он буквально преобразил звучание оркестра, обновил репертуар театра и постановки русских опер. В это время он пишет 2 оперы – «Скупой рыцарь» по маленькой трагедии А. С. Пушкина и «Франческа да Римини» по Данте. Кроме того, композитор пишет много фортепианной и симфонической музыки: 2-ю симфонию и симфоническую поэму «Остров мертвых». В 1907 году он принимает участие в Русских исторических концертах Сергея Дягилева в Париже, с огромным успехом исполняя свой 2-ой фортепианный концерт, дирижирует кантатой «Весна», солировал в которой Федор Иванович Шаляпин.

В 1909 году семья возвращается в Москву, а затем приезжает в любимую Ивановку, которая к этому времени пришла в совершенный упадок, и Сергей Васильевич за несколько лет восстановил и обновил её, вложив огромные деньги. Он обновил инвентарь, купив самую совершенную на то время технику, завел лошадей, приобрел самый совершенный на то время автомобиль, на котором с огромным удовольствием разъезжал сам. И именно здесь, в Ивановке был написан 3-ий фортепианный концерт, который относится к вершинам творчества Рахманинова и где вновь показан образ Родины, но это Древняя Русь – таинственно прекрасная, и где вновь звучат колокола. «Колокольностью» пронизано все творчество композитора, но здесь колокол – русский символ, удары которого как главные слова: жизнь – смерть, день – ночь, свет – тьма.

Фрагмент из финала 3-го фортепианного концерта.

Первый раз этот концерт был исполнен в Нью-Йорке, во время гастролей Рахманинова по США осенью 1909 года. Композитор сам исполнял концерт, а кроме этого, дирижировал произведениями Чайковского, Мусоргского и своей 2-ой симфонией. В 1914 году началась 1-я мировая война и Сергей Васильевич начинает участвовать в благотворительных концертах в пользу раненых русских солдат. В 1915 году внезапно умирает А. Н. Скрябин, и Рахманинов, несмотря на то, что они никогда не были друзьями, и музыка Скрябина ему была совсем не близка, дает несколько благотворительных концертов в пользу семьи умершего композитора, исполняя его произведения. Большой утратой для Рахманинова стала смерть С. И. Танеева – учителя Сергея Васильевича, человека, которого он бесконечно любил и уважал.

В 1915 году Рахманинов создает хоровой цикл для смешанного хора

а капелла «Всенощное бдение», одно из самых любимых произведений Сергея Васильевича, которой является одним из шедевров монументального искусства. Посвящено оно памяти профессора Московской консерватории, директора Синодального училища С.В. Смоленского. Цикл этот состоит из 15 песнопений, в основу которых положены подлинные древние духовные распевы: знаменный, киевский и греческий, которые делают это произведение эпически величавым.

«Богородице дево радуйся».№5.

Рахманинов – великий мастер хоровой музыки. Им написано большое количество произведений для хора, в числе которых «Поэма для хора с оркестром «Колокола» на стихи американского поэта-романтика Эдгара По, в переводе К. Бальмонта, хоровой цикл «Литургия Иоанна Златоуста» и целый ряд других замечательных произведений. Хорошо известны слова Сергея Васильевича о природе его творчества:»Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать,или есть: эта одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку – это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому, как я говорю, чтобы выразить свои мысли.

В 1912 году, в любимой Ивановке композитор пишет вокальный цикл из 14 романсов на стихи русских поэтов. Самым известным романсом этого цикла становится романс без слов – «Вокализ», посвященный знаменитой русской певице Антонине Васильевне Неждановой. Романс был написан позже, в 1915 году, он поражает удивительной красотой и проникновенностью свободно льющейся мелодии! Рахманинов – непревзойденный мелодист, создатель потрясающих мелодий-далей, сравнимых с бесконечными русскими степными просторами, которые так любил композитор!

Романс «Вокализ».

Кроме романсов в это время композитор пишет много фортепианной музыки, в том числе единственные в своем роде этюды-картины, полные глубокого поэтического содержания, настоящие музыкальные пейзажи. Наступил 1917 год – год революций, вначале Февральской, а затем Октябрьской. В стране хаос, неразбериха. Все чаще Рахманинову приходит мысль – сможет ли развиваться музыкальное искусство в такой обстановке, сможет ли он сам вписаться в эту обстановку. Как раз в это время композитор был приглашен на гастроли в Швейцарию, и в конце декабря 1917 года он с семьей уезжает из России. Предполагалось, что турне продлится не более 2-х месяцев, а оно растянулось на всю оставшуюся жизнь! Разлуку с Родиной Рахманинов переживал очень тяжело. Глубоко русский человек и музыкант, он мучительно тосковал по России, по русским людям, родной природе, родной речи, ничто не могло заменить ему Родину! Чтобы слышать русский язык, он старался, чтобы его окружали русские люди: русский врач, русский шофер, русский повар, который готовил исключительно русскую еду.

