Конспект открытого классного часа учителя начальных классов Цыдендамбаевой М.Д.
Тема: «Все мы разные»
Цель: ввести и закрепить определение термина «толерантность»; отрабатывать умение видеть индивидуальное в каждом человеке; показать, что такое толерантное отношение к различиям; сформировать представление о толерантном отношении.
Класс: 3 «А»
Оборудование: презентация, аудиозапись песни «Я,ты,он,она…», мультфильм, «лепесточки», фломастеры
Ход занятия:
Орг.момент
Дети рассаживаются в классе по группам, звучит песня: «Я,ты,он,она…»
II. Актуализация знаний
1.Просмотр мультфильма.
- О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты)
2.Игра «Чем мы похожи?»
Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.
Видите дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.
III. Работа по теме урока.
Знакомство с понятием «толерантность»
Я хочу познакомить вас с древней китайской притчей «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (о дружеских взаимоотношениях в классе…и т.д.)У этого определения есть понятие, которое имеет свою историю:
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский (слайд 2.1). Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени этого мудрого министра появилось слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, (слайд2.2), что в переводе с английского означает терпение.
IV. Физминутка
V. Первичное закрепление
Работа по группам «Цветок толерантности» (дети в группах должны выбрать лепестки с качествами толерантности и наклеить по кругу)
Изучение правил толерантного общения (слайд 3)
Творческая работа «Эмблема толерантности».
Ученики на листочках А3 наклеивают вокруг земного шара вырезанные из бумаги свои ладошки.
VI. Итог урока
- Какие качества присущи толерантной личности?
- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов (слайд5). (Дети хором поют песню «Я, ты, он, она…»)