СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 4 классе «Мой край задумчивый и нежный»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 4 классе «Мой край задумчивый и нежный»

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 4 классе «Мой край задумчивый и нежный»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Надеждино муниципального района Кошкинский Самарской области

Классный час в 4классе

«Мой край задумчивый и нежный»







Автор: Цыцорина Татьяна Васильевна - учитель начальных классов

с. Надеждино Январь 2014г.



Аннотация

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т.д., хотя совсем недалеко стоит мусорный ящик; разрешать детям гулять по газонам и т.д. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.

Цель мероприятия: ознакомление учащихся с природой Самарской области;

Задачи:

- пополнение знаний учащихся о родном крае,

-расширение кругозора и познавательного интереса у учащихся;

-воспитание чувства любви в своей Родине;

Форма проведения: живая газета.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки,

Приложение: презентация в программе Power Point

План занятия.

  1. Вступление: стихи детей о Родине, исполнение песни о России.

  2. Викторина

3. Живая газета:

1 стр. Географическая.

2 стр. Природоведческая.

3 стр. Геологическая.

4 стр. Знатоки.

5 стр. Литературная.

4. Итог занятия.

ХОД УРОКА

Два ученика читают наизусть стих. З. Александровой «Родина». (Слайд №2)

1-й ученик:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка- скромница
И ромашковый бугор…

2-й ученик:

А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.

Дети (хором):

Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

3-й ученик:

Побегут в моря воды вешние,
Зацветёт земля, сердце радуя,
Ах ты, Русь моя, песня нежная,
Сторона моя ненаглядная.

Дети исполняют песню. (Слайд № 3)

Песня о России

Музыка: В.Локтев. Слова: О.Высотская.

1. Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

2.Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Припев.

Учитель: Наш классный час мы посвящаем Самарскому краю. Хорошая тема для разговора. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной Самарский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Помните, у М. Пришвина есть замечательные слова: «Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы! Животным нужны лес, степь, горы – будем беречь лес, степь, горы! Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину».

Учитель: Чтобы любить и защищать природу, нужно её знать. Не зря ведь говорится: (Слайд №4).

«Жить – Родине служить», «Родина – мать, умей за неё постоять», «На родной сторонушке рад своей воронушке», «На родной сторонушке и камешек знаком», «Каждому свой край сладок!»

Сегодня мы развернём «живую» газету, в которой узнаем много нового о родном крае. Но сначала проведём викторину. ( Слайд № 5)

1) Как называется область, в которой мы живём? (Самарская область)

2) Какой город является областным центром? (г. Самара)

3) Сколько лет исполнилось Самаре? (427 лет)

4) В каком районе мы живём? (В Кошкинском районе)

5) Как называется наш районный центр и сколько ему лет? (с. Кошки, 277лет)

6) Как называется село, в котором мы живём и сколько ему лет?

(с. Надеждино, 155 года)

Первую страницу «живой» газеты открывает «Географическая» страница. (Слайд №6)

Дети представляют информацию.

Ученик: Дата образования Самарской области – 14 мая 1928 г. Регион входит в Приволжский Федеральный округ.

Географическое положение. (Слайд № 7) Самарская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в среднем течении реки Волги. Граничит: на юго-западе – с Саратовской областью, на западе и северо-западе – с Ульяновской областью, на севере – с Республикой Татарстан, на северо-востоке, востоке и юго-востоке – с Оренбургской областью. На юго-востоке Самарская область имеет также небольшой участок границы с Казахстаном.

В нашей области есть крупные города: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Отрадный.

Страница № 2 «Природоведческая» (Слайд №8)

Ученик: Богат и разнообразен природный мир нашей области. Одним из самых примечательных и живописных мест области является Самарская Лука. Здесь сохранились редкие виды животных и реликтовые растения доледникового периода. Экзотические скалы и утесы, глубокие лесные долины и пещеры уникальных Жигулёвских гор — это не только памятники природы. Они хранят следы деятельности древнего человека, память об атамане Разине, повстанцах Пугачёва и других событиях в истории нашей Родины. В пределах Самарской Луки находятся Жигулевский государственный заповедник имени И.И.Спрыгина и национальный парк «Самарская Лука».

Ученик: (Слайд №9) Вдоль северной части волжской излучины протянулись знаменитые Жигулевские горы — одно из наиболее живописных мест на всей Восточно-Европейской равнине.

(Слайд № 10) В пределах области Волга делает большой изгиб, образуя Самарскую Луку. Гористый, сильно расчлененный рельеф, глубокие долины, поросшие густой растительностью, утесы и скалы, сложенные известняками и доломитами, оригинальные по своей форме вершины и курганы сделали Жигули замечательным уголком Поволжья, ценным не только в эстетическом, но и в научном отношении. Самарская область лежит на границе между лесом и степью, а ее территория располагается в двух природных зонах — лесостепной и степной.

