СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коллаж как метод арт-терапии при работе с детьми»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Коллаж как метод арт-терапии при работе с детьми»»

ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ КОЛЛАЖ  как метод арт-терапии при работе с детьми   Презентация составлена учителем изобразительного искусства Демьяненко Е.О.

ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

КОЛЛАЖ как метод арт-терапии при работе с детьми

Презентация составлена учителем

изобразительного искусства Демьяненко Е.О.

 Состояние психологического здоровья детей сегодня является важнейшей задачей не только для родителей , но и для педагогического сообщества.          Здоровый ребёнок - это жизнерадостный, творческий, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Состояние психологического здоровья детей сегодня является важнейшей задачей не только для родителей , но и для педагогического сообщества. Здоровый ребёнок - это жизнерадостный, творческий, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

 Не секрет, что искусство существует не только для эстетического восприятия, но является и компенсаторным средством.  С помощью искусства мы гармонизируем своё внутренне состояние от полученного стресса в повседневной жизни .  C первобытных времён человек стремиться к искусству. Будучи ребенком, мы рождены придумывать, творить и фантазировать, но став взрослыми забываем творческую составляющую часть человека. Искусство является отдыхом и лакмусовой бумажкой для нашей души.

Не секрет, что искусство существует не только для эстетического восприятия, но является и компенсаторным средством.

С помощью искусства мы гармонизируем своё внутренне состояние от полученного стресса в повседневной жизни .

C первобытных времён человек стремиться к искусству. Будучи ребенком, мы рождены придумывать, творить и фантазировать, но став взрослыми забываем творческую составляющую часть человека. Искусство является отдыхом и лакмусовой бумажкой для нашей души.

Арт-терапия -

Арт-терапия - "лечение" искусством, неиссякаемый творческий источник, который может открыть и подчеркнуть индивидуальность, многогранность и свободу личности.

ТЕХНИКА АРТ-ТЕРАПИИ НЕСЕТ В СЕБЕ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ

Если рассматривать ее со стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от процесса, а также раскрывать его творческий потенциал (рисование, лепка, музыка, танец, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое).

С точки зрения психологии методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты.

Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток.  Для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста определяют следующие цели применения арт-терапевтических методик:   диагностика психологических проблем; научить управлять ребенка своими чувствами, контролировать свои эмоции; синхронизировать работу левого и правого полушария головного мозга; помочь ребенку найти контакт с родителями, сверстниками, окружающими его людьми; раскрыть творческие способности и потенциал; повысить самооценку; снизить уровень агрессии; снизить уровень стресса; развить мелкую моторику.

Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток. 

Для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста определяют следующие цели применения арт-терапевтических методик: 

  • диагностика психологических проблем;
  • научить управлять ребенка своими чувствами, контролировать свои эмоции;
  • синхронизировать работу левого и правого полушария головного мозга;
  • помочь ребенку найти контакт с родителями, сверстниками, окружающими его людьми;
  • раскрыть творческие способности и потенциал;
  • повысить самооценку;
  • снизить уровень агрессии;
  • снизить уровень стресса;
  • развить мелкую моторику.
Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток.  В работе с подростками цели арт-терапии уже меняются:  коррекция девиантного поведения;  раскрыть эмоциональный и творческий потенциал; определить жизненные цели; убрать застенчивость; правильно расставить приоритеты; помочь найти контакт с противоположным полом, сверстниками, родителями и окружающими подростка людьми. Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа.

Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток. 

В работе с подростками цели арт-терапии уже меняются: 

коррекция девиантного поведения;

  • раскрыть эмоциональный и творческий потенциал;
  • определить жизненные цели;
  • убрать застенчивость;
  • правильно расставить приоритеты;
  • помочь найти контакт с противоположным полом, сверстниками, родителями и окружающими подростка людьми.

Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа.

КОЛЛАЖ О   – это отличный метод арт-терапии, который находит широкое применение при работе с детьми. Коллаж является эффективным инструментом:  для стимуляции творческого креативного мышления; для коммуникации, самовыражения, поиска; показывает вариативность выбора; для принятия нестандартных решений; для неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций; для развития конструкторских организаторских навыков; покачивания эмоционального интеллекта; помогает видеть больше жизненных стратегий и вариантов.

КОЛЛАЖ О

это отличный метод арт-терапии, который находит широкое применение при работе с детьми.

