СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час приуроченный к дню памяти жертв Холокоста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час приуроченный к дню памяти жертв Холокоста

Просмотр содержимого документа
«Классный час приуроченный к дню памяти жертв Холокоста»

Классный час, посвящённый международному дню памяти жертв Холокоста

Цели:                                                      

- познакомить учащихся с трагедией Холокоста;

-научить осознавать важность противостояния национализму, идеям геноцида;

- совершенствовать навык монологической речи

Задачи:

 - познакомить учащихся с такими понятиями, как: холокост, геноцид, антисемитизм; осветить хронологию Холокоста в Германии; познакомить с биографией жертв Холокоста;

-  познакомить учащихся с произведениями литературы и кинематографа, изучающими проблему антисемитизма и геноцида;

- способствовать формированию уважительного отношения к представителям различных национальностей;

Вступительное слово учителя:

Есть в мировой истории такие события, которые не укладываются в сознании нормального человека. Думая о них, ты каждый раз не можешь поверить в то, что это происходило на самом деле, что люди сами, своими руками сотворили то, что сотворили.

27 января Мир вспоминает жертв Холокоста.Холокост переводится с латыни как «всесожжение, жертвоприношение». В основе его лежитантисемитизм.Вы сталкивались с этими понятиями? Что они обозначают? (ребята вспоминают, что им известно об этом историческом и социальном явлении).

Антисемитизм– это враждебное отношение к евреям как к этнической группе или к иудеям как к религиозной группе.

Холокост–этопреследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны. Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.Слово «холокост» может обозначать геноцид, т.е. преднамеренное уничтожение любого народа, однако при использовании слова «Холокост» с заглавной буквы имеются в виду события именно Второй мировой войны.

Попробуем кратко осветить хронику событий:

В 1933 году в Германии к власти приходит лидер национал – социалистической немецкой рабочей партии – Адольф Гитлер. И в это же время начинаются гонения на представителей еврейского народа. Сторонники партии были яростными антисемитами: они обвиняли евреев в предательстве во время Первой мировой войны, на них перекладывали вину за экономическую депрессию 20 – 30 – х годов.

Преследование и уничтожение евреев разделялось на три этапа: первый этап продолжался до 1940 года и сводился к решению еврейского вопроса в Германии и занятых ею областях с помощью планового выселения. Евреям запрещалось поступать на госслужбу, вступать в брак с арийцами, обучаться вместе с немцами, посещать культурные мероприятия; они лишались политических и социальных прав. Их постепенно «выдавливали» из Германии, отбирали имущество и деньги, которые могли понадобиться для ведения будущей войны.

Вопрос для размышления: ребята, что, на ваш взгляд, наиболее чудовищно и абсурдно в том положении, в котором оказались люди? (ребята высказывают свои мнения).

Всё верно. А я каждый раз думаю о том, что для большинства из этих людей Германия была единственной и самой настоящей Родиной. Страной, в которой они родились, выросли, хотели жить и работать. И теперь в своей родной стране они оказались изгоями, врагами, людьми, недостойными существования.

В ноябре, в ночь с 9 на 10 число, 1938 года произошла «Хрустальная ночь»: после убийства Эрнста фон Ратта начались погромы еврейских домов, магазинов. Им запретили посещать общественные места, пляжи. На одежде полагалось носить опознавательный знак – жёлтую звезду.(Учитель показывает жёлтую звезду Давида на экране)

Второй этап преследований начался именно с этого времени (1940г): концентрация всех евреев в Польше и других занятых Германией восточных областях в гетто. Что такое гетто?

Гетто - это изолированные районы города, куда принудительно заселяли представителей религиозных, этнических или расовых меньшинств. Самое большое гетто – Варшавское (400 000 человек).

Второй этап преследований евреев продолжался приблизительно до начала 1942 года. Третьим этапом было так называемое «окончательное решение еврейского вопроса», то есть планомерное уничтожение еврейского народа. Это решение не афишировалось, и мало кто (в том числе и будущие жертвы) в то время мог поверить, что в XX веке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших. Там евреев убивали угарным газом в закрытых грузовиках — «душегубках». Жена коменданта одного из лагерей Эльза Кох приказывала убивать людей смертельной инъекцией, а кожу жертв использовать в качестве материала для изготовления предметов интерьера: скатерти, переплёты книг, картины, абажуры. Она получила прозвище мадам Абажур.

