Вариант 1
Задание 17. - Пределы осуществления гражданских прав объективны – их существование не зависит от воли участников правоотношений, они устанавливаются законом.
- подразумеваются некие общие правила, определяющие правомерное поведение, вне связи с субъективными правами;
- мелкие бытовые сделки.
Задание 18. Не менее двух признаков понятия «субъект гражданского права»:
- обладает правоспособностью;
- обладает дееспособностью;
- может быть как физическим, так и юридическим лицом.
Связь обязывающих норм права с юридической ответственностью обусловлена следующим образом: за нарушение нормы права незамедлительно наступает юридическая ответственность.
Задание 19. 1. Институт купли-продажи, гражданское право: Иван увидел объявление о продаже телевизора марки Самсунг на Авито. Он связался с продавцом и купил у него этот телевизор за 43 тысячи рублей. Денежные средства поступили на счёт продавцу в указанное в время в соответствии с договором оферты на сайте Авито.
2. Институт трудового договора, трудовое право: Алина устраивалась на работу в юридическую фирму «Фемида», она ознакомилась с трудовым договором, в котором особое внимание было уделено её правам и обязанностям. Она подписала данный трудовой договор в двух экземплярах.
3. Институт образования, конституционное право: Семья Кропоткиных подала заявление на зачисление своего сына Петра в школу №1 имени Зубилина для реализации его права на получение бесплатного общего образования.
Задание 20. 1. Пределы осуществления гражданских прав могут быть ограничены в зависимости от возраста человека в связи с тем, что в юном возрасте люди в силу недостаточного опыта социального взаимодействия могут осуществлять свои гражданские права с целью причинения вреда другому человеку, т.е. заведомо недобросовестно осуществлять свои права (не видят или не хотят видеть разницы между свободой словом, правом на независимое мнение и оскорблением чувств и достоинства другого человека);1
2. До 14-18 лет люди могут не оценить риски для имущества, условия и ответственность за которые регулирует Гражданский кодекс, в силу знаний и опыта социального взаимодействия. Поэтому для людей существуют возрастные ограничения в вопросах заключения и реализации права собственности и т.д.
3. Находясь в детском возрасте, человек не всегда может определить справедливую стоимость товара/услуги, их полезность и вред, особенно в пространстве сети-Интернет. Поэтому в юридическом поле существует принцип постепенного наделения людей дееспособностью в вопросах, регулируемых Гражданским кодексом. Так с 6 до 14 лет человек в праве совершать мелкие бытовые сделки, что способствует формированию у него алгоритма выбора.
Задание 22.
Нуклеарная;
Заработная плата, проценты по депозиту;
Как распределяются обязанности в семье Лебедевых? Как принимаются решения в семье Лебедевых?
В тексте иллюстрируется экономическая/ хозяйственно-экономическая/ бытовая функция семьи.
Задание 23.
Гарантия презумпции невиновности: согласно Конституции Российской Федерации, человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда;
Федеративное государство: Конституция РФ закрепляет устройство её территории, а именно деление страны на края, республики, области, города федерального значения, автономные области и округа, являющиеся равноправными субъектами страны.
Суверенное государство: Конституция РФ закрепляет принцип распространения суверенитета государства на всей его территории.
Задание 24. Сложный план по теме:
«Цикличность экономического развития»
Понятие экономического цикла;
Фазы экономического цикла:
А) подъем;
Б) пик;
В) рецессия (спад);
Г) кризис (дно).
Показатели экономического цикла:
А) объёмы производства;
Б) уровень реальных доходов населения;
В) уровень занятости населения и т.д.
Виды экономических циклов:
А) краткосрочные;
Б) среднесрочные;
В) долгосрочные.
Причины цикличного развития экономики в условиях рыночных отношений:
А) внешние (климатические изменения, войны, появление крупных инновация и т.д.);
Б) внутренние (перепроизводство, монетарная политика, кредитная политика и т.д.).
Антикризисная политика российского государства.
Задание 25.
Для устойчивого экономического развития необходима ценовая стабильность. Ценовая стабильность даёт возможность потребителю и производителю осуществить долгосрочное планирование покупок (в том числе дорогостоящих), строить планы на будущее (например, расширение производства), брать кредиты, и охотнее инвестировать свои средства в развитие производства. По итогу ценовая стабильность может привести к росту производводства, созданию новых рабочих мест, что становится причиной устойчивого экономического роста.
Негативные последствия инфляции: снижение реальных доходов населения, сокращение производства, обесценивание сбережений.
Снижение реальных доходов населения: семья Кондратьевых в течение 5 лет имела доход в размере 75 тысяч в месяц, из-за усиления инфляции они не могут продолжить откладывать деньги для покупки тура в Мексику.
Сокращение производства: в стране K инфляция. Из-за неё возросли цены на металл и электронику для автомобилей. В связи с увеличением издержек производства завод по выпуску легковых автомобилей сократил выпуск автомобилей.
Обесценивание сбережений: Елизавета открыла вклад в «Сбербанке», положила 35 тысяч рублей под 6%. Годовая инфляция составила 17%. Из-за этого снизилась покупательная способность вклада Елизаветы.
Вариант 2
Задание 17. Три черты рыночной экономики, рассматриваемые автором текста:
- за предпринимателями остаётся функция производственного контроля;
- потребитель устанавливает, что и в каком количестве должно быть произведено;
- основана на системе разделения труда и частной собственности.
Задание 18. Три признака понятия «конкуренция»:
- основа – самостоятельность производителей;
- соперничество между участниками процесса производства за ресурсы и рынки сбыта;
- субъекты конкуренции не могут в одностороннем порядке устанавливать цены и правила входа на рынок.
