Классный час. «Семья и отечество в моей жизни.»
Цель и задачи:
- формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного
отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания, любви к Родине, чувство гордости за своё Отечество;
- формирование у детей представления о семье как о людях, которые гордятся своей родословной
Ход мероприятия:
I. Вступление.
-Сегодня у нас классный час. Тему занятия не буду называть. Вы сами догадаетесь.
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один.
Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами, а наша деревня будет твоей Родиной.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья и Родина.
- Раньше на Руси говорили что семья – это семь человек живущих в одном доме. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.
-Давайте прочтём определение слова «семья» из толкового словаря.
Ребята, а из кого состоит семья? Давайте отгадаем загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Учитель: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные. А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.
И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. Давайте познакомимся с вашими семьями, но сделаем это необычным способом. Я знаю, что для классного часа вы подготовили ладошки, вырезанные из бумаги. Опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? Ведь семьи бывают разные: весёлые, путешествующие, любящие, отзывчивые, дружные… А какая ваша семья?(Ответы учеников) Используя эти ладошки в каждый пальчик необходимо вписать слова – характеристики вашей семьи. Не случайно именно руки выбраны для этого задания. Как вы думаете почему? (ответы детей: умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Дети работают под музыку. Не забудьте подписать, чья это семья. Например, семья Ивановых.
Учитель: Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить по кругу.
- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши
ладошки? (Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг является гарантией вашей защищенности.)
Теперь вам необходимо выйти прикрепить свою ладошку к кругу.
Выход учеников.
Учитель: Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек- это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.
Учитель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу»
Учитель: У каждой семьи свой уклад, свои интересы, привычки, своя родословная. Не даром говорится « Какие корешки, такие и ветки. Какие родители, такие и детки» . Я знаю, что некоторые ребята подготовили генеалогическое древо своей семьи и готовы нас познакомить поближе со своей семьёй. (Выступление учеников )
. Важность семьи для нашего государства огромна. С 1994 года учреждён Международный день семьи, который мы отмечаем ежегодно.
- В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности.
- Семья, дом — это крепость, в которой безопасно. Это мир, где царят …. любовь, уважение, тепло и взаимопонимание.
Стихи учащихся о семье:
Даяна Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Борис Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Савгира Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Учитель: Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Слушаем песню «Родительский дом».
Учитель: Ребята я очень рада, что вы смогли осознать и понять всю ценность семьи, и как важно ее беречь. Жизнь любого человека тесно связана с его Отечеством, Родиной. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого – это любовь к Дому своему, к своему Отечеству, своей Родине. Как называется наша Родина, наше Отечество? (Россия)
-А что именно мы называем Родиной? (ответы детей).
Дети читают определение «Родина», стихи о Родине.
Россия – наша большая общая Родина, где живут миллионы людей самых разных национальностей. Живут в мире и дружбе. Вместе строят счастливое будущее для своих детей. Но в сердце каждого гражданина России особое место занимает его малая Родина. Это тот уголок, та частичка большой России, где он Родился и вырос. Для нас с вами это место – КАЛМЫКИЯ.
-Чем славится наша Калмыкия? (край земледелия, животноводства,)
-Издавна наши земляки занимались разведением скота. Раньше калмыки вели кочевой образ жизни. Почему?
Свято чтят калмыки традиции предков . А какие традиционные праздники отмечают в вашей семье?
-Дорогие ребята, вы вырастите, создадите новые семьи и продолжите традиции своих отцов и дедов, как это сделали ваши родители. И в свою очередь научите своих детей любить Родину, ценить и любить свою семью, продолжать традиции наших предков. А теперь все вместе споём песню на мотив песни «Маленькая страна».
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
-Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за участие и за внимание.