СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключевые понятия и задание по теме "Основы сценического мастерства" Раздел: "Работа над созданием вокально-сценического образа"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации "Ключевые понятия  и упражнения по теме занятия«Основы сценического мастерства». Раздел: Работа над созданием вокально-сценического образа» приводятся основные тезисы по теме и выдержки из записей современников Ф.И.Шаляпина о его понимании теории и практики работы над вокально-сценическом образом с иллюстрациями и заданием по теме.

Просмотр содержимого документа
«Ключевые понятия и задание по теме "Основы сценического мастерства" Раздел: "Работа над созданием вокально-сценического образа"»

Ключевые понятия и упражнения по теме занятия

«Основы сценического мастерства». Раздел: Работа над созданием вокально-сценического образа».

Вокально-сценический образ включает в себя вокальное и сценическое воплощение исполняемого произведения.

Необходимые элементы для создания вокально-сценического образа:

  1. Владение элементами вокальной техники.

  2. Владение элементами сценического мастерста.

  3. Анализ литературного и музыкального содержания исполняемого произведения.

  4. Умение создавать и визуализировать образы используя личный жизненный опыт и художественно-эстетические впечатления.



Этапы создания вокально-сценического образа:

  1. Выбор объекта.

  2. Работа с объектом(анализ содержания и музыкального материала).

  3. Визуализация объекта.

  4. Создание образа (технические задачи: грим, элементы костюма, причёски, мимика, жесты и т.д.).

  5. Работа над тембром голоса.

  6. «Перевоплощение»в созданный вокально- сценический образ(действие в образе).







Из воспоминаний современников о работе над вокально-сценическим образом выдающегося певца Ф.И. Шаляпина.

Шаляпин запел: «Клянусь я первым днём творенья…» И сразу остановился. «Что же ты играешь?», - обратился он к Корещенко (концертмейстер). «Как что? Вот что», - показал музыкант на ноты. «Так ведь это ноты, - сказал сердито Шаляпин, - ведь ещё не музыка… Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор». На следующий день на репетиции певец попросил у дирижёра разрешения продирижировать свои места в опере. Шаляпин пел и за себя, и за хор. А в ариозо «Клянусь», когда он дошёл до фразы «Волною шёлковых кудрей», оркестр встал, музыканты закричали «браво» и сыграли Шаляпину туш… Бенефис прошёл с огромным успехом.

Вспоминает художник Коровин: «Шаляпин в Грозном (в «Псковитянке»)  был изумителен. Как бы вполне обрёл себя в образе сурового русского царя, как бы приял в себя его неспокойную душу. Шаляпина не было на сцене, был оживший Грозный. В публике говорили: «Жуткий образ…».

Таков же он был и в «Борисе Годунове»… Помню первое впечатление. Я слушал, как Шаляпин пел Бориса из ложи Теляковского. Это было совершенно и восхитительно. В антракте я пошёл за кулисы. Шаляпин стоял в бармах Бориса. Я подошёл к нему и сказал: «Ну, знаешь ли, сегодня ты в ударе». «Сегодня, - сказал Шаляпин, - понимаешь ли, я почувствовал, что я в самом деле Борис. Ей-богу! Не с ума ли я сошёл?» «Не знаю, - ответил я. – Но только сходи с ума почаще…»

Публика была потрясена. Вызовам, крикам и аплодисментам не было конца. Артисты это называют «войти в роль». Но Шаляпин больше, чем входил в роль, - он поистине перевоплощался. В этом была тайна его души, его гения».

Близкий друг Шаляпина, художник Коровин вспоминает: «Однажды, когда я удивлялся его исполнению, он мне сказал: «Я не знаю, в чём дело. Просто, когда пою Варлаама, я ощущаю, что я Варлаам, когда Фарлафа, что я Фарлаф, когда Дон Кихота, что я Дон Кихот. Я просто забываю себя. Вот и всё. И владею собой на сцене. Я, конечно, волнуюсь, но слышу музыку, как она льётся. Я никогда не смотрю на дирижёра, никогда не жду режиссёра, чтобы меня выпустил. Я выхожу сам, когда нужно. Мне не нужно указывать, когда нужно вступить. Я сам слышу. Весь оркестр слышу – замечаю, как отстал фагот или альт…  Музыку надо чувствовать!.. 

Ты знаешь ли, я даже забываю, что пою перед публикой. Никакой тут тайны нет. Хотя. Пожалуй, некоторая и есть: нужно любить и верить в то, что делаешь. В то нечто, что и есть искусство… Эти все знания надо в кармане иметь, а петь надо любя,

 Артиста сделать нельзя - он сам делается. Я никогда не думал, что буду артистом. Это как-то само собой вышло».

Л.Андреев о Шаляпине:

"...Творческой роли актеров и певцов принято отводить довольно скромные размеры: и слова у них чужие, и музыка чужая, и только толкование того и другого в их власти — да и то в известных пределах. Как ни пой Шаляпин «Блоху», а создали ее все-таки Гёте и Мусоргский, а не он. Оно так, но не совсем. Допустим такой случай: вылепивши из глины человека, Творец позабыл бы вдохнуть в него жизнь — получилась бы глиняная фигура со всеми атрибутами и потенциями человека, но не человек. И много или мало сделал бы тот, кто дал бы жизнь неподвижной глине? Именно это и делает Шаляпин — он дает жизнь прекрасным глиняным и мраморным статуям. Давно существуют «Псковитянка» и Иван Грозный, и многие любовались им, — а живым не видел его никто, пока не явился Шаляпин. Живым, в самом строгом смысле этого слова, ну — как живы я и вы, мой читатель. Всегда находились на свете более или менее талантливые искусники, которые раскрашивали статуи под человеческое тело, приводили их в движение, и получалось так мило — совсем как живые. Как живые, но не живые — вот та непостижимая разница, что отличает творения Шаляпина от игры других талантливых артистов. Здесь начинается область великой тайны — здесь господствует гений. Большое слово написал я — но не беру его обратно."

Серов В.А. Шаляпин в роли царя Ивана Грозного. 1897г.

Шаляпин в роли царя Бориса Годунова. Худ. Харитонов Н.В. 1917г.

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля из оперы «Фауст». Худ. Головин А.Я.



Задание:

  1. Вспомните в подробностях выступление кого-то из певцов или певиц, увиденное Вами лично на концерте или по видеозаписи, которое Вас поразило и впечатлило во всех подробностях.

  2. Попробуйте описать, что так впечатлила Вас в поведении певца:

  • Жесты

  • Мимика

  • Костюм

  • Пение

  • Музыка

  • Свет

  • Грим

  • Декорации

  • Реакция зрителей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!