КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ (слайд 1)
Цели:
Познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, дать представление об основных и переходных климатических поясах. (слайд 2)
Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта мира,
контурные карты, компьютер.
Ход урока
II. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Устный опрос по вопросам: (слайд 3)
- Определите, какие из перечисленных ветров относятся к постоянным: муссон, пассат, фен, северо-восточный бриз, стоковые, западные ветры? (Пассат, стоковые, западные ветры).
- Что такое воздушные массы?
- Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:
Жаркая и влажная (экваториальная в.м.)
Жаркая и сухая (тропическая в.м.)
Холодная и сухая (арктическая в.м.)
Свойства меняются по сезонам года (умеренная в.м.)
2. Работа по карточкам:
Сравните пассаты и муссоны (слайд 8)
Черты сравнения | Пассаты | Муссоны |
Закономерности появления | | |
Постоянные, временные | | |
Проверка
Черты сравнения | Пассаты | Муссоны |
Закономерности появления | Возникают из-за разницы атмосферного давления на экваторе и тропических широтах | Рождаются на берегах океанов и морей. Возникают из-за разницы в давлении на суше и море. |
Постоянные, временные | Пассаты являются постоянными ветрами | Направление меняется по сезонам года: летом дуют на сушу, зимой на море. |
IП. Изучение нового материала.
1. Мы с вами изучили, что распределение солнечного тепла и атмосферных осадков на Земле неравномерно. Поэтому и климаты Земли очень разнообразны. Известный ученый Б. П. Алисов выделил на Земле 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами.
2. Попробуйте сформулировать определение термина «климатический пояс». Сравним ваше определение с определением приведённым в учебнике: (Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс).
Климатические пояса делятся на постоянные (климатические пояса, в которых преобладает один тип воздушных масс) и переходные(воздушные массы меняются по сезонам года). В названиях переходных поясов присутствует приставка «суб», что в переводе с латинского обозначает «под».
3. Задание. Основываясь на тексте учебника, климатической карте мира, карте климатических поясов и областей мира, заполните в тетрадях таблицу. (слайд 9)
Климатические пояса
переходные
постоянные
………. ……….
4. Работа с климатической картой.
Вопросы и задания:
1) Покажите и назовите климатические пояса.
Покажите и назовите основные пояса.
Покажите и назовите переходные пояса.
Какие из них повторяются в Северном и Южном полушариях?
Какие занимают большую территорию?
(слайд 10) Характеристики климатических поясов.
IV.Проверка понимания изученного.
Какие силы заставляют перемещаться воздушные массы? (Разница давления).
В каком направлении перемещаются воздушные массы летом? (на север).
Какие тропические массы господствуют в субэкваториальном поясе? (летом экваториальные, зимой – тропические).
V. Домашнее задание (слайд 18)
- Заполните таблицу используя материалы учебника, карты атласа.
Климатический пояс | Воздушные массы | Температура | Кол-во осадков | Режим осадков | Занимаемая территория |
января | июля |
| | | | | | |
На контурных картах обозначьте климатические пояса.