Концлагерь отличался от лагеря смерти тем, что в нём узники сперва подвергались рабскому труду. Лагерь смерти предполагал полную ликвидацию людей в течение двух часов: их травили газом, реже расстреливали.

Самый массовый расстрел произошёл в Киеве в 1941 году в местечке Бабий Яр.

Всем вам известны названия лагерей Аушвиц – Беркенау, Бухенвальд, Дахау, Треблинка, Яновский лагерь. В Яновском лагере (г.Львов) нацисты организовали из числа узников оркестр: во время пыток, истязаний и расстрелов всегда играла музыка - «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным. В числе оркестрантов былитакже профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунт и другие известные музыканты.

Нацисты планировали уничтожить 12 млн евреев. Им удалось убить 6 млн. За этой ужасающей цифрой стоят судьбы людей, о многих из них мы уже никогда не узнаем, об их нечеловеческом страдании и муках. Но я предлагаю вспомнить некоторых из них.

Анна Франк.

В течение двух лет семья Анны Франк (1929 — 1945) скрывалась в убежище в одном из офисных домов в Амстердаме. На протяжении этого времени девочка вела дневник, фиксируя хроники войны и свои личные переживания. Весной 1944 года Анна услышала по радио выступление министра образования Нидерландов ХерритаБолкештейна, который призывал граждан сохранять любые документы, свидетельствующие о страданиях народа в годы немецкой оккупации. Особой ценностью, по словам политика, будут пользоваться дневники. Тогда-то Анна и приняла решение переписать свой дневник, переделав его в роман.

Однако уже через несколько месяцев убежище, в котором скрывались Анна и еще несколько человек, было вскрыто. Его жители были отправлены в концентрационные лагеря. Анну и ее старшую сестру Марго отделили от родителей и отправили в Берген-Бельзен, где через четыре месяца пребывания обе девушки подхватили сыпной тиф. В начале февраля Марго упала с нар и провела последние дни жизни в забытьи, лежа на полу, — поднять ее ни у кого не было сил. Спустя несколько дней после смерти сестры бездыханное тело Анны нашли на улице.

По словам друзей, пребывавших в том же лагере, Анна могла бы продержаться до освобождения, если бы знала, что ее отец жив. Отто Франк, единственный выживший обитатель убежища, дал согласие на публикацию некоторых фрагментов дневника дочери в 1946 году. 25 июня 1947-го книга вышла тиражом в 3000 экземпляров, который быстро был распродан. К 1950 году дневник переиздали шесть раз. В дальнейшем он был переведен на 67 языков, и к началу 1980-х его общий тираж составил 16 миллионов экземпляров.

Учитель предлагает ребятам прочесть выдержки из дневника Анны (распечатка).

«Можно заткнуть людям рот, но нельзя запретить им думать, лишь потому, что они слишком молоды.»

«Для всякой девушки тот день, когда ее впервые поцеловали, — самый важный день!»

«Петер сказал ещё: 
— Евреи всегда были и будут избранным народом.
Я ответила: 
— Хорошо бы они хоть раз были избраны на что-то хорошее.»

«Солнышко сияет, небо голубое-голубое, веет приятный ветерок, и мне так хочется... так хочется... всего!.. Хочется поговорить, хочется свободы, друзей, хочется побыть одной. Так хочется... плакать!»

«Анна спросила: «Почему они хотят сделать из нас зверей?». На что кто-то ответил: «Потому что они сами — дикие звери».

«Пока я могу видеть это, — подумала я, — безоблачное небо и солнечный свет — я не смею грустить.»

«После каждой войны всегда говорят: это никогда больше не повторится, война — такой ужас, любой ценой нужно избежать ее повторения. И вот люди снова воюют друг с другом, и никогда не бывает иначе. Пока люди живут и дышат, они должны постоянно ссориться, и как только наступает мир, они опять ищут ссоры.»

Я предлагаю посмотреть фрагменты художественного фильма «Дневник Анны Франк» (2009 г.)

Вопрос учителя к классу: что можно сказать о характере Анны Франк? Почему её дневниковые записи стали настоящим документом эпохи?

Ева Сэпеши

Учитель показывает фото Евы Сэпеши и зачитывает её слова:

«Хуже Освенцима может быть только одно – забыть о нём…»

Слова учителя:

70% процентов людей, привезенных в Освенцим, убивали в течение первых суток. Железнодорожные рельсы шли прямо до газовых камер. Людей выгружали из вагонов, кого-то отбирали для работы, а остальных тут же убивали.