Коллаж является эффективным инструментом:

  • для стимуляции творческого креативного мышления;
  • для коммуникации, самовыражения, поиска;
  • показывает вариативность выбора;
  • для принятия нестандартных решений;
  • для неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций;
  • для развития конструкторских организаторских навыков;
  • покачивания эмоционального интеллекта;
  • помогает видеть больше жизненных стратегий и вариантов.
КОЛЛАЖ ( от фр. coller приклеивание)    приём в искусстве, предполагающий соединение в одном произведении разнородных элементов (различных по происхождению, материалу, контрастных по стилю и т. п.).  В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

КОЛЛАЖ ( от фр. coller приклеивание)

  • приём в искусстве, предполагающий соединение в одном произведении разнородных элементов (различных по происхождению, материалу, контрастных по стилю и т. п.).
  • В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
 РАЗНОВИДНОСТИ КОЛЛАЖА   Аппликация (application - накладывание, прикладывание) – это наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, или кожи, или ткани и других материалов на основу. Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление) - техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам. Скрапбукинг  - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток.  Квиллинг   - искусство создания плоских или объемных композиций из длинных узких полосок бумаги, скрученных в спиральки.   Декупаж   - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности. Флористический коллаж. В качестве материала здесь используются всевозможные природные материалы. Это могут быть засушенные цветы и травы, листья, веточки, злаки.

РАЗНОВИДНОСТИ КОЛЛАЖА

  • Аппликация (application - накладывание, прикладывание) – это наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, или кожи, или ткани и других материалов на основу.
  • Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление) - техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.
  • Скрапбукинг  - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток.
  • Квиллинг   - искусство создания плоских или объемных композиций из длинных узких полосок бумаги, скрученных в спиральки.
  •   Декупаж   - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности.
  • Флористический коллаж. В качестве материала здесь используются всевозможные природные материалы. Это могут быть засушенные цветы и травы, листья, веточки, злаки.
Флористический коллаж Декупаж Квиллинг Ассамбляж Аппликация Скрапбукинг

Флористический коллаж Декупаж Квиллинг

Ассамбляж Аппликация Скрапбукинг

 КОЛЛАЖ + АРТ-ТЕРАПИЯ   Как и другие техники арт-терапии, коллажирование погружает человека в медитативное состояние. В таком состоянии бессознательное охотно «рассказывает» о желаниях, мотивах, страхах. Используют коллажирование в арт-терапии для:  раскрытия творческого потенциала; повышение самооценки; диагностики психологического состояния; выявления проблемных ситуаций; самовыражения через внутреннюю работу с личностью; избавления от стресса, эмоциональной разрядки; решения личностных и межличностных конфликтов; решения конкретных психологических проблем; развития познавательных процессов; улучшения командного духа в коллективе; способствует развитию мелкой моторики и координации движений; создание ситуации успеха.

КОЛЛАЖ + АРТ-ТЕРАПИЯ

Как и другие техники арт-терапии, коллажирование погружает человека в медитативное состояние. В таком состоянии бессознательное охотно «рассказывает» о желаниях, мотивах, страхах.

Используют коллажирование в арт-терапии для:

  • раскрытия творческого потенциала;
  • повышение самооценки;
  • диагностики психологического состояния;
  • выявления проблемных ситуаций;
  • самовыражения через внутреннюю работу с личностью;
  • избавления от стресса, эмоциональной разрядки;
  • решения личностных и межличностных конфликтов;
  • решения конкретных психологических проблем;
  • развития познавательных процессов;
  • улучшения командного духа в коллективе;
  • способствует развитию мелкой моторики и координации движений;
  • создание ситуации успеха.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Подарок маме».   Дети так  хотят  порадовать маму,  что готовы делать подарки  ей  каждый  день! Цель упражнения «Подарок маме» («Зимушка-зима», «Краски осени», «Летняя поляна», «Дерево дружбы» и тд): развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение, развить эмпатию, коллективное общение и тд. Выполнение работы: индивидуальная, групповая, с родителем, с воспитателем ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛАЖА ПОТРЕБУЮТСЯ:  Для построения композиции коллажа необходимо:  Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя. Определить формат размеры, форма, высота, ширина Заранее изготавливаем шаблон простой, разнохарактерные и разноразмерные.  Материалы: ножницы, клей, картон-шаблон, бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры, подручные нестандартные материалы и тд.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Подарок маме».  

Дети так  хотят  порадовать маму,  что готовы делать подарки  ей  каждый  день!

Цель упражнения «Подарок маме» («Зимушка-зима», «Краски осени», «Летняя поляна», «Дерево дружбы» и тд): развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение, развить эмпатию, коллективное общение и тд.