Объяснение роли потребителя в условиях рынка: в условиях рыночных отношений потребители в зависимости от своих потребностей создают спрос на ту или иную продукцию или услуги, тем самым влияя на рост или снижение предложения этих товаров или услуг.
Задание 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами, как в условиях высокой конкуренции производители добиваются роста числа потребителей.
1) Использование рекламы: администраторы зоомагазина «Лапушки»/ магазина «Фикспрайс» перед новогодними праздниками запустили рекламную компанию новогодней коллекции одежды для собак и лимитированной серии кормов/ посуды и канцелярии в таких социальных сетях, как Вконтакте и Одноклассники, данные действия позволили увеличить объём продаж и сократить расходы на рекламу.
2) Улучшение сервиса: Виктория – мастер по маникюру в городе Орёл, она также является владелицей салона «Забота о руках». Год назад она запустила приложение, в котором люди могут, не выходя из дома, не покидая работу, записаться на уходовые процедуры для рук и ног. Бот в приложении помогает выбрать удобную для клиента дату и время, процедуры, подходящие по его запросу, а также средства с учётом аллергий. В условиях конкуренции на рынке красоты данные действия позволили Виктории увеличить число клиентов.
3) Внедрение качественных маркетинговых стратегий: «Кимчи» - бистро азиатской кухни в г. Орёл. Столкнувшись с конкуренцией среди кафе/ресторанов азиатской кухни в городе, для привлечения клиентов начали проводить ивенты по случаю выхода песен популярных корейских исполнителей (в меню добавляются эксклюзивные позиции блюд и напитков, покупателям выдают памятные карточки и наклейки с любимыми артистами), проводятся вечерние кинопоказы в самом кафе. Так стратегия по популяризации «Кимчи» помогла привлечь новых посетителей и увеличить продажи блюд.
Задание 20. Три аргумента в пользу преимущества высококонкурентного рынка перед низкоконкурентным:
На рынке с высоким уровнем конкуренции производители товаров и услуг стремятся улучшать их качество, таким образом плюс высококонкурентного рынка состоит в том, что производимый товар или предоставляемая услуга будет более высокого качества, а соответственно принесёт меньше вреда здоровью покупателя и увеличит число потребителей товара ли услуги с высоким качеством.
В условиях высокой конкуренции производители будут предоставлять услуги и продавать товары по выгодным для покупателей ценам благодаря сокращению издержек на производство товаров и услуг.
Высокая конкуренция мотивирует производителей внедрять в процесс создания товаров и услуг достижения науки и техники. Таким образом высокая конкуренция поддерживает развитие научно-технического прогресса.
Задание 22. После очередной ссоры с соседями совершеннолетний дееспособный гражданин России Н. К. Сидоров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, поджёг соседский дом и надворные постройки. Как оказалось, в сарае спал гражданин Е. Л. Кузьмин, который длительное время нигде не работал и не имел определённого места жительства (бездомный). Во время пожара Е. Л. Кузьмин погиб. Н. К. Сидоров предстал перед судом.
Преступление;
Уголовная;
Принцип справедливости при назначении наказания заключается в соответствии наказания тяжести совершённого деяния;
Нет, алкогольное опьянение не считается смягчающим обстоятельством, т.к. в результате действий Сидорова погиб человек и был нанесён тяжёлый вред имуществу людей.
Задание 23. Конституция РФ гарантирует удовлетворение различных потребностей граждан:
Социальные потребности: согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию.
Духовные потребности: Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в культурной жизни страны, доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры.
Биологические: согласно Конституции РФ, граждане страны имеют право на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи.
Задание 24. Сложный план по теме:
«Фискальная политика – метод государственного
регулирования экономики»
Правительство – субъект фискальной политики;
Цели фискальной политики:
А) стимулирование экономического роста;
Б) стабилизация уровня цен;
В) обеспечение занятости населения и т.д.
Виды фискальной политики:
А) стимулирующие;
Б) сдерживающие.
Инструменты фискальной политики:
А) налоги;
Б) трансферты;
Государственные закупки товаров и услуг
Фискальная политика в современной России.
Задание 25.
Государству необходимо проводить антиинфляционную политику. Инфляция как явление больно ударяет по человеку, обществу, государству, т.к. ведёт к снижению реальных доходов населения, сокращению сбережений граждан, производства, банкротству фирм, росту безработицы и как следствие росту социальной напряжённости. Последнее может стать причиной падения авторитета действующей власти, начала открытого противостояния общества и руководства страны. Таким образом необходимость проведения антиинфляционной политики состоит в недопущении чересчур высокого роста цен на продукты массового спроса и услуги первой необходимости и минимизации негативных последствий инфляции.
Меры антиинфляционной политики в РФ: повышение учётной ставки, государственная поддержка производства, повышение нормы обязательных резервов.
Государственная поддержка производства: для стимулирования производства в стране Правительство РФ в 2023 году осуществило ряд мер по поддержке ряда отраслей. Например, IT- сферы, это позволило избежать сокращения производства в данной сфере и не допустить роста инфляции в данной сфере.
Повышение учётной ставки: в декабре 2023 года Банк России повысил учётную ставку до 16% годовых. До февраля 2024 года планируется поддерживать жёсткие денежно-кредитные условия, чтобы не усугублять рост инфляции.
Повышение нормы обязательных резервов: Банк России с июня 2023 года повысил обязательный уровень резервов в рублях до 4,5%, 6% и 8,5% в зависимости от особенностей лицензии банков.
1 Дееспособность определяет способность и возможность субъекта правовых отношений своими действиями приобретать права и обязанности, а также нести ответственность за совершённые деяния.