СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование текстов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Кодирование текстов»

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи: образовательная: познакомить учащихся с видами кодирования, научить кодировать и декодировать текстовую информацию;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование текстов».

2. Проверка домашнего задания

11010101101(2)  = 1709

11101111(2)  = 239

10100101(2) = 165

363(10) = 101101011

269(10) = 100001101

155(10) = 10011011

3. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

  1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 1010012, 11010012, 1111102, 1000112, 10101012, 11001102
  2. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную:  84510, 107310, 68410, 95010, 44110, 69210
  3. Каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, построить точки на системе координат, соединить их.

РИСУНОК:

  • А (11;10)
  • B (100;1)
  • C (1000;1)
  • D (1001;10)
  • E(1010;101)
  • F(1001;100)
  • H(101;100)
  • K(111;110)
  • L(111;1000)
  • M(110;1001)
  • N(100;1001)
  • O(101;1000)
  • P(101;111)
  • S(1;111)
  • Z(11;110)
  • A(11;10)

В итоге, у вас должен получиться УТЁНОК.

4. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Такчисловая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. , с помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение, правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, сл7)

код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишете что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы – буквы, свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Просмотр содержимого документа
«Кодирование текстов»

18 урок, 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ________

Тема урока: «Кодирование текстов»

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с видами кодирования, научить кодировать и декодировать текстовую информацию;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование текстов».

2. Проверка домашнего задания

11010101101(2) = 1709

11101111(2) = 239

10100101(2) = 165

363(10) = 101101011

269(10) = 100001101

155(10) = 10011011

3. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

  1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 1010012, 11010012, 1111102, 1000112, 10101012, 11001102

  2. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную: 84510, 107310, 68410, 95010, 44110, 69210

  3. Каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, построить точки на системе координат, соединить их.

РИСУНОК:

  • А (11;10)

  • B (100;1)

  • C (1000;1)

  • D (1001;10)

  • E(1010;101)

  • F(1001;100)

  • H(101;100)

  • K(111;110)

  • L(111;1000)

  • M(110;1001)

  • N(100;1001)

  • O(101;1000)

  • P(101;111)

  • S(1;111)

  • Z(11;110)

  • A(11;10)

В итоге, у вас должен получиться УТЁНОК.

4. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Такчисловая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. , с помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение, правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, сл7)

код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишете что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы – буквы, свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

5. Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления.
У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется.

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

Задание №2 . Декодирование слов по номерам букв


Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бб 2, Вв 3, :, Яя 33"

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Создать рисунок и построить точки координат в двоичной системе счисления (работа в рабочей тетради)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!