Вагон, в котором ехала Ева, направили в барак, а селекцию назначили на следующее утро. Перед рассветом к девочке неожиданно подошла словацкая женщина, работавшая в Освенциме надзирателем.

"Сколько тебе лет? 12? Тебе 16, и не пробуй даже прикинуться младше!", - грозно сказала она.

Ева испугалась и растерялась, но когда на общем построении ее спросили о возрасте, она выпалила в ответ: "Шестнадцать". Это спасло ей жизнь.

Всех, кто был младше, отправили в газовые камеры, а Еву определили на работу в каменоломню.

"К январю 1945 года я была уже очень-очень больна, и у меня абсолютно не осталось сил. А вокруг лежали мертвые или еле живые люди. Красная Армия была уже близко. Фашисты отступали и уводили с собой всех, кто еще мог стоять на ногах. У них был приказ пристрелить тех, кто оставался в Освенциме, чтобы некому было рассказать, что они там творили", - вспоминает Сэпеши.

Ева тогда постоянно теряла сознание и была на грани смерти. На нее решили не тратить патроны.

Одна из учениц читает выдержку из воспоминаний Евы (карточка):

В какой-то момент я очнулась и поняла, что лежу на горе трупов. У меня абсолютно не было сил, но я не хотела сдаваться. Я что-то промычала, ко мне подошел человек и накормил меня снегом. Мне так помог этот снег! Когда я снова открыла глаза, я увидела перед собой русского солдата в такой красивейшей меховой шапке. На ней была красная звезда. Он мне улыбнулся... И я была так счастлива тому человеческому теплу, которое излучало его лицо. Это вернуло меня к жизни. Я всегда буду помнить его", - добавляет Ева, улыбаясь.

Вопрос учителя к классу: ребята, как вы понимаете смысл высказывания Евы Сэпеши о том, что «хуже Освенцима может быть только одно – забыть о нём»? Согласитесь: о подобном опыте хочется именно ЗАБЫТЬ. Нет ли здесь противоречия? (учащиеся высказывают свои суждения).

Виктор Франкл

Учитель показывает фото Виктора Франкла и зачитывает цитату из его книги «Сказать жизни «ДА!»: «Так что же такое человек?  Это

существо, которое  изобрело газовые камеры. Но это и существо,

которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».

Слова учителя:

Этого человека можно назвать высококвалифицированным психотерапевтом, летчиком, в пожилом возрасте совершившим первый полет, альпинистом-покорителем горных вершин, добрым гением, писавшим книги, позволяющие посмотреть на жизненную суету другими глазами, композитором, создававшим музыку для популярных передач, узником, оставшимся в живых в жутких условиях концлагеря. 

Вена – родной город Франкла. Там он работал неврологом и психиатром.

Военные события 1940-х годов помешали изданию первой рукописи психиатра, которую он назвал «Врачевание души». В ней он изложил основы логотерапии, методы лечения при помощи поиска смысла жизни. В тот период Виктор заведовал неврологическим отделением в Еврейском госпитале Вены. Он не уехал из страны, потому что чувствовал ответственность перед престарелыми родителями, понимая, что, эмигрируя в Америку, оставит их без помощи. Остался, четко осознавая, что шансов выжить ему, еврею, практически нет.

В течение двух лет психотерапевт продолжал трудиться, потому что у него лечился офицер гестапо, от которого зависела его судьба. В 1942 Франкл, его супруга и родители были отправлены в концлагерь Терезиенштадт. 

Сам Франкл сумел выжить в 4-х концлагерях. Ведь ему было ради чего жить. Виктор как зеницу ока берег рукописный вариант книги, в котором находился первый вариант его учения о смысле. К сожалению, ее сохранить не удалось, но и тут он не упал духом. В горячечном бреду тифозного барака, в течение 16 ночей Виктор воссоздавал свой труд, делая в темноте короткие стенографические записи на крошечных кусочках бумаги. 

Пройдя нацистские лагеря смерти, Франкл понял, что выживают не физически, а духовно крепкие люди, люди, которым есть, для чего жить.

Учитель предлагает ребятам прочитать цитаты из книги Франкла «Сказать жизни «Да!» и ответить на вопрос: что, по мнению автора, является главным в человеке?

