СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час_Тренинг для подростков "Умей сказать НЕТ" 8А класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка сценария к классному часу_тренинг для подростков "Умей сказать НЕТ" для 8А класса

Просмотр содержимого документа
«Классный час_Тренинг для подростков "Умей сказать НЕТ" 8А класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №6 г.Хабаровска


Классный час

Тренинг для подростков «Умей сказать «нет»»



Дата и время проведения:

07 сентября 2023 года в 08:00

Место проведения:

113 кабинет гимназии

Сценарий составила:

Горбунова Татьяна Борисовна

классный руководитель 8А класса

Цель: формирование навыка позитивного социального поведения у подростков и обучение способам отказа от предложения употребления алкоголя, табака и т. п.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у подростков представление о силе группового давления на личность.

  • Формировать умение противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

  • Отработать навыки уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Развивающие:

  • Развивать способность конструктивного взаимодействия.

  • Расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей понятие о важности принятия собственного решения.

Методы обучения: словесные, наглядные практические.

Форма обучения: тренинг.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование, дидактические материалы: флипчарт, маркер, плакаты «Виды отказов», карточки с ситуациями, памятки для детей «Правила уверенного отказа».



Ход занятия

Вводная часть

Дети садятся в круг.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать сегодняшнее занятие с приветствия. Сейчас каждый будет называть свое имя рассказывать о своем настроении, самочувствии.

Педагог: Молодцы, ребята, всем спасибо! Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!». Как вы это понимаете?

Ответы детей.

Педагог: Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.



Основная часть



Упражнение – активатор «Кулак»

Педагог: Сейчас мы все вместе будем уговаривать одного участника разжать кулак. А участник должен сопротивляться и не поддаваться на наши уговоры.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

- Трудно ли было сопротивляться давлению группы? Почему?

- Что заставило вас сдаться?



Беседа с элементами тренинга.

Педагог: У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши друзья в классе. Приятели, живущие в одном дворе, товарищи по интересам. Скажите, ребята, почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе?

Ответы детей.

Педагог: Одинаковые интересы, общие увлечения объединяют людей в группы, однако совпадения не могут быть полными. Каждый из нас - индивидуальность и чем-то отличается от остальных. Именно это может отразиться на отношениях в группе: иногда группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас самих. Простой пример – это одежда. Несколько твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты ее тоже покупаешь, не смотря на то, что она тебе не идет. Специалисты называют такое явление групповым давлением. Ещё древнегреческий философ Эпиктет подчёркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин».

Ребята, приведите примеры, когда вас просили или принуждали, например, закурить, выпить.

Ответы детей.

Педагог: Ребята, а теперь пожалуйста, попробуйте ответить на следующие вопросы:

- Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

- Какую цель преследовал этот человек?

- Удалось ли вам отказаться?

- Кому труднее всего было отказывать в просьбе?

- Чьему давлению было тяжелее сопротивляться?

Ответы детей

Педагог: Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

Педагог выслушает ответы и выписывает их на доску.

Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно, не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все.

Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Анализ. 

– Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление?

- Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. Ответы детей

Педагог:

Итог упражнения.

Поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

1. Кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

2. Другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления: (после каждого вида дети должны привести пример)

а) Лесть, похвала;

б) Шантаж, подкуп;

в) Уговоры, обман;

г) Угроза, запугивание.

Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

Приведите примеры таких ситуаций.

Ответы детей

Педагог: К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?



Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».

Педагог: Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: «Ребята, спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

Ответы детей

Педагог:

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

Кто получил такой отказ? 

Ответы детей

Педагог:

в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем в парке». 

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». 

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Он агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим погулять» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Итог

- Какой вид отказа наиболее эффективен? Почему?



6. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»

Педагог: Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению.

Детям предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа

Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Разыгрывание ситуаций.

Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный и неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

Ситуация – 1. (автор, Диана, Ирина)

В дверь позвонили. Ирина открыла – на пороге стояла Диана, её давняя подруга. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Диана«Слушай, Ира, давай покурим».

Ирина: «Но я не курю, и сигарет у меня нет!».

Диана«Ну и что, у меня есть. Смотри, я такие прикольные ещё не пробовала!»

Ирина растерялась.

Диана протянула Ире сигарету: «Слушай, такой кайф, и не узнает никто! На, попробуй!»



Ситуация – 2. (автор, Александр, 1 подросток, 2 подросток)

Этих ребят Александр совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.

1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультики что ли посмотрим?»

Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.

2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Саши.



Ситуация – 3 (автор, Сергей, папа Инны)

Этого дня Сергей ждал очень долго. Совершенно неожиданно Инна – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Сереже, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Инны достал из шкафа большую красивую бутылку.

Папа Инны: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Большинство ребят за столом радостно оживились. Сергей насторожился.



Итог.

Педагог:

Давайте подытожим: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

Ответы детей



Обсуждение памятки

Памятка «Правила уверенного отказа»



1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие–либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).

6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.



Заключительная часть



Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».

Педагог:

- Что нового узнали?

Ответы детей

- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Ответы детей



Литература


  1. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь – С-П, 2000.

  2. А. Г. Макеева. Помогая другим, помогаю себе - Москва, «Просвещение», 2003.

  3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПб.: Речь, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!