Ученик: (Слайд №11) Животный мир Самарского региона также богат и разнообразен. В настоящее время в Самарской области обитает:

50 видов рыб (лещ, линь, плотва, уклейка, голавль, жерех, окунь, судак, щука, сом и др.)

11 видов земноводных (жаба, лягушка, жерлянка, тритон)

11 видов пресмыкающихся (ящерица, уж, гадюка, веретеница, полоз)

235 видов птиц (жаворонок, перепел, кряква, чайка, лебедь, овсянка, соловей, сова и др.)

73 вида животных (белка, бобр, крот, волк, лось, еж, зайцы, куница, хорек, рысь, косуля, кабан)

(Слайд №12, слайд № 13, слайд № 14)

Ученик: (Слайд № 15) Животные Самарской области, занесенные в Красную книгу РФ - дрофа, скопа, вечерница гигантская, огарь ( утка красная).

(Слайд №16) В списках редких и исчезающих животных, включенных в «Красную книгу Российской Федерации» числится жук-олень, зелёный дятел.

(Слайд № 17) Ученик: В Самарской области произрастает от 1500 до 1800 видов растений. Общая площадь лесов Самарской области, составляет свыше 700 тысяч га, лесистость – 12,2 %,  т.е. область малолесная. Главная лесообразующая порода – сосна. Бузулукский бор, Муранский бор, Рачейский бор. Основу лесного фонда Самарской области составляют лиственные леса (дубравы, осинники, ивняки, берёзо - ольховые леса).

(Слайд № 18) Муранские брусничники. Рачейский бор.

(Слайд № 19) Ученик: В списках редких и исчезающих растений и животных, включенных в «Красную книгу Российской Федерации», числится немало эндемичных видов. Часть из них представлена на территории Самарской области. Эндемичными видами являются такие растения и животные, которые встречаются лишь на одной, строго ограниченной территории, и нигде больше. Вот некоторые из них.

(Слайд № 20) Боярышник волжский.

(Слайд № 21) Колокольчик волжский.

(Слайд № 22) Тонконог жестколистный.

(Слайд №23) Ученик: Самарская область превратилась в могучий аграрно-индустриальный комплекс. На ее полях труженики сельского хозяйства выращивают зерно, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты и другие культуры.

Ученик: (Слайд № 24) Многое мы имеем от природы. Волга — «главная улица России», является не только источником водоснабжения, но и производителем электроэнергии, которая дает силу для сотен промышленных и сельскохозяйственных предприятий, способствует развитию культуры и улучшению быта людей. Природа — это источник удовлетворения и эстетических потребностей людей. Без природы невозможно само наше существование. Вот почему необходимо постоянно заботиться о сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, о бережном отношении к окружающей среде. Но чтобы успешно сохранять родную природу, надо хорошо ее знать.

Учитель: (Слайд № 25)

Природные объекты Кошкинского района нуждающие в охране.

1. Лесная и степная растительность.

Лесные массивы: Кошкинский, Кармалинский, Васильевский, Грановский, Шпановский, Ст. Ивановский, Ст. Максимкинский леса, Надеждинская лесостепь.

2. Озера, болота и другие водоемы.

Реки: Кондурча, Липовка, Быковка, Чесноковка, Бол. Черемшан, Кармалка, Камышлейка.

Озера: Шайтан – озеро, Лебяжье, Канавка, Степное, Гнилое, Мордовское.

Болота: Гипновое (Моховское), Топкино.

3. Геологические обнажения.

Овраги: Чесноковский, Манерова лощина, Быковский.

(Слайд № 26) Река Кондурча.


Страница № 3 «Геологическая» (Слайд № 27)

Ученик: Огромными природными богатствами обладает наша область. На территории области открыто более 380 месторождений нефти. Также имеются другие топливные ресурсы: природный газ, горючие сланцы. Разнообразное минерально-строительное сырье, а также гидроресурсы. Есть запасы самородной серы, цементного сырья: мела, глины, песка. На поверхность выходят различные минеральные источники. Один из них, Серноводский, известен еще со времен Петра I. На его базе действует всероссийский курорт Сергиевские Минеральные Воды.

Страница № 4 «Знатоки» (Слайд № 28)

Учитель: Найди лишнее!

- Я утверждаю, что у нас в области есть такие города: Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Челябинск. ( Челябинск)

- В нашем районе есть такие сёла: Четыровка, Советское, Новая Жизнь, Орловка. (Советское)

- В нашем краю протекают такие реки: Урал, Волга, Кондурча, Дунай, Сок, Самара. (Урал, Дунай)

Учитель: Открываем последнюю страницу № 5 «Литературную», в которой мы услышим стихи наших местных авторов. Это Иван Акулиничев и Гакиль Сагиров.