Выполнение работы: индивидуальная, групповая, с родителем, с воспитателем

ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛАЖА ПОТРЕБУЮТСЯ:

Для построения композиции коллажа необходимо:

  • Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.
  • Определить формат размеры, форма, высота, ширина
  • Заранее изготавливаем шаблон простой, разнохарактерные и разноразмерные.
  • Материалы: ножницы, клей, картон-шаблон, бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры, подручные нестандартные материалы и тд.
Николай 8 лет Тимофей 3 года 4 месяца

Николай

8 лет

Тимофей

3 года 4 месяца

ОПИСАНИЕ  ПРОЦЕССА Как правило, ребёнку сразу трудно приступить к выполнению заданий. Педагог начинает первым: «Смотри, как я умею». Попросить раскрасить ребёнка лист бумаги его любимыми цветами.  Давай возьмём свой любимый цвет)))  Мы можем определить эмоциональное состояние ребёнка через цвет. Просим ребёнка делать это небрежно, похулиганить: мазки, руками, набрызги, переходы цвета, процарапывания, второй слой. Определяем на сколько ребёнок креативен и ищет новые пути, раскрепощен, какая техника, свободен или закрыт, смешивание цвета, и тд…

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

Как правило, ребёнку сразу трудно приступить к выполнению заданий. Педагог начинает первым:

«Смотри, как я умею».

  • Попросить раскрасить ребёнка лист бумаги его любимыми цветами.

Давай возьмём свой любимый цвет)))

Мы можем определить эмоциональное состояние ребёнка через цвет. Просим ребёнка делать это небрежно, похулиганить: мазки, руками, набрызги, переходы цвета, процарапывания, второй слой. Определяем на сколько ребёнок креативен и ищет новые пути, раскрепощен, какая техника, свободен или закрыт, смешивание цвета, и тд…

ОПИСАНИЕ  ПРОЦЕССА 2. Затем просим раскрасить ещё один лист (зеленым цветом, если это тема цветок для мамы); 3. Если требуется заполняем третий лист (повторение процесса); На этом этапе мы можем посмотреть на сколько ребёнок консервативен, смешивает он другие цвета, какая техника, чем делает (смысл основного этапа повторяется). 4. Раскрасив листы, даём высохнуть. Можно включить приятную музыку, потанцевать, попеть.

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

2. Затем просим раскрасить ещё один лист

(зеленым цветом, если это тема цветок для мамы);

3. Если требуется заполняем третий лист (повторение процесса);

На этом этапе мы можем посмотреть на сколько ребёнок консервативен, смешивает он другие цвета, какая техника, чем делает (смысл основного этапа повторяется).

4. Раскрасив листы, даём высохнуть. Можно включить приятную музыку, потанцевать, попеть.

ОПИСАНИЕ  ПРОЦЕССА 5. После прикладываем шаблон, который понравился ребёнку, но на то место которое он САМ выбирает на разноцветном листе (форму, размер, количество). Помогаем обвести. Вырезает сам или при помощи. 6. Точно так же ребёнок продолжает дальше с другими частями .  Определяем на сколько делается работа уверенно, самостоятельно, по аналогии… 7. Ребёнок определяет место склеивания сам, воспитатель (педагог) может помочь прикрепить части. Это касается и определения общего вида картины.

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

5. После прикладываем шаблон, который понравился ребёнку, но на то место которое он САМ выбирает на разноцветном листе (форму, размер, количество). Помогаем обвести. Вырезает сам или при помощи.

6. Точно так же ребёнок продолжает дальше с другими частями .

Определяем на сколько делается работа уверенно, самостоятельно, по аналогии…

7. Ребёнок определяет место склеивания сам, воспитатель (педагог) может помочь прикрепить части. Это касается и определения общего вида картины.

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК СОЗДАЛ СВОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ БУКЕТ ЦВЕТОВ СВОИМИ РУКАМИ, СПЕЦИАЛЬНО, ДЛЯ МАМЫ. Занятие принесло  много радости и творческое удовлетворение. Такую работу можно проводить в диагностических целях и выявлении настроения, развития и тд.

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК СОЗДАЛ СВОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ БУКЕТ ЦВЕТОВ

СВОИМИ РУКАМИ, СПЕЦИАЛЬНО, ДЛЯ МАМЫ.

Занятие принесло  много радости и творческое удовлетворение.

Такую работу можно проводить в диагностических целях и выявлении настроения, развития и тд.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!