«Те из нас, кто изучал медицину, имели возможность убедиться: учебники лгут! В них написано, что человек не может обходиться без сна более стольких-то часов — вранье! Это только выдумки, что человек не может того или иного делать, не может спать, «если не», не может жить «без...»! Приходишь к выводу, что прав был Достоевский, определив человека как существо, которое ко всему привыкает. Если бы нас спросили, насколько это верно, мы бы ответили: «Да, это так. Человек ко всему привыкает. Но не спрашивайте нас — как».

«Чувствительные люди, с юных лет привыкшие к преобладанию духовных интересов, переносили лагерную ситуацию, конечно, крайне болезненно, но в духовном смысле она действовала на них менее деструктивно, даже при их мягком характере. Потому что, им-то и было более доступно возвращение из этой ужасной реальности в мир духовной свободы и внутреннего богатства. Именно этим и только этим можно объяснить тот факт, что люди хрупкого сложения подчас лучше противостояли лагерной действительности, чем внешне сильные и крепкие».

«На свете есть две «расы» людей, только две! — люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!»

«Наступает и время, когда все пережитое в лагере человек вспоминает, как кошмарный сон. И главным его достижением становится то несравненное чувство, что теперь он уже может не бояться ничего на свете —

Оскар Шиндлер

Мне хочется познакомить вас с историей человека, который своими действиями доказал, что даже в самое страшное время можно отважиться на рискованный, но благородный поступок.

Оскар Шиндлер - судетский немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехословакии. Его история легла в основу книги Томаса Кенилли«Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера» Стивена Спилберга.

Сейчас мы увидим фрагмент этого фильма. В этом фрагменте Оскар Шиндлер диктует имена заключённых евреев для включения их в список якобы необходимых для фабрики рабочих единиц. Почему герой фильма говорит об этом списке: «Он - сама жизнь»?

Заключительное слово учителя:

сегодня мы вместе со всем Миром вспоминали о величайшей трагедии, равной которой трудно отыскать в истории. В основе этой трагедии лежала ненависть. Но откуда она взялась? Я прочитаю отрывок из романа «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (мама писателя бала расстреляна в гетто):

«Антисемитизм проявляется разнообразно - он в насмешливом, брезгливом доброжелательстве и в истребительных погромах.

Разнообразны виды антисемитизма - идейный, внутренний, скрытый, исторический, бытовой, физиологический; разнообразны формы его индивидуальный, общественный, государственный.

Антисемитизм встретишь и на базаре, и на заседании Президиума Академии наук, в душе глубокого старика и в детских играх во дворе. Антисемитизм без ущерба для себя перекочевал из поры лучины, парусных кораблей и ручных прялок в эпоху реактивных двигателей, атомных реакторов и электронных машин.

Антисемитизм никогда не является целью, антисемитизм всегда лишь средство, он мерило противоречий, не имеющих выхода.

Антисемитизм есть зеркало собственных недостатков отдельных людей, общественных устройств и государственных систем. Скажи мне, в чем ты обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват.

Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в равноправной жизненной борьбе, всюду - в науке, в торговле, в ремесле, в живописи.

Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных разобраться в причинах своих бедствий и страданий. В евреях, а не в государственном и общественном устройстве видят невежественные люди причины своих бедствий. Затем государственный антисемитизм становится истребительным. В эпохи, когда всемирная реакция вступает в гибельный для себя бой с силами свободы, антисемитизм становится для нее государственной, партийной идеей; так случилось в двадцатом веке, в эпоху фашизма.
Учитель включает кадры кинохроники (фоном звучит песня «Еврейская мелодия» в исполнении Эльмиры Галеевой)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам посмотреть один из фильмов на тему геноцида еврейского народа:

«Жизнь прекрасна» (1997 год)

«Дневник Анны Франк»(2009 г.)

«Мальчик в полосатой пижаме» (2008 г.)

«Список Шиндлера» (1993 г.)

«Шоа» (документальный фильм, 1985 г.)

После просмотра выбранного вами фильма постарайтесь ответить на вопрос: какие мысли и чувства вызвала у Вас история, рассказанная в фильме?

Я благодарю всех вас за сегодняшнюю нашу беседу. Как важно вспомнить о тех, кто претерпел столько страданий и кто уже никогда не проживёт свою единственную прекрасную жизнь. Думая о судьбах этих людей, мы должны помнить о ценности человеческой жизни. Ею действительно стоит дорожить!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!