(Слайд № 29) Иван Акулиничев

Учитель: Родился 2 ноября 1933 г. в селе Кошки. Окончил среднюю школу и Куйбышевскую школу техников-строителей. Служил в Советской Армии. Работал забойщиком на угольных шахтах Донбасса. Был монтёром связи. С 1963 по 1999 год работал ответственным секретарём Кошкинской районной газеты. Поэт. Награждён двумя медалями. Член Союза писателей России с 1997 года.

(Читает стихотворение заранее подготовленный ученик)

Пасу коров у речки

Пасу коров у речки,

Близ ив и тополей,

Где дышится мне легче,

Мир кажется светлей.

Деревья ровным шумом

Над Кондурчой шумят,

Настраивая думы

Мои на светлый лад.

Кузнечики на скрипках

Пиликают в траве:

«Забудь свои ошибки

И передряги все!».

И на ресницах лета

Белеют облака,

Разбросанные ветром,

Как брызги молока.

Брожу с рогатым стадом.

В лугах лук дикий рву.

Грудь распирает радость:

На свете я — живу!

(Слайд № 30) Гакиль Сагиров

Учитель: В 17 лет Гакиля Сагирова, талантливого деревенского паренька, мечтавшего стать художником, тяжелая болезнь приковала к постели. После операции на позвоночнике единственное, что оставалось в его силах – небольшой поворот головы. Зажав в зубы карандаш, он рисовал и писал стихи.

(Слайд № 31) (Читает стихотворение заранее подготовленный ученик)

«Гимн материнским рукам».

Вот как оно звучит в переводе на русский язык В. Шленского.

И почему я не художник?

Зашел бы на высокий склон,

Гранит стесал бы замороженный,

И стал бы памятником он.

Пусть будет память рук хранима

Гранитом этим на века,

Чтобы люди проходили мимо

И кланялись твоим рукам.

Учитель: (Слайд № 32)

А нашему родному краю мы пожелаем:

Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного

И счастья желаю тебе.

Итог занятия: Дорогие ребята вы сегодня ещё раз убедились, в том что наш край действительно уникален и неповторим. Его судьба зависит от каждого из нас. Любите его и храните любовь к нему всегда.

(Слайд № 33)

























Использованная литература:

  1. В.В. Воронин. География Самарской области. Самара: СИПКРО, 2003.

  2. Э.Я. Дмитриева, П.С. Кабытов. Самарская область. Самара: изд-во «Самарский дом печати», 2001.

  3. М.С. Горелов. Млекопитающие Самарского края. Самара: СИПКРО, 1996.

  4. Е.С. Гордон, Р.А. Савилова. Земля родная. Куйбышевское книжное издательство, 1966.

  5. Захаров А.С., Горелов М.С. «Зеленая книга» Поволжья. Самара: Кн. Изд-во, 1995.

  6. И.Р. Учайкина. Люби и изучай свой край. Самара: КРЕДО, 1996.

  7. Кудинов К.А. Жигулевский государственный заповедник. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1982.

Ресурсы интернет:

http://www.yug-poliv.ru/contacts

http://www.delfin-gifts.ru/catalog/index.php?ELEMENT_ID=177748

http://gpskarts.ru/Privolzhskii-okrug/

http://www.perevozki-samara.ru/samara_karta_samarskaya_oblast.shtml

http://www.hge.pu.ru/mapgis/subekt/samara/samara.html

http://www.trasa.ru/region/samarskaya_clim.html

http://www.ikolyaski.ru/index.php?man_id=56

http://www.prazdnik1.ru/?alias=fgal&page=13

http://www.samara.aif.ru/society/news/35055

http://samsc.ssu.samara.ru/spl_sam/spl_sam_7.shtml

http://www.ecosystema.ru/07referats/zap/013.htm

http://www.russia163.ru/yandsearch?cl4url=vninform.ru/article/62108.html  

http://www.stroyteh.ru/wiki/filter/?c=34&p=0&ps=10&pn=3

http://www.august.ru/8248.html  

http://liotonfoto.health.mail.ru/cgi-bin/photo/dayphoto?tab=3&year=2010&month=5&day=4  

http://sundav.fotoplex.ru/usersrating/6/

http://meganauka.com/2010/02/page/2/

http://www.trkterra.ru/news/2007-09-26/350

http://www.volgatravel.ru/errr/?errid=2729

http://tltgorod.ru/news/?theme=5&page=40&news=2160

http://www.svyato.info/uljanovskaja-oblast/inzenskijj-rajjon-uljanovskaja-oblast/

http://samara.name/content/view/150/47/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!