Имя Сергея Васильевича за границей было хорошо известно. Было заключено большое количество контрактов и в Европе и в Америке. Прежде всего Рахманинов выступал как пианист. К этому времени он уже был первым пианистом мира, поэтому выступать приходилось очень много. Успех был оглушительным. Вот что вспоминает известный пианист А. Шнабель: «Его царственный стиль, сочетание величия и мягкости, достоинства и изящества, точности и смелости, его непринужденность и отдача всего себя целиком – все это было совершенно неподражаемо.» Будучи за границей, Сергей Васильевич продолжал следить за событиями, которые происходили в России. А в России в 20-е годы был голод, холод, разруха, поэтому многие знакомые музыканты находились буквально на грани выживания. Получая хорошие гонорары за свои концерты, Рахманинов очень многим помогал. Среди почтовых работников была известна история: все спрашивали – кто такой Рахманинов, который из Америки посылает столько денег и получают их все разные люди! Будучи по природе своей очень скромным человеком, композитор вообще очень не любил журналистов и не любил фотографироваться. Однажды, увидев направленный на себя фотообъектив, Рахманинов закрыл лицо руками. На следующий день появилась фотография с подписью: «Руки, которые стоят миллионы!» От большого количества концертов Сергей Васильевич уставал так, что не мог даже писать, болели перетруженные руки, трескались до крови подушечки пальцев и их постоянно приходились залечивать. Но он не представлял своей жизни без концертной эстрады и продолжал выступать.

От уныния и тоски по России спасало общение с русскими друзьями, с Федором Ивановичем Шаляпиным, которого он бесконечно любил, с его сыном художником, который сделал замечательные портреты Рахманинова и другими русскими людьми. Самой большой трагедией для композитора стало то, что он не мог сочинять музыку. Рахманинов писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».

Желание сочинять вернулось в 1934 году, после того, как он приобрел в Швейцарии, на берегу Фирвальдштетского озера участок земли. По сути дела это была скала, которую превратили в прекрасное место с замечательным садом и лугом. Сергей Васильевич с огромным удовольствием работал в саду, сажал цветы и русские березы. Имение было названо «Сенар» - начальные буквы имен и фамилии. Сам дом был построен в стиле модерн с огромными окнами, выходящими на озеро. Именно здесь Рахманинов вновь обрел вдохновение, и именно здесь была написана 3-я симфония и «Рапсодия на тему Паганини», которые стали истинными вершинами его творчества. Рапсодия для фортепиано с оркестром написана в форме вариаций на 2 темы: знаменитого 24 каприса Паганини и темы погребального напева из католического реквиема «Dies irae». Произведение стало необыкновенно популярным ещё и потому , что на эту музыку был поставлен балет знаменитым балетмейстером Михаилом Фокиным.

Отрывок из балета «Рапсодия на тему Паганини».

1938 год стал очень тяжелым для Сергея Васильевича. В Париже умер самый близкий, самый дорогой друг Федор Иванович Шаляпин. Эту потерю композитор переживал очень тяжело. Кроме того, одна за другой капитулировали европейские страны под напором фашистской Германии. Рахманинов с огромной тревогой следил за этими событиями – ведь там оставалась дочь. В этой обстановке дурного предчувствия композитором было создано последнее произведение – «Симфонические танцы». Оно состоит из 3-х частей, каждая из которых имела изначальное название: «День», «Сумерки», «Полночь», которые в окончательной редакции были сняты. Названия эти очень условны, как и название самого произведения. Здесь нет танцев в обычном понимании этого слова. Скорее это фантастические танцы, рисующие этапы жизни человека, причем глубоко трагические.

1-я часть носит маршево-токкатный характер колоссального напряжения, зловещей огненной стихии. Это призывные кличи стремительно мчащихся всадников. В середине части совершенно удивительно появляется печальная мелодия, близкая русским протяжным песням, которую исполняет альтовый саксофон – контраст невероятный!

2-я часть – полный поэтического очарования меланхолический вальс – островок счастья!

3-я часть – настоящая пляска смерти, в которой соединяются погребальный мотив Dies irae и знаменный распев из «Всенощной».

«Вальс» из 2-ой части.

Первое исполнение «Симфонических танцев» состоялось в январе 1941 года в Филадельфии. Исполнял Филадельфийский оркестр под управлением Ю. Орманди, которым и посвятил свое произведение С. В. Рахманинов. Тяжелым ударом для композитора стало известие о нападение фашисткой Германии на С.С.С.Р. Осенью 1941 года он выступает с призывом поддержать Россию. Были организованы концерты, гонорары которых переданы через Красный Крест, через Генерального консула . К своему пожертвованию Сергей Васильевич приложил краткое письмо: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» Композитор постоянно следил за событиями, которые происходили на фронтах, очень радовался победам Красной Армии. К сожалению, с начала 1943 года Сергей Васильевич стал очень плохо себя чувствовать. 17 февраля состоялся последний концерт великого композитора и пианиста. Накануне своего 70-летия , 28 марта Сергея Васильевича Рахманинова не стало. В эти дни от Союза советских композиторов пришло поздравление с предстоящим юбилеем, о котором композитор уже не узнал. Отпевали его в церкви на окраине в Лос – Анжелесе, а могила его находится на русском кладбище в Кенсико близ Нью-Йорка. Почти до конца своей жизни Рахманинов не принимал американское гражданство, и только когда со здоровьем стало совсем плохо, это было сделано. К великому сожалению, прах великого композитора так и не перевезли на Родину, а ведь это было его мечтой!

«Что такое музыка? Это тихая лунная ночь, это шелест живых листьев, это отдаленный вечерний звон, это то, что рождается только в сердце и идет только к сердцу.Это любовь! Мать музыки – поэзия, а сестра её – грусть!» - эти слова принадлежат великому русскому композитору, великому русскому романтику Сергею Васильевичк Рахманинову.

В заключении нашего концерта, в исполнении С. В. Рахманинова прозвучит одна из потрясающих по красоте пьес – «Элегия».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!