СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка-основа жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Клетка-основа жизни»

Тема: Клетка – основа жизни.

Класс: 5

УМК: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение».

Цель: формирование представления о клетке как основе жизни на пленете.

Задачи:

Предметные: рассказать о клетке как о структурной и функциональной единице живого мира.

Развивающие: продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием, находить главное в тексте, выделять причинно-следственные связи, сравнивать, рассуждать, делать выводы на основе сравнения, работать в парах, группах.

Воспитательные: формировать позитивное отношение к природе, другим людям и самому себе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – лабораторная работа.

Урок включает в себя элементы технологии «Педагогическая мастерская».

План урока:

  1. Индукция – постановка проблемы (2 мин).

  2. Самоконструкция – формулирование гипотезы и способов её подтверждения (3 мин).

  3. Социоконструкция – эксперимент (10 мин).

  4. Социализация – подготовка сообщения (10 мин).

  5. Афиширование – сообщения (10 мин).

  6. Разрыв – составление выводов (2 мин).

  7. Рефлексия (3 мин).

Ход урока:

Действия учителя

Действия ученика

Индукция (наведение)

Учитель показывает ученикам кусочек рафинада и задает наводящие вопросы. А из чего он состоит? (из крупинок). Верно (сыплет сахар из стакана). Учитель показывает кусочек мела. А это что? (мел). Пишет на доске. Как вы думаете, почему он оставляет след? (частички мела прилипают к доске). Мел тоже состоит из частичек. А знаете ли вы, из чего состоят живые организмы, например, цветок? (нет). Это наша проблема. И сегодня на уроке нам необходимо решить её и узнать, из чего построены все живые организмы.

Отвечают на вопросы.

Самоконструкция (индивидуальная работа)

А как вы думаете, из чего могут состоять все живые существа? Учитель помогает ученикам сформулировать свои возможные версии (гипотезы). Например, возможно, все живые организмы тоже состоят из частичек, как мел и кусочек сахара. Что нам нужно сделать, чтобы проверить нашу гипотезу? (увидеть эти частички). Посмотрите на чешуйку лука. Видите ли вы эти частички? (нет). Почему? (возможно, они маленькие). Что необходимо использовать, чтобы разглядеть их? (увеличительные приборы – лупа и микроскоп).

Высказывают свои предположения.


Отвечают на вопросы.

Социоконструкция (работа в парах)

Используя оборудование и инструктивные карточки, попробуйте найти ответ на интересующий нас вопрос. Учитель помогает ученикам настроить микроскопы, корректирует работу, поправляет.

Что наблюдаю

Лупа

Микроскоп






Под лупой ничего не видно. Нужен прибор с более сильным увеличением – микроскоп.

Живые организмы состоят их «ячеек». Они очень маленькие. Их можно увидеть с помощью микроскопа. Наша гипотеза подтвердилась.

Разбиваются на пары. Выполняют работу.

Рассматривают под микроскопом препарат кожицы лука.

Социализация (работа в группах)

Как крупинка сахара называется кристаллом сахарозы и частичка мела – кристаллом карбоната кальция, так и частички живых существ тоже имеют название. Найдите его в учебнике на станице 107 (клетки). А кто их впервые открыл? (Роберт Гук, рассматривая бутылочную пробку).

Подобно любому целому клетка состоит из частей. Например, яблока состоит из клеток. Но помимо этого у него есть кожура, мякоть и семечки. А о частях клетки вам расскажет учебник на стр. 108. Какие части клетки вы видели (ядро, оболочка, цитоплазма). Чтобы узнать их лучше, поработайте с учебником и выясните что же такого особенного в этих частях и для чего они нужны клетке. Ученики делятся на группы, и каждая группа составляет небольшое сообщение о какой-либо части клетки по тексту учебника на стр. 107.

Работают с текстом учебника.

Афиширование

Представление результатов. Если ученики ошибаются, учитель наводит на правильный ответ.

Каждая группа отчитывается, рисуя на ватмане свою часть клетки.

Разрыв

В результате получилась модель клетки с четкими частями.

Все живое состоит из клеток – частичек жизни.

Клетка имеет свою структуру.

И каждая её часть имеет свое назначение.

Как сердце человека перекачивает кровь, так и все части клетки также имеют свое назначение. И поэтому они были названы органоидами (не органами, так как слишком малы). А ведь это еще не предел и органоиды состоят из более мелких частичек, но об этом вы узнаете на физике и химии.

На следующем уроке мы будем знакомиться с тем огромным разнообразием жизни, основу которого составляет клетка.

Внимательно слушают.

Рефлексия

Оцените вашу работу на уроке и оставьте на макете клетки смайлик.

«Я узнал много нового. Урок мне понравился»

«Я не узнал ничего нового. Урок мне понравился»

«Я не узнал ничего нового. Урок мне не понравился»

Рисую смайлик.



проблема

ГИПОТЕЗА

эксперимент

выводы

ОБОЛОЧКА

ЯДРО

ЦИТОПЛАЗМА

вакуоль



Оболочка

Оболочка клетки состоит из 3 слоев. Она служит защитой от вредоносных бактерий и негативных воздействий внешней среды. В оболочке имеются поры, через которую в клетку поступают питательные вещества. Причем оболочка «выбирает», какие вещества пропустить, а какие нет. Это называется избирательной проницаемостью.



Ядро

Сферическое тельце в клетке. Оболочка ядра состоит их 2 слоев, которые защищают наследственную информацию всего организма. Эта информация заключена в молекуле ДНК.



Цитоплазма

Жидкая среда клетки, которая придает форму. В ней расположены все части клетки и протекают процессы, необходимые для жизни.



Вакуоль

Пространство в клетке. Напоминает мешочек и окружена оболочкой, которая отграничивает вакуоль от цитоплазмы. Накапливает питательные вещества и отграничивает от клетки вредные отбросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!