СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Толерантность.Это что?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для улучшения психологического климата в аклассе я провела классный час "Толерантность.Что это?"Я постаралась создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми,выработать принципы толерантного поведения в классе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Толерантность.Это что?»

Классный час на тему «Толерантность. Это что?»

Класс: 4

Актуальность

 проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Цель:

 Улучшение психологического климата в классе.

Задачи:

 -Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (различиям по полу, возрасту, национальности, расе, мировоззрению).

- Предупредить социально-эмоциональные проблемы у учащихся.

- Выработать принципы толерантного поведения.

-Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

Форма проведения:

классный час

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся. Развитие навыков социального поведения.























Толерентность– это уважение права других быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда. Толерантность– это милосердие, забота. Толерантность– это доброта души. Толерантность– это уважение. Толерантность– это сострадание. Толерантность– это дружба. Толерантность– это терпение.

Перед проведением классного часа проводится анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев. Для того чтобы жить без конфликтов и войн, важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. 
Кроме того, не так легко быть полностью объединенными в любой группе: будь то государство, школа, семья и т.д. именно потому, что мы разные и для того, чтобы жить в мире и согласии, нам необходимы такие качества как взаимоуважение, уступчивость, сдержанность, доброжелательность. 
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из важных качеств личности, которое позволяет правильно понять другого человека, его культуру и традиции. 
Для начала мы с вами попробуем выяснить, какие сходства и различия существуют между людьми. 

1. «Сходства и различия». 
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». 
Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля. 
Вопросы для обсуждения:

Ø Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

Ø Национальность влияет на взаимоотношения людей?

Ø Какие религии вы знаете?

Ø Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

Ø Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Ø Как общаются между собой старые и молодые люди? 
Вывод. 
О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

 

2. «Давайте пофантазируем...» 
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, национальность, сумма знаний и т. д.). 
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? 
Хорошо или плохо, что мы все разные? 
Как жить в мире, где столько разных людей? 
Таким образом, различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества и толерантности. Не всем, может, знакомо это слово, и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и умеющий уважать других. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. 

3. Что же такое толерантность?

Термин толерантность определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. 
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара (сообщение подготовили Королева Е., Кишкина М.) 
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: 
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; 
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; 
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы). 
А что объединяет эти определения? (Ответы). 
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).


Рассмотрение и анализ схемы толерантности.


Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам

, Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

«Молитва о встрече».


Проигрывание ситуаций:

 

1. Две дороги. «Перед вами две дороги, выбирайте» Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

 - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват.

 - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

 - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

 - Что с вами? – спросила она мужчину, – что с вашей ногой?

- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам!

 Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

 

      Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Марка Лисянского «Добрые слова». Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела нужны? Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты.

 

Игра «Комплименты».

 Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).

     Вывод: Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить. 
Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.

 

 Игра «Волшебная рука»

 Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Рисунки можно вывесить на стену. Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

 

 

 Сейчас мы будем учиться решать сложные ситуации. Для этого разделимся на группы, и каждая группа будет обсуждать проблему, используя данные вопросы, а затем предложит найденные общими усилиями пути выхода из ситуации (остальные группы могут соглашаться, возражать и предлагать свои варианты).


 Итак, «Что делать, если…»:


· Я переехал на новое место и пришел в новый класс.


· Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.


 · Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.


· У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.


Творческое задание 
Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, поселок, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

 Возможные варианты:

· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

· Не ссориться, стараться понять друг друга

· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

· Больше общаться, узнавать друг друга

· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше


В конце классного часа проводится анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

1. Какие национальности ты знаешь? _____________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________

2. Кто ты по национальности? _________________________________

__________________________________________________________

3. Дети, каких национальностей учатся в вашем классе? __________________________________________________________________

4. Знаешь ли ты, кто по национальности твои родители? _____________

_____________________________________________________________

5. Люди, каких национальностей живут в России?_________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________

6. Чем отличаются люди разных национальностей?_____________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие национальные праздники своего народа ты знаешь?_____________________________________________________________________________________________________________________________

8. Чем похожи люди разных национальностей? ____________________

__________________________________________________________

9. Какие ты знаешь сказки, загадки, игры разных народов ? ____________________________________

_____________________________________________________________

10. Зачем нам необходимо знакомиться с культурой других народов?________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дорогой друг! Прочитай 10 высказываний и расставь цифры от 1 до 10 в порядке значимости, то есть, какое ощущение, возникающее у тебя при чтении высказывания, ты бы отнес на первое место, какое на второе и т. д. Каждому высказыванию (ощущению) должно соответствовать место (цифра). Спасибо за работу!






Описание чувств

Ранг

(от 1 до 10)


1.

Когда я встречаюсь с людьми другой национальности, у меня возникает чувство интереса, ожидания чего-то необычного, но страшного.



2.

Когда я встречаю людей другой национальности, то у меня возникает волнение, беспокойство и я стараюсь поскорей уйти от этих людей.



3.

При знакомстве с людьми другой национальности я испытываю интерес, радость.



4.

Я испытываю чувство пренебрежения к людям других национальностей.



5.

В обществе людей другой национальности я чувствую себя безразлично.



6.

Когда я помогаю людям другой национальности, то у меня возникает чувство удовлетворения.



7.

Когда я узнаю что-то новое о жизни людей другой национальности, то я испытываю интерес удовлетворение.



8.

Когда я нахожусь в обществе людей другой национальности, то испытываю чувство опасности.



9.

Когда я общаюсь с людьми других национальностей, то чувствую себя неуверенно, смущаюсь.



10.

У меня возникает чувство интереса при встрече с культурой и фольклором другого народа.







Данный тест построен на основе ранжирования своих чувств, вызванных на взаимоотношении с людьми другой национальности. При распределении ребёнком места каждого эмоционального состояния отражается его эмоциональное самочувствие в многонациональном окружении и отношение ребёнка к этому окружению.

Значимыми для исследования являются первые пять рангов. Из десяти предложенных высказываний теста к положительным, что соответствует низкому уровню сформированности эмоционального компонента этнической толерантности, мы отнесли пять: два высказывания из них носят ярко выраженный отрицательный характер и три содержат в своём определении нейтральные ощущения (смущение, неуверенность, безразличие) и подразумевают безразличие к людям другой национальности, отсутствие желания вступать с ними в контакт.

За каждое положительное высказывание выставляется 2 балла, за нейтральное - 1 балл и за негативное - 0 баллов. На основе количественных характеристик к высокому уровню будут относиться дети, набравшие в результате тестирования от 8 до 10 баллов; к среднему от 5до 7 баллов, к низкому менее 5 баллов.

Литература:

1. Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы [Текст]/ И.С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 41-44.

2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова// Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001., № 1. - C. 8 -18.

3. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников [Текст]/ Л.В. Байбородова// Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С

4. Бобинов, С. Приёмы восприятия толерантности [Текст]/ С. Бобинов// Педагогическая техника. - 2008. - №5. - С. 39-49.

5. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему). [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд.-во МПСИ; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2011. - 240 с.

6. Буркова, В. Мы разные, и мы вместе [Текст]/ В. Буркова// Семья и школа. - 2008. - №12. - С. 2-3.

7. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ [Текст]/ Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов - н/Д: ГинГо, 2004. - 271с.

8. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе [Текст]/ Е. Громова // Воспитание школьников.- 2006. - №1. - С. 13-17.

9. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе [Текст]/ А.Н. Джуринский. - М: 2007.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!